Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Юртаевой Т.В.,
судей Наумовой Н.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А47-698/2010 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, своих представителей в судебное заседание не направили.
Индивидуальный предприниматель Алкулов Ермек Кунакбаевич (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным уведомления инспекции от 26.01.2010 об отказе в выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента по виду деятельности "автотранспортные услуги" и обязании выдать патент на право применения упрощенной системы налогообложения с 01.03.2010 по 01.06.2011.
Решением суда от 29.04.2010 (судья Хижняя Е.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (судьи Иванова Н.А., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда отменено, заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, предпринимателем 14.01.2010 в налоговый орган представлено заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения в отношении вида деятельности - оказание автотранспортных услуг.
Уведомлением от 26.01.2010 налоговый орган со ссылкой на Закон Оренбургской области от 29.09.2009 N 3092/680-IV-03, установивший размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода на 2010 г. по виду деятельности "автотранспортные услуги" в расчете на посадочное место, отказал налогоплательщику в выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения ввиду того, что им не представлены сведения о количестве посадочных мест, в связи с чем невозможно рассчитать стоимость патента.
Суд апелляционной инстанции посчитал отказ в выдаче патента по указанным мотивам незаконным, поскольку дифференциация годового дохода предпринимателей для целей применения упрощенной системы налогообложения в зависимости от количества посадочных мест, по мнению суда, не соответствует п. 7.1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а, следовательно, не подлежит применению.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным.
В соответствии со ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 данной статьи, в том числе автотранспортные услуги, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 346.25.1 Кодекса).
Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе по виду деятельности "автотранспортные услуги" на территории Оренбургской области разрешено Законом Оренбургской области от 16.11.2005 N 2696/468-11-03.
Согласно п. 6 ст. 346.25.1 Кодекса годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 данной статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента (п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса).
Законом Оренбургской области от 29.09.2009 N 3092/680-IV-03 внесены изменения в Закон Оренбургской области от 16.11.2005 N 2696/468-11-03, которыми размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода на 2010 г. по виду деятельности "автотранспортные услуги" установлен в расчете на посадочное место.
Между тем правила, предусмотренные п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса, допускают дифференциацию годового дохода только с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Кодексом предусмотрено только два случая, при которых возможно произвести дифференциацию потенциально возможного годового дохода предпринимателей - если имеются особенности в ведении предпринимателями их деятельности в рамках одного вида, а также в зависимости от места осуществляется деятельности.
Поставив расчет годового дохода по виду деятельности "автотранспортные услуги" в зависимость от количества посадочных мест законодатель (субъект Российской Федерации - Оренбургская область) имел целью реализовать полномочия, предоставленные Кодексом, по дифференциации годового дохода в зависимости от особенностей осуществления предпринимателями данного вида услуг.
Однако количество посадочных мест не определяет особенность ведения предпринимательской деятельности. К особенностям ведения предпринимательской деятельности возможно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и другие, к местам ведения предпринимательской деятельности - городские округа, городские поселения, сельские поселения.
Аналогичный подход к разрешению рассматриваемого вопроса изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 N 7-Г10-5, а также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2010 N 03-11-03/1/01.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление размера потенциально возможного дохода в зависимости от количества посадочных мест противоречит норме ст. 346.25.1 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При изложенных обстоятельствах, поскольку установлено при рассмотрении дела несоответствие Закона Оренбургской области Кодексу, который является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, следует руководствоваться Кодексом.
В соответствии с п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса, если законом субъекта Российской Федерации по какому-либо из видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 настоящей статьи, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действующий в предыдущем году.
С учетом изложенного и принимая во внимание установление судом соблюдение налогоплательщиком иных условий для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса, а именно - количество наемных работников не превышает определенный размер, заявление подано с соблюдением сроков, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А47-698/2010 Арбитражный суд Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.11.2010 N Ф09-8633/10-С2 ПО ДЕЛУ N А47-698/2010 ТРЕБОВАНИЕ: О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ОТКАЗА НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ВЫДАЧЕ ПАТЕНТА НА ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ УСН ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ", ОБ ОБЯЗАНИИ ВЫДАТЬ ПАТЕНТ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ОТКАЗ В ВЫДАЧЕ ПАТЕНТА МОТИВИРОВАН ТЕМ, ЧТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ ПРЕДСТАВИЛ СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ, В СВЯЗИ С ЧЕМ НЕВОЗМОЖНО РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ ПАТЕНТА.
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2010 г. N Ф09-8633/10-С2
Дело N А47-698/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Юртаевой Т.В.,
судей Наумовой Н.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А47-698/2010 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, своих представителей в судебное заседание не направили.
Индивидуальный предприниматель Алкулов Ермек Кунакбаевич (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным уведомления инспекции от 26.01.2010 об отказе в выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента по виду деятельности "автотранспортные услуги" и обязании выдать патент на право применения упрощенной системы налогообложения с 01.03.2010 по 01.06.2011.
Решением суда от 29.04.2010 (судья Хижняя Е.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (судьи Иванова Н.А., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда отменено, заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, предпринимателем 14.01.2010 в налоговый орган представлено заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения в отношении вида деятельности - оказание автотранспортных услуг.
Уведомлением от 26.01.2010 налоговый орган со ссылкой на Закон Оренбургской области от 29.09.2009 N 3092/680-IV-03, установивший размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода на 2010 г. по виду деятельности "автотранспортные услуги" в расчете на посадочное место, отказал налогоплательщику в выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения ввиду того, что им не представлены сведения о количестве посадочных мест, в связи с чем невозможно рассчитать стоимость патента.
Суд апелляционной инстанции посчитал отказ в выдаче патента по указанным мотивам незаконным, поскольку дифференциация годового дохода предпринимателей для целей применения упрощенной системы налогообложения в зависимости от количества посадочных мест, по мнению суда, не соответствует п. 7.1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а, следовательно, не подлежит применению.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным.
В соответствии со ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 данной статьи, в том числе автотранспортные услуги, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 346.25.1 Кодекса).
Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе по виду деятельности "автотранспортные услуги" на территории Оренбургской области разрешено Законом Оренбургской области от 16.11.2005 N 2696/468-11-03.
Согласно п. 6 ст. 346.25.1 Кодекса годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 данной статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента (п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса).
Законом Оренбургской области от 29.09.2009 N 3092/680-IV-03 внесены изменения в Закон Оренбургской области от 16.11.2005 N 2696/468-11-03, которыми размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода на 2010 г. по виду деятельности "автотранспортные услуги" установлен в расчете на посадочное место.
Между тем правила, предусмотренные п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса, допускают дифференциацию годового дохода только с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Кодексом предусмотрено только два случая, при которых возможно произвести дифференциацию потенциально возможного годового дохода предпринимателей - если имеются особенности в ведении предпринимателями их деятельности в рамках одного вида, а также в зависимости от места осуществляется деятельности.
Поставив расчет годового дохода по виду деятельности "автотранспортные услуги" в зависимость от количества посадочных мест законодатель (субъект Российской Федерации - Оренбургская область) имел целью реализовать полномочия, предоставленные Кодексом, по дифференциации годового дохода в зависимости от особенностей осуществления предпринимателями данного вида услуг.
Однако количество посадочных мест не определяет особенность ведения предпринимательской деятельности. К особенностям ведения предпринимательской деятельности возможно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и другие, к местам ведения предпринимательской деятельности - городские округа, городские поселения, сельские поселения.
Аналогичный подход к разрешению рассматриваемого вопроса изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 N 7-Г10-5, а также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2010 N 03-11-03/1/01.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление размера потенциально возможного дохода в зависимости от количества посадочных мест противоречит норме ст. 346.25.1 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При изложенных обстоятельствах, поскольку установлено при рассмотрении дела несоответствие Закона Оренбургской области Кодексу, который является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, следует руководствоваться Кодексом.
В соответствии с п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса, если законом субъекта Российской Федерации по какому-либо из видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 настоящей статьи, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действующий в предыдущем году.
С учетом изложенного и принимая во внимание установление судом соблюдение налогоплательщиком иных условий для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса, а именно - количество наемных работников не превышает определенный размер, заявление подано с соблюдением сроков, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А47-698/2010 Арбитражный суд Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЮРТАЕВА Т.В.
Судьи
НАУМОВА Н.В.
СУХАНОВА Н.Н.
ЮРТАЕВА Т.В.
Судьи
НАУМОВА Н.В.
СУХАНОВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)