Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.09.2009 ПО ДЕЛУ N А41-16783/09

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2009 г. по делу N А41-16783/09


Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего А.Г. Рымаренко
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вела судья А.Г. Рымаренко
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Федерального государственного учреждения детский клинический санаторий "Ильинское" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ФГУ ДКС "Ильинское" Росздрава)
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области
3-е лицо: Муниципальное унитарное предприятие Ильинское производственно-техническое объединение коммунального хозяйства
о признании частично недействительным решения
при участии в заседании:
от истца - Егерев А.Г., и.о. главного врача, приказ N 136л от 12.03.2009 г., удостоверение N 429
от ответчика - Кашеваров А.А., доверенность N 03-01/384 от 03.02.2009 г.
от третьего лица - Оноприенко П.А., доверенность N 1098 от 16.09.2009 г.
установил:

ФГУ ДКС "Ильинское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 18.02.2008 г. N 22 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 49 781 руб., доначисления земельного налога в сумме 308 641 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 71 650 руб.
В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Решение о привлечении к ответственности было обжаловано заявителем в УФНС по Московской области, решение УФНС принято 02.06.2008 г. N 22-17/20388. Следовательно, решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области вступило в законную силу 02.06.2008 г. и с этого момента подлежит исчислению срок, установленный ст. 198 АПК РФ. Заявление в суд подано ФГУ ДКС "Ильинское" Росздрава 18 мая 2009 г., что подтверждается штампом канцелярии (л.д. 2).
ФГУ ДКС "Ильинское" Росздрава заявило ходатайство о восстановлении срока на обжалование ненормативного правового акта, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ, указало причины пропуска.
Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 117 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая правовое толкование норм ВАС РФ, изложенное в Постановлении Президиума от 20.11.2007 г. N 8815/07 нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров.
Следовательно, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что причины пропуска срока уважительными, а срок на подачу заявления, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ подлежащим восстановлению.
Представители сторон в судебное заседание явились, изложили свои доводы и возражения.
Из материалов дела суд установил, что заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области (л.д. 9).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в соответствии со ст. 89 НК РФ была проведена выездная налоговая проверка ФГУ ДКС "Ильинское" Росздрава по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой составлен акт N 19 от 27.12.2007 г. Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области, рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, вынес решение N 22 от 18.02.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ФГУ ДКС "Ильинское" Росздрава считает решение N 22 от 18.02.2008 г. в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 49781 руб., доначисления земельного налога в сумме 308 641 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 71 650 руб. незаконным, связи с чем заявлен рассматриваемый иск.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, считает решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, отзыве и пояснениях представителя в судебных заседаниях.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
По результатам выездной налоговой проверки Инспекция установила неуплату земельного налога за 2004 - 2006 г.г. в общей сумме 308 641 руб. Жилой фонд, находящийся на земельном участке, расположенный по адресу: Московская область, Раменский р-он, п. Ильинский, ул. Интернациональная, д. 22 общей площадью 3774 кв. м передан безвозмездно в муниципальную собственность. Налоговый орган установил, что площадь земельного участка под переданными объектами составила 1678,7 кв. м, в связи с чем доначислил земельный налог земельного участка площадью 2095,3 кв. м.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.
Постановлением Главы Администрации Раменского района Московской области от 25.08.1997 г. N 1678 жилой дом N 22 по адресу пос. Ильинский, ул. Интернациональная был передан в муниципальную собственность Раменского района, о чем составлен акт приема-передачи основных средств от 01.08.1997 г. (л.д. 66 - 69).
Кроме того, третье лицо пояснило, что жилой дом, находящийся по адресу: Московская область, Раменский район, п. Ильинский, ул. Интернациональная, 22 был принят на бухгалтерский учет МУП "Ильинское ПТО КХ" 01.08.1997 г. на основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 25.08.1997 г. N 1678 и снят с баланса МУП "Ильинское ПТО КХ" 01.02.2008 г. на основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 04.04.2008 г. N 1024.
Пунктом 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. На это обращается внимание и в п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". При этом согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской.
Таким образом, суд считает, что в связи с переходом в муниципальную собственность жилого дома по адресу: п. Ильинский ул. Интернациональная, 22 (площадь под объектом 1678,7 кв. м) также в муниципальную собственность перешла оставшаяся площадь участка (2095,3 кв. м), занятая канализационно-насосной и водопроводно-насосной станциями.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Понятие земельного участка дано в п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ: это часть земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Таким образом, только с момента формирования земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку, заявитель может являться плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка.
Земельный участок площадью 2095,3 кв. м, на котором расположены канализационно-насосной и водопроводно-насосной станции на кадастровом учете не состоит, иного заинтересованным лицом не доказано, соответствующее земельное дело в отношении данного земельного участка не сформировано, границы, площадь и кадастровая стоимость земельного участка не определены, следовательно, заявитель не может признаваться плательщиком земельного налога.
Налоговым органом доказательства кадастрового учета спорного земельного участка не представлены.
Таким образом, заявитель, права пользования земельным участком которого не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд
решил:

иск удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 18.02.2008 г. N 22 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 49 781 руб., доначисления земельного налога в сумме 308 641 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 71 650 руб.
Возвратить ФГУ ДКС "Ильинское" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 3972 от 21.04.2009 г.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
А.Г.РЫМАРЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)