Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 26.03.2008 ПО ДЕЛУ N А40-66385/07-20-403

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2008 г. по делу N А40-66385/07-20-403


Резолютивная часть решения объявлена "19" марта 2008 г.
Полный текст решения изготовлен "26" марта 2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Б.
протокол вела судья Б.
с участием от заявителя - В., дов. от 07.11.2007 N 55,
Д., дов. от 19.12.2007 N 81, от ответчика - К., дов.
от 13.12.2007 N 128, удост. УР N 431305
рассмотрел дело по заявлению ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
к Межрегиональной ИФНС России
по крупнейшим
налогоплательщикам N 1
о признании недействительным
решения N 52/2090 от 19.09.2007 в части
установил:

ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.09.2007 N 52/2090 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 36353455 руб., соответствующих пени и штрафа.
Заявление мотивировано тем, что решение МИФНС в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в решении и отзыве (т. 2, л.д. 1 - 84, т. 8, л.д. 6 - 9).
Оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение N 52/2090 от 19.09.2007 г. о привлечении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 5.3 мотивировочной части (стр. 49), пунктами 1 - 3 резолютивной части (стр. 72 - 75) заявителю доначислен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), заявитель привлечен к ответственности, начислены пени.
Размер доначисленного налога составил 36719664 руб., пени - 13620748 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2415271 руб.
Инспекция со ссылкой на положения статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации пришла к выводу о необходимости исчисления налоговой базы по НДПИ исходя из массы нефти брутто, то есть массы нефти с водой, хлористыми солями и механическими примесями.
Суд не может согласиться с доводами налогового органа, изложенными в оспариваемой части решения, по следующим основаниям.
В ходе проверки установлено, что количество добытого полезного ископаемого (нефти), отраженное заявителем в налоговых декларациях за налоговые периоды 2004 г., соответствует количеству нефти, отраженному в актах о направлениях использования нефти полученной за январь - апрель 2004 г., исполнительных балансов по добыче и сдаче нефти за май - декабрь 2004 г.; и составляет 20119191 тонн (т. 2, л.д. 85 - 143; т. 3; т. 4, л.д. 1 - 61; т. 6, л.д. 113 - 125).
Согласно актам о направлениях использования нефти, полученной за январь - апрель 2004 г., исполнительных балансов по добыче и сдаче нефти за май - декабрь 2004 г., а также справкам, реестрам актам приема-сдачи нефти на узлах учета нефти (УУН) N 512 и N 569 за январь - декабрь 2004 г. количество нефти, сданное в систему магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть", определялось заявителем в соответствии с данными о количестве нефти "нетто". Обязанность по определению массы "нетто" и "брутто" в актах приема-сдачи нефти закреплена Инструкцией по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти - СИКН (РД 153-39.4-042-99), утвержденной Минпромэнерго России 14.04.2000 г. (т. 6, л.д. 68 - 71; т. 7).
В соответствии с пунктом 4.2 названной Инструкции массу брутто нефти измеряют с применением преобразователей расхода и поточных преобразователей плотности - объемно-массовый динамический метод или массомеров - массовый динамический метод. Пунктом 4.1 этой Инструкции определено, что массу нетто нефти определяют как разность массы брутто нефти и массы балласта. Аналогичные определения закреплены и в Рекомендациях по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти, утвержденными Приказом Минпромэнерго России от 31 марта 2005 г. N 69 (т. 6, л.д. 71). Пунктом 2.1.12 указанных Рекомендаций установлено, что масса брутто нефти - общая масса нефти, включающая массу балласта. Масса балласта - общая масса воды, хлористых солей и механических примесей в нефти (пункт 2.1.13 Рекомендаций). В соответствии с пунктом 2.1.14 названных Рекомендаций масса нетто нефти - разность массы брутто нефти и массы балласта.
В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ, полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
При этом норма, содержащаяся в п. 1 ст. 337 НК РФ является общей по отношению к конкретным видам полезных ископаемых (продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров), поскольку конкретные виды полезных ископаемых, добыча которых является объектом налогообложения НДПИ, установлены п. 2 ст. 337 НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ в отношении нефти видом добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Следовательно, с учетом содержания указанных норм объектом налогообложения в данном случае является добытая обезвоженная, обессоленная и стабилизированная нефть.
Вода, хлористые соли и механические примеси в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ не являются объектом налогообложения НДПИ, поскольку не являются видом полезного ископаемого.
Как указывает заявитель, налоговый орган неправомерно пытается расширить объект налогообложения по НДПИ за счет воды, хлористых солей, механических примесей, которые не являются нефтью. Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение при добыче подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов. Следовательно, вода, добываемая с нефтью, облагается по ставке 0 процентов, а не по ставке для нефти.
Суд считает, что ссылка Инспекции на ОК 005-93 (Общероссийский классификатор продукции), введенный в действие с 01.07.94 г. (т. 6, л.д. 76 - 77), допускающий содержание в обезвоженной и обессоленной нефти воды в размере от "не более 0,2% до более 1%" (то есть без верхнего предела), солей в размере от "не более 40 мг/л до солей свыше 1.800 мг/л (то есть без верхнего предела)" и т.п. (коды по ОКП с 02 4310 по 02 4315), является необоснованной. Применение указанного Классификатора для целей исчисления НДПИ позволило бы отнести к добытому полезному ископаемому любое нефтесодержащее минеральное сырье, включающее в себя неограниченное количество воды, соли и механических примесей, что не соответствует принципам экономического обоснования налога, недопустимости произвольного взимания налогов, установленным п. 3 ст. 3 НК РФ, а также смыслу взимания НДПИ именно с добытого полезного ископаемого, а не с любого сырья, добытого из недр.
Как следует из вводной части упомянутого Классификатора, он предназначен для обобщения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие. В ОКП не содержится положений об определении видов полезных ископаемых для целей исчисления и уплаты НДПИ.
Указанный классификатор не устанавливает государственный стандарт на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную и не относится к числу иных стандартов, перечисленных в п. 1 ст. 337 НК РФ.
Суд считает ссылку Инспекции на ГОСТ Р 51858-2002 (т. 6, л.д. 78 - 83) также необоснованной. Общие требования к методикам выполнения измерения массы нефти и нефтепродуктов закреплены с 01.01.2005 г. в национальном стандарте Российской Федерации "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений ГОСТ Р 8.595-2004" (т. 6, л.д. 84 - 91). Его действие распространяется на методики выполнения измерений массы товарной нефти и нефтепродуктов в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, основанные на перечисленных методах прямых и косвенных измерений.
Стандарт устанавливает основные требования к методике выполнения измерений массы продукта, обладающего общеродовыми признаками - нефти. Также для целей данного стандарта определяются понятия: "товарной нефти (нефти)" - нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858; "массы брутто товарной нефти" - масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858; "массы балласта" - общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти; "массы нетто товарной нефти" - разность массы брутто товарной нефти и массы балласта, т.е. без массы примесей соли, воды, и механических примесей (п. п. 3.12, 3.13, 3.14, 3.15). Таким образом, в стандарте отсутствуют дефиниции, позволяющие установить соотношение понятий "нефть", "нефть товарная" и "нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная".
Таким образом, термин "нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная", введенный законодательством о налогах и сборах, ни в Налоговом кодексе, ни в предусмотренных им нормативных актах (ГОСТах) не раскрыт, поэтому налогоплательщики на основании п. 2 ст. 337 НК РФ вправе считать таковой нефть без учета воды, солей и мехпримесей.
Государственный стандарт Р 51858-2002, на который ссылается налоговый орган в оспариваемом решении, стандартом для определения качества нефти как продукции, не является, поскольку в нем отсутствуют требования к нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Требования, содержащиеся в указанном стандарте, относятся к нефти как к объекту, подлежащему транспортировке.
Таким образом, суд, учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ считает, что не имеется оснований использовать при налогообложении НДПИ иной вид полезного ископаемого, кроме нефти нетто, т.е. нефти без учета воды, солей и мехпримесей (балласта).
В соответствии со статьей 31 Закона от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. При этом использование для целей исчисления НДПИ данных государственного баланса запасов полезных ископаемых прямо предусмотрено положениями статьи 342 главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых".
Согласно пункту 10 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного Приказом МПР России от 09.07.97 г. N 122 (т. 6, л.д. 95 - 101) постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого-разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ), и их территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России и форм государственного федерального статистического наблюдения.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293, на данный государственный орган возложены функции по обеспечению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
Согласно данным, приведенным Инспекцией в таблице 3 п. 5.3 решения "Количество добытого полезного ископаемого по налоговым декларациям и товарным балансам", общее количество добытой заявителем в 2004 г. нефти, с которой исчислен и уплачен НДПИ, составило 20119191 т.
Как усматривается из материалов дела, по итогам заседания Центральной балансовой комиссии Федерального агентства по недропользованию по рассмотрению государственной статистической отчетности 6-ГР за 2004 год протоколом N 496-2005 (м) от 21.04.2005 г. утверждено изменение в балансовых запасах нефти по ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" за 2004 год в размере 20119 тыс. тонн (т. 4, л.д. 63 - 74), из указанного протокола усматривается, что за 2004 г. с Государственного баланса запасов полезных ископаемых было списано то количество добытой заявителем нефти, которое включено в налоговые декларации, то есть нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной - нефти нетто. Из этого следует, что содержащийся в нефти балласт (вода, соли, иные механические примеси), не учитывается при определении количества нефти, списываемого с Государственного баланса полезных ископаемых в результате добычи, поскольку фактически балласт нефтью не является.
Таким образом, утвержденные уполномоченным государственным органом данные о величине списанных с Государственного баланса запасов нефти также опровергают доводы Инспекции о необходимости обложения НДПИ содержащегося в нефти балласта в размере 33899 тонн за 2004 г.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Инструкции по заполнению формы статистической отчетности N 1-ТЭК (нефть) (годовая) "Сведения по эксплуатации скважин", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.05.96 г. добытая нефть учитывается в тоннах нетто, то есть чистая нефть за вычетом отделенной воды, грязи и попутного нефтяного газа, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами, и показывается в целых числах. По данным раздела 1 "Добыча нефти" формы N 1-ТЭК добыча нефти заявителем за 2004 год составила 20119191 тонну, то есть количество добытой нефти, отраженной в статистической отчетности по форме N 1-ТЭК, соответствует данным налоговых деклараций заявителя по НДПИ за 2004 г.
Необоснованность доводов Инспекции о необходимости включения в налоговую базу по НДПИ кроме массы нетто также массы балласта подтверждена Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11 сентября 2007 года N 03-06-05-01/39 в адрес Федеральной налоговой службы, основанным на заключении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (т. 4, л.д. 84 - 85).
То обстоятельство, что произведенной заявителем из добытого минерального сырья продукцией является нефть нетто, подтверждается тем, что транспортировка нефти как товарной продукции по системе магистральных трубопроводов АК "Транснефть" для конечных получателей (потребителей) также осуществляется исходя из веса нефти-нетто.
В соответствии с п. 4.4 заключенного договора N 0004044//64537-10/03-1089 от 22.12.2003 г. (т. 6, л.д. 1 - 21) ОАО "АК "Транснефть" ведет учет принимаемой к транспортировке нефти по массе нетто (в тоннах). Транспортировка именно нефти нетто прослеживается по данным помесячных справок о распределении нефти, реестров актов приема-сдачи нефти по маршрутным поручениям АК "Транснефть" за январь - декабрь 2004 г. по производителю ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", а также из содержания актов выполнения ОАО "АК "Транснефть" услуг по транспортировке нефти по договору N 0004044 за январь - декабрь 2004 г.
Суд считает вывод налогового органа о применении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" косвенного, а не прямого метода при подсчете количества облагаемой НДПИ нефти несостоятельным.
Как следует из положений ст. 339 НК РФ, количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Из приведенной нормы закона видно, что разница между прямым и косвенным методом заключается в том, что при прямом методе применяются измерительные средства и устройства, позволяющие определить количество добытого полезного ископаемого, а при косвенном методе это количество определяется без применения специальных устройств, измеряется только количество первичного сырья, а затем, на основании установленной для всего участка месторождения процентного содержания полезного ископаемого в добываемом на данном участке сырье, определяется количество добытого полезного ископаемого.
Следовательно, разница между этими двумя методами состоит в том, что при прямом методе можно непосредственно определить содержание добытого полезного ископаемого в сырье, а при косвенном это невозможно, вследствие чего и применяется заранее установленная процентная ставка, без измерения фактического содержания полезного ископаемого в сырье. Таким образом, характерной чертой прямого метода является применение измерительных устройств.
При определении количества нефти ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" руководствовалось Инструкцией N РД 153-39.4-042-99, которая также предусматривает применение СИКН, и применяло при измерении нефти СИКН, что не опровергнуто налоговым органом в оспариваемом решении. Следовательно, масса нетто нефти определялась заявителем с применением измерительных приборов и устройств, а это однозначно свидетельствует о применении прямого, а не косвенного метода измерений.
Из представленных в материалы дела ежедневных актов приема-сдачи нефти между представителями ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" и ОАО АК "Транснефть" видно, что эти измерения количества сдаваемой нефти производились 2 раза в сутки (каждую смену) на каждую партию нефти, поступавшую в систему магистральных нефтепроводов. Содержание балласта в каждой партии нефти измерялось индивидуально, что исключает применение косвенного метода измерений, поскольку измерить содержание балласта в каждой конкретной партии нефти можно только путем непосредственных измерений с помощью измерительных приборов и устройств, то есть прямым методом. Также из инструкций по эксплуатации, прилагаемых к ним схем системы измерений количества СИКН-569 и СИКН-512, принадлежащих ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", видно, что в составе этих систем имеются и постоянно действуют автоматические поточные влагомеры, измеряющие содержание воды в поступающей нефти (п. 2.1.2.1, 4.2.11 Инструкции СИКН-569 - стр. 7, 17; п. 2.1.2.1, 4.3.8 Инструкции СИКН-512 - стр. 6, 18). Таким образом, при измерении количества нефти на узле учета нефти, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" применяет прямой метод, количество нефти измеряется с применением измерительных устройств, как это предусмотрено для прямого метода ст. 339 НК РФ.
Кроме того, в настоящее время ГОСТ на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную отсутствует, в связи с чем любой балласт, независимо от способа его измерения не может быть признан объектом налогообложения НДПИ.
Таким образом суд считает, что заявитель исчислил налоговую базу по НДПИ в соответствии с законом, доначисление НДПИ в сумме 36353455 руб., соответствующей суммы пени и налоговых санкций неправомерно.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1.
В соответствии с порядком, установленным ч. 1 ст. 110 АПК РФ, уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика из средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 101, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
решил:

признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ, решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.09.2007 N 52/2090 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 36353455 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" госпошлину в размере 2.000 руб., уплаченную платежным поручением N 758 от 05.12.2007, подлежащую уплате за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)