Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 августа 2004 года Дело N А 72-1409/04-6/98
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконными действий, решения Инспекции,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и о признании незаконным решения Инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель просил суд обязать налоговый орган принять измененные декларации и произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 11.03.2004 Арбитражного суда Ульяновской области отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска в принятии уточненных деклараций за 2001 г., представленных Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов", признан незаконным.
Суд обязал налоговый орган принять измененные декларации.
Судом также признано незаконным решение - отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В обоснование решения судом сделан вывод о том, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами Законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Постановлением от 7 мая 2004 г. апелляционной инстанции того же суда указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
До принятия решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 9 августа 2004 г. до 9 час. 45 мин.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2003 г. Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов" в адрес налогового органа направлены измененные декларации по земельному налогу за 2001 - 2002 гг. В дополнение к представленным декларациям направлено письмо о проведении зачета сумм переплаты по земельному налогу за 2001 - 2002 гг.
Измененная декларация за 2002 г. принята и рассмотрена Инспекцией МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска. По результатам проверки вынесено решение N 443-04 от 26.09.2003 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Измененная декларация за 2001 г. получена налоговым органом 25.11.2003, в связи с этим в адрес налогоплательщика направлено письмо, исходящий N 16-04-12/13305, содержащее сведения о том, что измененная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 г. не может быть принята к исполнению в связи с проведенной на данный налоговый период выездной налоговой проверкой (акт от 07.03.2002 N 16-02-21/93).
03.11.2003 в адрес ответчика были направлены измененные декларации по земельному налогу за 2003 г.
16.01.2004 налоговым органом вынесено решение N 17-04ДСП от 16.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В решении отражены сведения о доначислении в лицевую карточку земельного налога на 2003 г. в сумме 1363455 руб. 71 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области, признавая незаконным отказ налогового органа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и решение Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04, указал, что налогоплательщиком земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95 "О ставках земельного налога", с увеличением по коэффициенту 1.8, принятому Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ на 2003 г.
Кассационная инстанция признает выводы суда сделанными по неполно исследованным обстоятельствам дела, так как в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались Законами о бюджете на каждый конкретный год начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных Законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно, увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты приняты без учета указанных обстоятельств, в связи с чем дело подлежит направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области в первую инстанцию на новое рассмотрение в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 9 августа 2004 года Дело N А 72-1409/04-6/98
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконными действий, решения Инспекции,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и о признании незаконным решения Инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель просил суд обязать налоговый орган принять измененные декларации и произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 11.03.2004 Арбитражного суда Ульяновской области отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска в принятии уточненных деклараций за 2001 г., представленных Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов", признан незаконным.
Суд обязал налоговый орган принять измененные декларации.
Судом также признано незаконным решение - отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В обоснование решения судом сделан вывод о том, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами Законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Постановлением от 7 мая 2004 г. апелляционной инстанции того же суда указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
До принятия решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 9 августа 2004 г. до 9 час. 45 мин.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2003 г. Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов" в адрес налогового органа направлены измененные декларации по земельному налогу за 2001 - 2002 гг. В дополнение к представленным декларациям направлено письмо о проведении зачета сумм переплаты по земельному налогу за 2001 - 2002 гг.
Измененная декларация за 2002 г. принята и рассмотрена Инспекцией МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска. По результатам проверки вынесено решение N 443-04 от 26.09.2003 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Измененная декларация за 2001 г. получена налоговым органом 25.11.2003, в связи с этим в адрес налогоплательщика направлено письмо, исходящий N 16-04-12/13305, содержащее сведения о том, что измененная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 г. не может быть принята к исполнению в связи с проведенной на данный налоговый период выездной налоговой проверкой (акт от 07.03.2002 N 16-02-21/93).
03.11.2003 в адрес ответчика были направлены измененные декларации по земельному налогу за 2003 г.
16.01.2004 налоговым органом вынесено решение N 17-04ДСП от 16.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В решении отражены сведения о доначислении в лицевую карточку земельного налога на 2003 г. в сумме 1363455 руб. 71 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области, признавая незаконным отказ налогового органа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и решение Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04, указал, что налогоплательщиком земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95 "О ставках земельного налога", с увеличением по коэффициенту 1.8, принятому Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ на 2003 г.
Кассационная инстанция признает выводы суда сделанными по неполно исследованным обстоятельствам дела, так как в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались Законами о бюджете на каждый конкретный год начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных Законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно, увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты приняты без учета указанных обстоятельств, в связи с чем дело подлежит направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области в первую инстанцию на новое рассмотрение в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2004 N А72-1409/04-6/98
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 августа 2004 года Дело N А 72-1409/04-6/98
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконными действий, решения Инспекции,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и о признании незаконным решения Инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель просил суд обязать налоговый орган принять измененные декларации и произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 11.03.2004 Арбитражного суда Ульяновской области отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска в принятии уточненных деклараций за 2001 г., представленных Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов", признан незаконным.
Суд обязал налоговый орган принять измененные декларации.
Судом также признано незаконным решение - отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В обоснование решения судом сделан вывод о том, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами Законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Постановлением от 7 мая 2004 г. апелляционной инстанции того же суда указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
До принятия решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 9 августа 2004 г. до 9 час. 45 мин.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2003 г. Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов" в адрес налогового органа направлены измененные декларации по земельному налогу за 2001 - 2002 гг. В дополнение к представленным декларациям направлено письмо о проведении зачета сумм переплаты по земельному налогу за 2001 - 2002 гг.
Измененная декларация за 2002 г. принята и рассмотрена Инспекцией МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска. По результатам проверки вынесено решение N 443-04 от 26.09.2003 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Измененная декларация за 2001 г. получена налоговым органом 25.11.2003, в связи с этим в адрес налогоплательщика направлено письмо, исходящий N 16-04-12/13305, содержащее сведения о том, что измененная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 г. не может быть принята к исполнению в связи с проведенной на данный налоговый период выездной налоговой проверкой (акт от 07.03.2002 N 16-02-21/93).
03.11.2003 в адрес ответчика были направлены измененные декларации по земельному налогу за 2003 г.
16.01.2004 налоговым органом вынесено решение N 17-04ДСП от 16.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В решении отражены сведения о доначислении в лицевую карточку земельного налога на 2003 г. в сумме 1363455 руб. 71 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области, признавая незаконным отказ налогового органа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и решение Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04, указал, что налогоплательщиком земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95 "О ставках земельного налога", с увеличением по коэффициенту 1.8, принятому Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ на 2003 г.
Кассационная инстанция признает выводы суда сделанными по неполно исследованным обстоятельствам дела, так как в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались Законами о бюджете на каждый конкретный год начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных Законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно, увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты приняты без учета указанных обстоятельств, в связи с чем дело подлежит направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области в первую инстанцию на новое рассмотрение в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 августа 2004 года Дело N А 72-1409/04-6/98
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконными действий, решения Инспекции,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и о признании незаконным решения Инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель просил суд обязать налоговый орган принять измененные декларации и произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 11.03.2004 Арбитражного суда Ульяновской области отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска в принятии уточненных деклараций за 2001 г., представленных Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов", признан незаконным.
Суд обязал налоговый орган принять измененные декларации.
Судом также признано незаконным решение - отказ Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В обоснование решения судом сделан вывод о том, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами Законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Постановлением от 7 мая 2004 г. апелляционной инстанции того же суда указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
До принятия решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 9 августа 2004 г. до 9 час. 45 мин.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2003 г. Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов" в адрес налогового органа направлены измененные декларации по земельному налогу за 2001 - 2002 гг. В дополнение к представленным декларациям направлено письмо о проведении зачета сумм переплаты по земельному налогу за 2001 - 2002 гг.
Измененная декларация за 2002 г. принята и рассмотрена Инспекцией МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска. По результатам проверки вынесено решение N 443-04 от 26.09.2003 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Измененная декларация за 2001 г. получена налоговым органом 25.11.2003, в связи с этим в адрес налогоплательщика направлено письмо, исходящий N 16-04-12/13305, содержащее сведения о том, что измененная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 г. не может быть принята к исполнению в связи с проведенной на данный налоговый период выездной налоговой проверкой (акт от 07.03.2002 N 16-02-21/93).
03.11.2003 в адрес ответчика были направлены измененные декларации по земельному налогу за 2003 г.
16.01.2004 налоговым органом вынесено решение N 17-04ДСП от 16.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В решении отражены сведения о доначислении в лицевую карточку земельного налога на 2003 г. в сумме 1363455 руб. 71 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области, признавая незаконным отказ налогового органа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и решение Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04, указал, что налогоплательщиком земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95 "О ставках земельного налога", с увеличением по коэффициенту 1.8, принятому Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ на 2003 г.
Кассационная инстанция признает выводы суда сделанными по неполно исследованным обстоятельствам дела, так как в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались Законами о бюджете на каждый конкретный год начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных Законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно, увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты приняты без учета указанных обстоятельств, в связи с чем дело подлежит направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1409/04-6/98 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области в первую инстанцию на новое рассмотрение в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)