Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.11.2011 ПО ДЕЛУ N А63-2704/2009

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. по делу N А63-2704/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Прокофьевой Т.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Мирзоева Ю.С. (доверенность от 01.01.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (ИНН 2632000016, ОГРН 1042600229990), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.05.2011 (судья Филатов В.Е.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 (судьи Мельников И.М., Джамбулатов С.И., Фриев А.Л.) по делу N А63-2704/2009, установил следующее.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску Ставропольского края (далее - инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в зачете сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в счет погашения недоимки по налогам и пеням: решения о зачете от 18.12.2008 N 1065 на сумму 1 603 836 рублей в счет налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, от 18.12.2008 N 1066 на сумму 37 781 рублей 67 копеек в счет пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет; от 18.12.2008 N 1067 на сумму 5 776 967 рублей в счет НДС на товары, производимые в Российской Федерации; от 18.12.2008 N 1068 в счет пеней по НДС на товары, производимые в Российской Федерации от 22.12.2008 N 3726 на сумму 462 831 рубль 33 копейки в счет пеней по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; от 22.12.2008 N 3727 на сумму 111 473 рубля 15 копеек в счет НДС, пеней по НДС на товары, производимые в Российской Федерации; об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав путем восстановления переплаты по налогу на прибыль организации, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 2 104 449 рублей, по НДС - в сумме 6 337 054 рублей (уточненные требования).
Решением от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что зачеты по решениям от 18.12.2008 N 1065, 1066, 1067 (в части), 1068, от 22.12.2008 N 3726, 3726 (в части) проведены налоговым органом в счет погашения задолженности, начисленной на основании решения по выездной налоговой проверке, которое впоследствии решением арбитражного суда признано недействительным. Зачет по НДС в сумме 2 174 886 рублей (по решению от 18.122008 N 1067) и зачет по пеням по НДС в сумме 2 215 рублей (по решению от 22.12.2008 N 3727) произведен с нарушением процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части признания незаконными действий о проведении зачета излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки в сумме 2 177 101 рубля (2 174 886 рублей НДС и 2 215 рублей пеней по НДС), и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению налогового органа, суды не приняли во внимание, что указанная сумма начислена на основании решения от 17.11.2008 N 10-93, принятого по результатам выездной налоговой проверки, не оспоренного налогоплательщиком и вступившего в законную силу. Инспекция вправе самостоятельно произвести зачет имевшейся переплаты в счет погашения недоимки.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее. Судебные акты не обжалуются в части удовлетворения заявления общества о признании недействительными действий инспекции по проведению зачета излишне уплаченных налогов в счет недоимки, образовавшей на основании решения от 18.08.2008 N 10-83Р, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения 2 174 886 рублей недоимки по НДС и 2 215 рублей пеней за неуплату НДС (решения от 18.12.2008 N 1067 и от 22.12.2008 N 3727) произведен в счет погашения задолженности, начисленной на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан от 17.11.2008 N 10-93Р, вступившего в законную силу и не оспариваемого обществом.
Инспекция выставила обществу требование от 10.12.2008 N 4291, в котором предложила уплатить 2 174 886 рублей недоимки по НДС и 2 215 рублей пеней за неуплату НДС в срок до 20.12.2008.
Решениями от 18.12.2008 и от 22.12.2008 инспекция произвела зачет излишне уплаченного НДС в счет погашения 2 174 886 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость и 2 215 рублей пеней за неуплату налога на добавленную стоимость.
Общество, считая действия инспекции незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что решения о зачете приняты налоговым органом ранее срока, необходимого для добровольного исполнения требования от 10.12.2008 N 4291 об уплате задолженности, образовавшейся на основании решения от 17.11.2008 N 10-93Р, принятого по результатам выездной налоговой проверки. Однако, суды не учли следующее.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Согласно части 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Спорная задолженность возникла на основании решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки. О принятии указанного решения общество должно было знать, однако не обжаловало его в установленном порядке
Следовательно, принятие инспекцией решений о зачете до истечения срока на добровольное исполнение требования не повлекло нарушения прав общества, не привело к необоснованному взысканию либо изменению его налоговой обязанности или иному ущемлению его прав и законных интересов и направлено на исполнение его обязанности по уплате налогов в бюджет.
Как следует из содержания части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. При этом заинтересованное лицо должно доказать нарушение субъективного права или законного интереса, а также возможность восстановления этого права (интереса) избранным способом защиты. Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Кодекса основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления общества в части признания незаконными действий инспекции по зачету излишне уплаченных налогов в счет погашения 2 174 886 рублей недоимки по НДС и 2 215 рублей пеней по НДС. Судебные акты в этой части надлежит отменить, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права. Принимая во внимание, что для разрешения спора по существу кассационной инстанции не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, суд вправе, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение об отказе обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий инспекции по проведению зачетов излишне уплаченных налогов в счет погашения 2 174 886 рублей недоимки по НДС и 2 215 рублей пеней по НДС
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.05.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N А63-2704/2009 в части признания незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края о проведении зачетов излишне уплаченных налогов в счет погашения 2 174 886 рублей недоимки по НДС и 2 215 рублей пеней по НДС отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в этой части отказать.
В остальной части решение от 12.05.2011 и постановление от 14.07.2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
В.Н.ЯЦЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)