Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2006, 09.10.2006 N 09АП-12417/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-31065/06-33-222

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


29 сентября 2006 г. Дело N 09АП-12417/2006-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2006.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи П.Е., судей: П.В., К., при ведении протокола секретарем Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2006 по делу N А40-31065/06-33-222, судьи Ч., по заявлению ООО "Самаратрансгаз" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительными решения и требования, при участии в судебном заседании от заявителя: Р. по доверенности от 01.01.2006, паспорт; от ответчика: М. по доверенности N 53-04-13/010377 от 21.06.2006, удостоверение УР N 178008,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2006, принятым по данному делу, признаны недействительными решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 25.01.2006 об отказе в привлечении ООО "Самаратрансгаз" к налоговой ответственности N 16 от 25.01.2006 в части доначисления акциза за октябрь 2005 года в сумме 128169 руб. и пени в сумме 3255,49 руб., а также требование N 19 об уплате налога по состоянию на 25.01.2006.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что порядок исчисления и уплаты акцизов с операций по реализации природного газа, возникшего у заявителя в октябре 2005 года, должен осуществляться с учетом положений главы 22 НК РФ в редакции, действующей непосредственно до 01.01.2004, а именно, п. 16 п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 188, ст. 193, п. 2, п. 4 ст. 194, п. 1 ст. 195 Кодекса. Согласно этим нормам, указывает суд, заявитель, реализующий природный газ, должен исчислить сумму акциза как соответствующую налоговой ставке 15% долю налоговой базы, определенной в том налоговом периоде, к которому относится дата реализации подакцизного минерального сырья - дата его оплаты.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новый - об отказе в удовлетворении требований Общества. При этом податель жалобы указывает на то, что обязанность по непосредственной уплате налога не претерпела изменений в связи с вступлением в законную силу новых нормативных актов, из чего следует, что исчисленная в рамках ранее действовавшего законодательства и предъявленная к оплате сумма акцизов подлежит уплате в бюджет после поступления налогоплательщику оплаты стоимости подакцизного товара от покупателя, что полностью соответствует требованиям ст. 31 Федерального закона N 118-ФЗ.
Заявитель доводы жалобы не признал, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом считает, что судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что порядок исчисления и уплаты акцизов ООО "Самаратрансгаз" применен законно, а выводы налогового органа о занижении Обществом суммы акциза на природный газ в результате применения ставки акциза 15% не основаны на нормах действующего законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и отзыве на нее доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, 21.11.2005 ООО "Самаратрансгаз" в МИФНС России по КН N 2 представлена декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за октябрь 2005 года. По результатам проверки данной декларации руководителем Инспекции вынесено решение N 16 от 25.01.2006 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности. Данным решением Обществу доначислена сумма акциза за октябрь 2005 года в размере 128169 руб., а также предложено уплатить пени в сумме 3255,49 руб.
При этом налоговым органом в решении указано на то, что применение ставки 15% по отношению к дебиторской задолженности по природному газу, отгруженному до 01.01.2001 в период действия ставки 30%, а оплаченный в 2005 году, неправомерно. Инспекция констатировала, что в нарушение ст. 31 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", Закона РФ "Об акцизах", Постановления Правительства РФ N 859 от 01.09.1995, Постановления Правительства РФ N 1018 от 03.09.1998, Обществом занижены суммы акциза на природный газ, подлежащие уплате в бюджет, на 128169 руб.
На основании данного решения налоговым органом в адрес Общества выставлено требование N 19 об уплате недоимки по акцизу на природный газ в сумме 128169 руб. и пени в сумме 3255,49 руб.
Признавая данные решение и требование недействительными, суд первой инстанции правомерно исходил из необоснованности и незаконности означенных ненормативных актов.
Суть спора сводится к вопросу применения размера ставок (15% или 30%) при определении подлежащей уплате в бюджет суммы акциза на природный газ, отгруженный заявителем до 01.04.1997, и оплаченный потребителем в сентябре 2005 года.
Как видно из материалов дела, заявитель исчислил и уплатил в октябре 2005 года в бюджет акциз по ставке, действующей на дату возникновения обязанности по уплате налога, - 15% со стоимости природного газа, переданного покупателям до 01.04.1997.
С 01.01.2001 вступила в силу часть вторая Налогового кодекса РФ, в том числе глава 22 "Акцизы".
Статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", установлено, что часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.




Статьей 2 вышеуказанного Закона со дня введения в действие части второй НК РФ признаны утратившими силу ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе - об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах", Постановления Правительства РФ, регулирующие ставки акциза до 2001 года: Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ", Постановления Правительства РФ от 01.09.1995 N 859, от 03.09.1998 N 1018, от 22.01.1999 N 81 "О ставке акциза на природный газ").
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пунктом 1 статьи 53 НК РФ предусмотрено, что налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из содержания приведенных норм, в их совокупности и взаимной связи, следует сделать вывод о том, к налоговой базе, исчисленной в соответствующий период, может быть применена только налоговая ставка, действующая в период исчисления налоговой базы, а исчисление налога при отсутствии объекта налогообложения противоречит приведенным выше положениям. Обязанность по исчислению и уплате налога регламентируется налоговым законодательством, действующим в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога.
В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 07.07.2003) объектом налогообложения для уплаты акциза на природный газ признавались операции по его реализации и (или) передаче, в т.ч. на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 188 НК РФ (в редакции от 05.08.2000) налоговая база акциза на природный газ определяется как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В силу п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ, осуществлялось по налоговым ставкам 15%. В соответствии с п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации природного газа определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
В настоящем случае оплата произведена в октябре 2005 года.
Следовательно, принимая во внимание приведенные выше нормы, исчисление заявителем акциза за природный газ, отгруженный в 1996 - 1997 годах, по ставке 15%, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 3 Закона РФ "Об акцизах" относительно того, что объектом налогообложения является объем добытых подакцизных товаров не приняты судом апелляционной инстанции как неправомерные.
В соответствии с пп. в) п. 1 ст. 3 названного Закона объем добытых подакцизных товаров в натуральном выражении является объектом налогообложения по подакцизным видам минерального сырья, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов в абсолютной сумме на единицу обложения.
Данная норма неприменима в настоящем случае ввиду того, что Общество не добывало подакцизный товар, а осуществляло его поставку потребителю; кроме того, ставка акциза на природный газ имеет процентный характер, а не твердую ставку.
Не принята как несостоятельная и ссылка налогового органа на то, что моментом реализации подакцизных товаров в данном случае является день отгрузки товара в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах".
Согласно данному пункту существует 2 варианта для исчисления момента реализации: в первом случае - день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках (а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу); во втором случае - день отгрузки товара (когда у плательщика метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг установлен по мере отгрузки товаров, выполнения работ, услуг).
В настоящем случае в соответствии с учетной политикой ООО "Самаратрансгаз" было определено для целей налогообложения (в том числе акциза на природный газ), определять выручку по мере оплаты, то есть по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.
Вывод Инспекции об исчислении налогоплательщиком в период отгрузки газа суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, также не основан на нормах законодательства.
Обязанность по уплате акциза возникла у заявителя после 01.01.2001 - в октябре 2005 года, следовательно, к обязанности по исчислению и уплате акциза должны применяться положения главы 22 "Акцизы" НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 194 НК РФ сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду. То есть до возникновения даты реализации исчисление налога не должно производиться.
При таких обстоятельствах представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по исчислению и уплате сумм акциза за природный газ за октябрь 2005 года не могла возникнуть у заявителя ранее 01.01.2001, и, следовательно, к указанной обязанности не должны применяться положения Закона РФ "Об акцизах" и принятые в соответствии с ним Постановления Правительства РФ, устанавливающие соответствующие ставки акциза (в том числе 30%), на которые ссылается Инспекция.




Исходя из изложенного, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у налогоплательщика в октябре 2005 года (то есть с сумм оплаты (выручки) за природный газ), должен осуществляться с учетом положений главы 22 НК РФ, а именно, пп. 16 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 Кодекса.
Не принимается как несостоятельный и довод подателя жалобы относительно того, что исчисление акциза на природный газ, отгруженный в 1996 - 1997 годах, по ставке 15%, создает неравные условия для двух категорий налогоплательщиков - потребителей и поставщиков, поскольку налог представляет собой отчуждение принадлежащих именно налогоплательщику на праве собственности денежных средств, который самостоятельно исчисляет и уплачивает сумму налога в бюджет. То есть исполнение этой обязанности налогоплательщиком не зависит от его отношений с контрагентами.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о необходимости признания недействительными решения и требования налогового органа в части доначисления акциза за октябрь 2005 года в сумме 128169 руб. и пени в сумме 3255,49 руб., является законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2006 по делу N А40-31065/06-33-222 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)