Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 апреля 2006 года Дело N А55-10458/05-1
Закрытое акционерное общество "Санеко" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 25.05.2005 N 09-11/985/01-85/7826 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 10.11.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового судебного акта, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно. Нормативы потерь полезных ископаемых на 2005 г. были согласованы и утверждены только 06.06.2005, в связи с чем в силу п. 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, все фактические потери полезных ископаемых в период до 06.06.2005 относятся к сверхнормативным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявителем представлены в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, февраль и март 2005 г.
Требованием от 04.05.2005 N 09-22/332/01-92/6709 налоговый орган запросил нормативы потерь углеводородного сырья, утвержденные на 2005 г. в установленном законом порядке.
Решением Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары от 20.05.2005 N 1163, исходящий N 09-11/985/01-85/7826, принятым по результатам камеральной проверки представленных налоговых деклараций, заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату сумм налога на добычу полезных ископаемых за январь, февраль, март 2005 г. в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога 93759 руб. и по п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за непредставление в пятидневный срок по требованию налогового органа документа о нормативных потерях углеводородного сырья, утвержденных в установленном порядке на 2005 г.
Налогоплательщику предложено также уплатить в бюджет доначисленную сумму налога в размер 468791 руб.
При этом налоговый орган исходил из того, что заявитель при налогообложении добытых полезных ископаемых (сырая нефть) за январь, февраль, март 2005 г. не вправе был применять нормативные потери полезных ископаемых и производить налогообложение по ставке 0 процентов в соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса до утверждения примененных нормативов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. В силу п. 4 утвержденных данным Постановлением Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Применение заявителем не утвержденных в установленном порядке нормативов привело к занижению налогооблагаемой базе и неуплате налога в сумме 468791 руб.
Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным решения налогового органа, арбитражный суд исходил из того, что при определении нормативных потерь заявитель исходил из нормативов технологических потерь нефти на 2005 г., разработанных для ЗАО "Санеко" ГУП "Институт проблем транспорта и энергоресурсов ("ИПТЭР") по договору от 27.10.2004 N 05-01-04-19.
Утвержденные в установленном порядке 06.06.2005 нормативы потерь при добыче углеводородного сырья (сырой нефти) для ЗАО "Санеко" - 0,326% и 0,562% - соответствуют нормативам потерь, разработанным указанным специализированным предприятием и примененным заявителем в период с января по март 2005 года.
Арбитражный суд пришел к выводу, что указанные нормативы потерь применены заявителем с 01.01.2005 обоснованно, оснований для доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности не имелось.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод основан на неправильном применении норм налогового законодательства.
В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов (0 руб.) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях гл. 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Нормативы потерь углеводородного сырья (нефти) для ЗАО "Санеко" на 2005 г. были утверждены решением заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации 06.06.2005 и согласованы с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В силу п. 4 указанных Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
По договору от 27.10.2004 N 05-01-04-19, заключенному между ЗАО "Санеко" и ГУП "Институт проблем транспорта и энергоресурсов" ("ИПТЭР") на разработку нормативов технологических потерь нефти на 2005 г., завершение работ предусмотрено в течение 3 месяцев после получения исполнителем технической информации.
Следовательно, указанные нормативы не могли быть утверждены к началу года по вине самого налогоплательщика.
На момент принятия налоговым органом оспоренного по настоящему делу решения - 20.05.2005 - нормативы потерь не были утверждены.
Вывод налогового органа о необоснованном применении заявителем налоговой ставки 0 процентов в соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса до утверждения примененных нормативов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, является правильным.
Решение арбитражного суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции основаны на неверном толковании норм налогового законодательства и подлежат отмене.
В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 03.02.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10458/05-1 отменить, Закрытому акционерному обществу "Санеко" в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары от 20.05.2005 N 09-11/985/01-85/7826 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.04.2006 ПО ДЕЛУ N А55-10458/05-1
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 апреля 2006 года Дело N А55-10458/05-1
Закрытое акционерное общество "Санеко" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 25.05.2005 N 09-11/985/01-85/7826 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 10.11.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового судебного акта, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно. Нормативы потерь полезных ископаемых на 2005 г. были согласованы и утверждены только 06.06.2005, в связи с чем в силу п. 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, все фактические потери полезных ископаемых в период до 06.06.2005 относятся к сверхнормативным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявителем представлены в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, февраль и март 2005 г.
Требованием от 04.05.2005 N 09-22/332/01-92/6709 налоговый орган запросил нормативы потерь углеводородного сырья, утвержденные на 2005 г. в установленном законом порядке.
Решением Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары от 20.05.2005 N 1163, исходящий N 09-11/985/01-85/7826, принятым по результатам камеральной проверки представленных налоговых деклараций, заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату сумм налога на добычу полезных ископаемых за январь, февраль, март 2005 г. в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога 93759 руб. и по п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за непредставление в пятидневный срок по требованию налогового органа документа о нормативных потерях углеводородного сырья, утвержденных в установленном порядке на 2005 г.
Налогоплательщику предложено также уплатить в бюджет доначисленную сумму налога в размер 468791 руб.
При этом налоговый орган исходил из того, что заявитель при налогообложении добытых полезных ископаемых (сырая нефть) за январь, февраль, март 2005 г. не вправе был применять нормативные потери полезных ископаемых и производить налогообложение по ставке 0 процентов в соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса до утверждения примененных нормативов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. В силу п. 4 утвержденных данным Постановлением Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Применение заявителем не утвержденных в установленном порядке нормативов привело к занижению налогооблагаемой базе и неуплате налога в сумме 468791 руб.
Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным решения налогового органа, арбитражный суд исходил из того, что при определении нормативных потерь заявитель исходил из нормативов технологических потерь нефти на 2005 г., разработанных для ЗАО "Санеко" ГУП "Институт проблем транспорта и энергоресурсов ("ИПТЭР") по договору от 27.10.2004 N 05-01-04-19.
Утвержденные в установленном порядке 06.06.2005 нормативы потерь при добыче углеводородного сырья (сырой нефти) для ЗАО "Санеко" - 0,326% и 0,562% - соответствуют нормативам потерь, разработанным указанным специализированным предприятием и примененным заявителем в период с января по март 2005 года.
Арбитражный суд пришел к выводу, что указанные нормативы потерь применены заявителем с 01.01.2005 обоснованно, оснований для доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности не имелось.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод основан на неправильном применении норм налогового законодательства.
В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов (0 руб.) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях гл. 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Нормативы потерь углеводородного сырья (нефти) для ЗАО "Санеко" на 2005 г. были утверждены решением заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации 06.06.2005 и согласованы с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В силу п. 4 указанных Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
По договору от 27.10.2004 N 05-01-04-19, заключенному между ЗАО "Санеко" и ГУП "Институт проблем транспорта и энергоресурсов" ("ИПТЭР") на разработку нормативов технологических потерь нефти на 2005 г., завершение работ предусмотрено в течение 3 месяцев после получения исполнителем технической информации.
Следовательно, указанные нормативы не могли быть утверждены к началу года по вине самого налогоплательщика.
На момент принятия налоговым органом оспоренного по настоящему делу решения - 20.05.2005 - нормативы потерь не были утверждены.
Вывод налогового органа о необоснованном применении заявителем налоговой ставки 0 процентов в соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса до утверждения примененных нормативов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, является правильным.
Решение арбитражного суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции основаны на неверном толковании норм налогового законодательства и подлежат отмене.
В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 03.02.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10458/05-1 отменить, Закрытому акционерному обществу "Санеко" в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары от 20.05.2005 N 09-11/985/01-85/7826 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)