Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2005 N Ф09-4359/05-С2 ПО ДЕЛУ N А60-11748/05

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 3 октября 2005 г. Дело N Ф09-4359/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Крюкова А.Н., судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 04.05.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.07.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-11748/05.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Федотов Д.О. (доверенность от 24.08.2005 б/н); открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в отношении филиала Свердловского отделения Свердловской железной дороги локомотивного депо Свердловск - Сортировочный; далее - общество, налогоплательщик) - Блинова Т.А. (доверенность от 22.12.2005 б/н).

Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества налоговых санкций по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 21900 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2005 (судья Соловцов С.Н.) заявленные требования удовлетворены частично. С налогоплательщика взыскано 400 руб.
В остальной части заявленных требований инспекции отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2005 (судьи Окулова В.В., Лихачева Г.Г., Гнездилова Н.В.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), полагая правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, поскольку он обязан представить сведения о налоге на доход физических лиц (далее - НДФЛ) в виде материальной помощи, выплаченных бывшим сотрудникам общества, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник по поводу привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление сведений о доходах по НДФЛ, в виде материальной помощи, выплаченных бывшим сотрудникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту в 2003 г., в количестве 438 документов.
Разрешая спор в этой части, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия состава вменяемого обществу налогового правонарушения, поскольку сумма материальной помощи, выплаченной бывшим работникам - пенсионерам, не превышает 2000 руб. в расчете на одного человека и указанный доход не облагается НДФЛ в силу прямого указания в законе (абз. 4 п. 28 ст. 217 Кодекса).
Вывод суд является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Согласно п. 1 ст. 24 Кодекса, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
На основании п. 1 ст. 126 Кодекса в случае непредставления налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно ст. 230 Кодекса, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой Российской Федерации, и представляют в налоговый орган в соответствующем порядке и сроки сведения о доходах физических лиц.
Положением п. 2 ст. 230 Кодекса установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, ежегодно не позднее первого апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу абз. 4 п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., если они выплачены в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество выплатило материальную помощь своим бывшим работникам - пенсионерам, по отношению к которым он не является работодателем, при этом сумма материальной помощи не превышает 2000 руб. в расчете на одного человека.
Из смысла данных положений следует, что выплаченная материальная помощь не подлежала налогообложению на основании абз. 4 п. 28 ст. 217 Кодекса.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с названных материальных выплат.
Поскольку ответчик не являлся налоговым агентом, то, соответственно, у него отсутствовала обязанность по предоставлению в инспекцию сведений о доходах физических лиц и он не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса.
С учетом изложенного оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах доводы инспекции подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 04.05.2005 и постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2005 по делу N А60-11748/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КРЮКОВ А.Н.

Судьи
КАНГИН А.В.
СУХАНОВА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)