Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования Суворовский район
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 18.06.2009 по делу N А68-4940/07-165/14 (судья Дохоян И.Р.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования Суворовский район
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Богатыревой Т.И. - председателя Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами по доверенности от 17.08.2009, Заболотновой Е.Г. - главного бухгалтера по доверенности от 17.08.2009,
от ответчика: Борисковой Ю.Д. - заместителя начальника отдела выездных проверок по доверенности от 03.09.2007, Шурухновой Н.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 01.04.2008 N 03-08/2519,
апелляционная жалоба рассмотрена 25.08.2009 в порядке ст. ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 18.08.2009.
Администрация муниципального образования Суворовский район (далее - администрация, налогоплательщик, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 28.06.2007 N 559 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с администрации муниципального образования Суворовский район налога на имущество организаций в сумме 4 407 837 руб. и 138 846,87 руб. пени по указанному налогу, а также в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 881 567 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2009 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение от 28.06.2007 N 559 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Тульской области в отношении администрации муниципального образования Суворовский район, признано недействительным в части:
- привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 831 567 руб.;
- предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 520 302 руб.;
- предложения уплатить пени по налогу на имущество организаций в сумме 17 037 руб. 87 коп., как не соответствующее требованиям ст. ст. 75, 374, 375 НК РФ;
- В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в указанной части.
Учитывая, что стороны не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции, на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит частичной отмене, исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения администрацией требований налогового законодательства.
В ходе проверки выявлено, что при исчислении налога на имущество организаций за 2006 год администрация не включила в облагаемую спорным налогом базу стоимость имущества казны (жилищного и нежилого фонда) муниципального образования Суворовский район.
Налоговый орган, полагая, что имущество казны муниципального образования следовало учесть на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны, доначислил администрации муниципального образования Суворовский район по итогам налоговой проверки к уплате налог на имущество организации за 2006 год в сумме 4 407 837 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 138 846 руб. 87 коп.
Кроме того, администрация МО Суворовский район была привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 881 567 руб.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований в части предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 3 887 535 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 121 809 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имущество муниципальной казны (в частности, жилой и нежилой фонды) подлежит учету в составе основных средств на балансе администрации муниципального образования, в связи с чем должно облагаться налогом на имущество организаций.
Апелляционная инстанция не согласна с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются, в частности, российские организации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с действующим законодательством муниципальные образования не относятся к организациям, их правовое положение определяется специальным нормативным регулированием.
Такой вывод следует из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому муниципальное образование является самостоятельным участником гражданских правоотношений.
В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пункте 2 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296 ГК РФ).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Следовательно, органы местного самоуправления являются лишь представителями муниципальных образований. Эти органы могут представлять муниципальные образования, в частности, как собственников казны, распоряжаясь имуществом казны не от собственного имени, а от имени муниципальных образований. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Являясь по закону юридическим лицом в форме учреждения, администрация муниципального образования не становится обладателем муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, а лишь исполняет полномочия по распоряжению и управлению данным имуществом.
При этом из приведенных норм закона следует, что имущество казны определяется как средства соответствующего бюджета и не может быть закреплено за какими-либо организациями, в том числе и за органом местного самоуправления, следовательно, не обслуживает деятельность организаций, а предназначено для выполнения задач соответствующего публично-правового образования.
Поскольку имущество казны не закреплено за какими-либо организациями, в этом случае отсутствует налогоплательщик.
Исходя из положений гражданского законодательства, муниципальные образования не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом этому понятию п. 2 ст. 11 НК РФ. Соответственно, в ситуациях, когда администрация не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления распоряжается имуществом казны муниципального образования, действуя в интересах муниципального образования, она не может быть признана организацией-налогоплательщиком в соответствии со статьей 373 НК РФ.
Данную позицию высказал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.06.2006 N 14969/05.
Полномочия администрации муниципального образования Суворовский район определены Уставом муниципального образования Суворовский район (далее - Устав).
Как следует из п. 1 ст. 26 Устава, администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования (т. 1 л.д. 91).
В силу пп. 8 п. 1 ст. 27 Устава администрация управляет и распоряжается муниципальной собственностью (т. 1 л.д. 92).
Как следует из п. 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования Суворовский район (т. 1, л.д. 117 - 122), в состав казны, в частности, входит недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (отдельно стоящие жилые и нежилые здания; нежилые помещения, в том числе встроенно-пристроенные к жилым домам; жилые помещения и отдельные комнаты в них; имущество, находящееся в долевой собственности; земельные участки, водоемы, парки, зоны отдыха, иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности; строения, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные сооружения; иные недвижимые вещи).
Согласно п. 4 Положения о муниципальной казне муниципального образования Суворовский район имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Суворовский район и не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством (п. 4.1 Положения).
Учет имущества казны и отражение его движения осуществляется путем внесения сведений в соответствующий раздел Реестра муниципальной собственности муниципального образования Суворовский район (п. 4.2 Положения).
Как следует из обжалуемого решения налогового органа, недоимка по налогу на имущество организаций у администрации была выявлена в связи с тем, что в нарушение ст. 375 НК РФ в декларацию по налогу на имущество за 2006 год не включена стоимость жилого и нежилого фонда, находящегося в казне администрации муниципального образования Суворовский район. Имущество казны муниципального образования следует учитывать на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны (т. 1 л.д. 12).
При этом инспекция связывает обязанность уплаты налога на имущество организаций с обязанностью администрации отражать и учитывать на балансе объекты муниципальной казны в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 N 25н.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией налогового органа, поскольку бюджетный учет администрацией объектов имущества казны в соответствии с требованиями Инструкции не ведет к изменению их правового режима и возникновению объекта обложения налогом на имущество организаций.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13.01.2009 N КАС08-679, положения Инструкции не регулируют вопросы налогообложения, следовательно, и не возлагают на орган местного самоуправления обязанность по уплате налога на имущество.
Исходя из изложенного, у инспекции отсутствовали правовые основания для взыскания с администрации муниципального образования Суворовский район налога на имущество организаций в сумме 4 407 837 руб. и 138 846,87 руб. пени по указанному налогу, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 881 567 руб.
При таких обстоятельствах, поскольку суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
В силу положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков с 31.01.2009 освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Администрацией при подаче апелляционной жалобы была уплачена по платежному поручению от 14.07.2009 N 875 государственная пошлина в размере 1 000 руб.
Поскольку администрация муниципального образования Суворовский район и Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области в силу ст. 104 АПК РФ, п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то она, в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату администрации из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, п. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2009 по делу N А68-4940/07-165/14 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области от 28.06.2007 N 559 в части предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 3 887 535 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 121 809 руб.
В указанной части заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области от 28.06.2007 N 559 в части предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 3 887 535 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 121 809 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменений.
Возвратить администрации муниципального образования Суворовский район (301430, Тульская область, г. Суворов, пл. Победы, д. 1) из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.07.2009 N 875 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2009 ПО ДЕЛУ N А68-4940/07-165/14
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. по делу N А68-4940/07-165/14
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования Суворовский район
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 18.06.2009 по делу N А68-4940/07-165/14 (судья Дохоян И.Р.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования Суворовский район
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Богатыревой Т.И. - председателя Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами по доверенности от 17.08.2009, Заболотновой Е.Г. - главного бухгалтера по доверенности от 17.08.2009,
от ответчика: Борисковой Ю.Д. - заместителя начальника отдела выездных проверок по доверенности от 03.09.2007, Шурухновой Н.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 01.04.2008 N 03-08/2519,
установил:
апелляционная жалоба рассмотрена 25.08.2009 в порядке ст. ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 18.08.2009.
Администрация муниципального образования Суворовский район (далее - администрация, налогоплательщик, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 28.06.2007 N 559 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с администрации муниципального образования Суворовский район налога на имущество организаций в сумме 4 407 837 руб. и 138 846,87 руб. пени по указанному налогу, а также в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 881 567 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2009 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение от 28.06.2007 N 559 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Тульской области в отношении администрации муниципального образования Суворовский район, признано недействительным в части:
- привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 831 567 руб.;
- предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 520 302 руб.;
- предложения уплатить пени по налогу на имущество организаций в сумме 17 037 руб. 87 коп., как не соответствующее требованиям ст. ст. 75, 374, 375 НК РФ;
- В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в указанной части.
Учитывая, что стороны не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции, на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит частичной отмене, исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения администрацией требований налогового законодательства.
В ходе проверки выявлено, что при исчислении налога на имущество организаций за 2006 год администрация не включила в облагаемую спорным налогом базу стоимость имущества казны (жилищного и нежилого фонда) муниципального образования Суворовский район.
Налоговый орган, полагая, что имущество казны муниципального образования следовало учесть на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны, доначислил администрации муниципального образования Суворовский район по итогам налоговой проверки к уплате налог на имущество организации за 2006 год в сумме 4 407 837 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 138 846 руб. 87 коп.
Кроме того, администрация МО Суворовский район была привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 881 567 руб.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований в части предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 3 887 535 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 121 809 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имущество муниципальной казны (в частности, жилой и нежилой фонды) подлежит учету в составе основных средств на балансе администрации муниципального образования, в связи с чем должно облагаться налогом на имущество организаций.
Апелляционная инстанция не согласна с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются, в частности, российские организации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с действующим законодательством муниципальные образования не относятся к организациям, их правовое положение определяется специальным нормативным регулированием.
Такой вывод следует из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому муниципальное образование является самостоятельным участником гражданских правоотношений.
В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пункте 2 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296 ГК РФ).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Следовательно, органы местного самоуправления являются лишь представителями муниципальных образований. Эти органы могут представлять муниципальные образования, в частности, как собственников казны, распоряжаясь имуществом казны не от собственного имени, а от имени муниципальных образований. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Являясь по закону юридическим лицом в форме учреждения, администрация муниципального образования не становится обладателем муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, а лишь исполняет полномочия по распоряжению и управлению данным имуществом.
При этом из приведенных норм закона следует, что имущество казны определяется как средства соответствующего бюджета и не может быть закреплено за какими-либо организациями, в том числе и за органом местного самоуправления, следовательно, не обслуживает деятельность организаций, а предназначено для выполнения задач соответствующего публично-правового образования.
Поскольку имущество казны не закреплено за какими-либо организациями, в этом случае отсутствует налогоплательщик.
Исходя из положений гражданского законодательства, муниципальные образования не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом этому понятию п. 2 ст. 11 НК РФ. Соответственно, в ситуациях, когда администрация не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления распоряжается имуществом казны муниципального образования, действуя в интересах муниципального образования, она не может быть признана организацией-налогоплательщиком в соответствии со статьей 373 НК РФ.
Данную позицию высказал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.06.2006 N 14969/05.
Полномочия администрации муниципального образования Суворовский район определены Уставом муниципального образования Суворовский район (далее - Устав).
Как следует из п. 1 ст. 26 Устава, администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования (т. 1 л.д. 91).
В силу пп. 8 п. 1 ст. 27 Устава администрация управляет и распоряжается муниципальной собственностью (т. 1 л.д. 92).
Как следует из п. 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования Суворовский район (т. 1, л.д. 117 - 122), в состав казны, в частности, входит недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (отдельно стоящие жилые и нежилые здания; нежилые помещения, в том числе встроенно-пристроенные к жилым домам; жилые помещения и отдельные комнаты в них; имущество, находящееся в долевой собственности; земельные участки, водоемы, парки, зоны отдыха, иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности; строения, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные сооружения; иные недвижимые вещи).
Согласно п. 4 Положения о муниципальной казне муниципального образования Суворовский район имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Суворовский район и не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством (п. 4.1 Положения).
Учет имущества казны и отражение его движения осуществляется путем внесения сведений в соответствующий раздел Реестра муниципальной собственности муниципального образования Суворовский район (п. 4.2 Положения).
Как следует из обжалуемого решения налогового органа, недоимка по налогу на имущество организаций у администрации была выявлена в связи с тем, что в нарушение ст. 375 НК РФ в декларацию по налогу на имущество за 2006 год не включена стоимость жилого и нежилого фонда, находящегося в казне администрации муниципального образования Суворовский район. Имущество казны муниципального образования следует учитывать на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны (т. 1 л.д. 12).
При этом инспекция связывает обязанность уплаты налога на имущество организаций с обязанностью администрации отражать и учитывать на балансе объекты муниципальной казны в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 N 25н.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией налогового органа, поскольку бюджетный учет администрацией объектов имущества казны в соответствии с требованиями Инструкции не ведет к изменению их правового режима и возникновению объекта обложения налогом на имущество организаций.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13.01.2009 N КАС08-679, положения Инструкции не регулируют вопросы налогообложения, следовательно, и не возлагают на орган местного самоуправления обязанность по уплате налога на имущество.
Исходя из изложенного, у инспекции отсутствовали правовые основания для взыскания с администрации муниципального образования Суворовский район налога на имущество организаций в сумме 4 407 837 руб. и 138 846,87 руб. пени по указанному налогу, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 881 567 руб.
При таких обстоятельствах, поскольку суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
В силу положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков с 31.01.2009 освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Администрацией при подаче апелляционной жалобы была уплачена по платежному поручению от 14.07.2009 N 875 государственная пошлина в размере 1 000 руб.
Поскольку администрация муниципального образования Суворовский район и Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области в силу ст. 104 АПК РФ, п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то она, в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату администрации из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, п. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2009 по делу N А68-4940/07-165/14 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области от 28.06.2007 N 559 в части предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 3 887 535 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 121 809 руб.
В указанной части заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области от 28.06.2007 N 559 в части предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 3 887 535 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 121 809 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменений.
Возвратить администрации муниципального образования Суворовский район (301430, Тульская область, г. Суворов, пл. Победы, д. 1) из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.07.2009 N 875 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)