Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2004 N А44-630/04-С14

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 августа 2004 года Дело N А44-630/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В., рассмотрев 10.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 7 по Новгородской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.04.04 по делу N А44-630/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Демянск Дорстрой ЛТД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции N 7 по Новгородской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 29.10.02 N 165 и требования от 30.10.03 N 509.
Решением от 05.04.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации Общества по налогу на прибыль за полугодие 2002 года. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 15.10.02 N 165 (листы дела 15 - 18) и вынесено решение от 29.10.02 N 165. Данным решением Обществу доначислено 45659 руб. налога на прибыль переходного периода, 181 руб. 82 коп. пеней и в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) налогоплательщику установлена рассрочка по уплате доначисленного налога с 2002 года по октябрь 2006 года. Налоговая инспекция полагает, что обществом не исчислена налоговая база по налогу на прибыль переходного периода. Обществу направлено требование от 30.10.03 N 509 об уплате налога на прибыль организаций.
Суд первой инстанции установил, что в 2001 году Общество имело льготу по налогу на прибыль, поскольку является организацией, в которой инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
В соответствии со статьей 10 Закона N 110-ФЗ, если при вступлении в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик переходит на определение доходов и расходов по методу начисления, по состоянию на 01.01.02 он обязан отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Кодекса, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.08.2002 N БГ-3-02/458 утверждены Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Закона N 110-ФЗ (далее - Рекомендации).
Пункт 7 раздела 4 Рекомендаций разъясняет порядок расчета налоговой базы организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль до 01.01.02, не имеющими налоговой базы 2001 года. Данной нормой предусмотрено, что если в 2001 году организация имела льготу по налогу на прибыль и в связи с этим сумма налога на прибыль за 2001 год у нее составила нулевую сумму, то сумма налога на прибыль по налоговой базе переходного периода подлежит внесению в бюджет в порядке, аналогичном установленному пунктом 8 статьи 10 Закона N 110-ФЗ. При этом исчисление суммы производится непосредственно от самой суммы налога, исчисленной по базе переходного периода.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.03 N 2742/03 признан недействующим пункт 7 раздела 4 Рекомендаций, как не соответствующий статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ.
Налоговый орган в кассационной жалобе ссылается на то, что постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должно применяться к правоотношениям, возникшим в 2004 году, поэтому суд неправомерно признал недействительным решение налогового органа в полном объеме, в том числе по 2002 и 2003 годам.
Кассационная коллегия считает доводы, приведенные налоговой инспекцией в кассационной жалобе, несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Рекомендации к законодательству о налогах и сборах не относятся. Поскольку Рекомендациями был восполнен пробел в законе и применена аналогия в отношении субъекта и элементов налогового обязательства, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал это недопустимым с точки зрения понятия законно установленного налога.
Следовательно, отсутствовали законные основания, вытекающие из положений статьи 10 Закона N 110-ФЗ, для доначисления Обществу налога на прибыль и до принятия решения по делу N 2742/03 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Суд первой инстанции правомерно указал в решении на то, что Законом N 110-ФЗ не установлена обязанность организаций, освобожденных от уплаты налога на прибыль в 2001 году, включать в налоговую базу переходного периода прибыль, которая в 2001 году не учитывалась при формировании налоговой базы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.04.04 по делу N А44-630/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 7 по Новгородской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРПУСОВА О.А.

Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ХОХЛОВ Д.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)