Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 января 2007 года Дело N А72-5016/06-14/156
Закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 348ДСП от 29.05.2006 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 50396784,87 руб. и штрафа в размере 14068624,80 руб.
Решением суда от 10.08.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 348ДСП от 29.05.2006 признано недействительным в части доначисления пеней в сумме 13372256,59 руб. и предложения уплатить пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 50396784,87 руб., а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 14068624,80 руб. В остальной части требования Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 27.09.2006 решение оставлено без изменения.
Суд первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослался на нарушение налогового законодательства в части привлечения Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа и доначисления пени, поскольку со дня вынесения решения о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам прекращается начисление и взыскание пеней и штрафов по налогам и сборам.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение и Постановление апелляционной инстанции отменить, в иске Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что начисления производились согласно налоговой проверке, проведенной до вынесения решения о реструктуризации задолженности, и право на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам было предоставлено именно на ту сумму, которая указана налоговым органом в справках, то есть без учета доначислений, произведенных по результатам выездной налоговой проверки. Сумма пеней в размере 50396784 руб. 87 коп. не вошла в состав реструктуризированной задолженности и в графики погашения задолженности не включалась.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области проведена выездная налоговая проверка в отношении Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 20.01.2003 по 01.09.2005.
В ходе проведения проверки установлено неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 70343124 руб. и предложено взыскать с Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" пени за неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 35447112,15 руб., о чем 17.04.2006 был составлен акт N 228ДСП.
По результатам проверки налоговым органом 29.05.2006 вынесено решение N 348ДСП, в соответствии с которым Закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" было предложено уплатить не полностью перечисленный налог на доходы физических лиц в сумме 70343124 руб., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 50396784,87 руб., штраф по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 14068624,80 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, Закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой и апелляционной инстанций заявленные требования Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" удовлетворил частично, признав решение налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 14068624 руб. 80 коп., доначисления пеней в сумме 13372256,59 руб. и предложения уплатить пени в сумме 50396784,87 руб. недействительным, поскольку до вынесения решения налогового органа вступили в силу распоряжение Правительства Ульяновской области N 45-ПР от 28.09.2005 и Постановление Главы г. Ульяновска N 2308 от 30.09.2005 о реструктуризации задолженности Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП", в связи с чем начисление пеней и штрафов должно было быть прекращено.
Суд кассационной инстанции выводы суда первой и апелляционной инстанций считает законными и обоснованными из нижеследующего.
Распоряжением Правительства Ульяновской области N 45-ПР от 28.09.2005 и Постановлением Главы г. Ульяновска N 2308 от 30.09.2005 Закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пени и штрафам, зачисленным в бюджет Ульяновской области и бюджет г. Ульяновска.
В соответствии с Законом Ульяновской области N 048-30 от 20.06.2005 "Об условиях и порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности организаций авиационной промышленности Ульяновской области по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам" реструктуризация кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, проводится на задолженность, исчисленную налоговыми органами по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию. Согласно п. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона и п. п. 5 и 9 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности организации авиационной промышленности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Ульяновска (приложение к Постановлению Главы города от 18.07.2005 N 1407) организации для получения права на реструктуризацию представляют справку налогового органа о кредиторской задолженности по налогу и сбору, зачисляемому в областной бюджет, по состоянию на первое число месяца подачи заявления.
Согласно ст. 4 Закона N 048-30 от 20.06.2005, а также в соответствии с п. 12 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности организации авиационной промышленности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Ульяновска, утвержденным Постановлением Главы города от 18.07.2005 N 1407, решение о реструктуризации кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, вступает в силу со дня, указанного в решении. С этого же дня прекращается начисление и взыскание пеней и штрафов по налогам и сборам.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени, начисленные на реструктуризированную кредиторскую задолженность по налогу на доходы физических лиц, также подлежат реструктуризации, так как пени являются способом обеспечения налогового обязательства.
Пени, начисленные за период с первого числа месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности по налогам до даты, предшествующей дате принятия положительного решения в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Ульяновской области N 048-30 от 20.06.2005 и п. 9 Порядка, утвержденного Постановлением N 1407 от 18.07.2005, также включаются в график по реструктуризации.
Кроме того, реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Согласно п. 8 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Поскольку Постановлением Главы г. Ульяновска N 2308 от 30.09.2005 и Распоряжением Правительства Ульяновской области N 45-ПР от 28.09.2005 Закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пени и штрафам, зачисленным в бюджет Ульяновской области и бюджет г. Ульяновска по состоянию на 01.09.2005 в размере 140866186 руб., то таким образом, начисление пеней и штрафов должно было быть прекращено в силу прямого указания закона на запрет указанных действий. Следовательно, начисление налоговым органом пени на реструктуризированную кредиторскую задолженность в размере 13372256,56 руб. по НДФЛ, имевшую место до 01.09.2005, и наложение штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению с суммы кредиторской задолженности в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 14068624,80 руб. неправомерны.
При данных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, а выводы соответствуют исследованным по делу фактическим обстоятельствам, оснований для их отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 27.09.2006 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5016/06-14/156 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2007 ПО ДЕЛУ N А72-5016/06-14/156
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 января 2007 года Дело N А72-5016/06-14/156
Закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 348ДСП от 29.05.2006 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 50396784,87 руб. и штрафа в размере 14068624,80 руб.
Решением суда от 10.08.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 348ДСП от 29.05.2006 признано недействительным в части доначисления пеней в сумме 13372256,59 руб. и предложения уплатить пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 50396784,87 руб., а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 14068624,80 руб. В остальной части требования Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 27.09.2006 решение оставлено без изменения.
Суд первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослался на нарушение налогового законодательства в части привлечения Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа и доначисления пени, поскольку со дня вынесения решения о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам прекращается начисление и взыскание пеней и штрафов по налогам и сборам.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение и Постановление апелляционной инстанции отменить, в иске Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что начисления производились согласно налоговой проверке, проведенной до вынесения решения о реструктуризации задолженности, и право на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам было предоставлено именно на ту сумму, которая указана налоговым органом в справках, то есть без учета доначислений, произведенных по результатам выездной налоговой проверки. Сумма пеней в размере 50396784 руб. 87 коп. не вошла в состав реструктуризированной задолженности и в графики погашения задолженности не включалась.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области проведена выездная налоговая проверка в отношении Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 20.01.2003 по 01.09.2005.
В ходе проведения проверки установлено неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 70343124 руб. и предложено взыскать с Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" пени за неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 35447112,15 руб., о чем 17.04.2006 был составлен акт N 228ДСП.
По результатам проверки налоговым органом 29.05.2006 вынесено решение N 348ДСП, в соответствии с которым Закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" было предложено уплатить не полностью перечисленный налог на доходы физических лиц в сумме 70343124 руб., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 50396784,87 руб., штраф по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 14068624,80 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, Закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой и апелляционной инстанций заявленные требования Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" удовлетворил частично, признав решение налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 14068624 руб. 80 коп., доначисления пеней в сумме 13372256,59 руб. и предложения уплатить пени в сумме 50396784,87 руб. недействительным, поскольку до вынесения решения налогового органа вступили в силу распоряжение Правительства Ульяновской области N 45-ПР от 28.09.2005 и Постановление Главы г. Ульяновска N 2308 от 30.09.2005 о реструктуризации задолженности Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП", в связи с чем начисление пеней и штрафов должно было быть прекращено.
Суд кассационной инстанции выводы суда первой и апелляционной инстанций считает законными и обоснованными из нижеследующего.
Распоряжением Правительства Ульяновской области N 45-ПР от 28.09.2005 и Постановлением Главы г. Ульяновска N 2308 от 30.09.2005 Закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пени и штрафам, зачисленным в бюджет Ульяновской области и бюджет г. Ульяновска.
В соответствии с Законом Ульяновской области N 048-30 от 20.06.2005 "Об условиях и порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности организаций авиационной промышленности Ульяновской области по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам" реструктуризация кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, проводится на задолженность, исчисленную налоговыми органами по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию. Согласно п. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона и п. п. 5 и 9 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности организации авиационной промышленности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Ульяновска (приложение к Постановлению Главы города от 18.07.2005 N 1407) организации для получения права на реструктуризацию представляют справку налогового органа о кредиторской задолженности по налогу и сбору, зачисляемому в областной бюджет, по состоянию на первое число месяца подачи заявления.
Согласно ст. 4 Закона N 048-30 от 20.06.2005, а также в соответствии с п. 12 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности организации авиационной промышленности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Ульяновска, утвержденным Постановлением Главы города от 18.07.2005 N 1407, решение о реструктуризации кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, вступает в силу со дня, указанного в решении. С этого же дня прекращается начисление и взыскание пеней и штрафов по налогам и сборам.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени, начисленные на реструктуризированную кредиторскую задолженность по налогу на доходы физических лиц, также подлежат реструктуризации, так как пени являются способом обеспечения налогового обязательства.
Пени, начисленные за период с первого числа месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности по налогам до даты, предшествующей дате принятия положительного решения в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Ульяновской области N 048-30 от 20.06.2005 и п. 9 Порядка, утвержденного Постановлением N 1407 от 18.07.2005, также включаются в график по реструктуризации.
Кроме того, реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Согласно п. 8 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Поскольку Постановлением Главы г. Ульяновска N 2308 от 30.09.2005 и Распоряжением Правительства Ульяновской области N 45-ПР от 28.09.2005 Закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пени и штрафам, зачисленным в бюджет Ульяновской области и бюджет г. Ульяновска по состоянию на 01.09.2005 в размере 140866186 руб., то таким образом, начисление пеней и штрафов должно было быть прекращено в силу прямого указания закона на запрет указанных действий. Следовательно, начисление налоговым органом пени на реструктуризированную кредиторскую задолженность в размере 13372256,56 руб. по НДФЛ, имевшую место до 01.09.2005, и наложение штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению с суммы кредиторской задолженности в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 14068624,80 руб. неправомерны.
При данных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, а выводы соответствуют исследованным по делу фактическим обстоятельствам, оснований для их отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 27.09.2006 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5016/06-14/156 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)