Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2004 N Ф03-А37/04-2/2620

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 14 декабря 2004 года Дело N Ф03-А37/04-2/2620


Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" на постановление от 26.05.2004 по делу N А37-315/04-9 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: ГУ Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области", о признании недействительным решения от 21.01.2004 N ИС-04-10/97.
Общество с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N ИС-04-10/97 от 21.01.2004.
Решением арбитражного суда от 30.03.2004 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Магаданнефто" является участником особой экономической зоны и в силу Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" освобождается от уплаты налогов в федеральный бюджет. Поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления акциза на бензин автомобильный в сумме 858372 руб., соответствующей пени - 25677 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2004 решение суда изменено: недействительным признан пункт 1.2 резолютивной части решения налогового органа, в остальной части в удовлетворении заявленных требований "Магаданнефто" отказано.
Апелляционная инстанция согласилась с решением суда в части его выводов о неправомерности привлечения ООО "Магаданнефто" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, так как налоговым законодательством не предусмотрена обязанность при ведении раздельного учета представлять в налоговые органы декларации, в том числе по операциям, осуществляемым за пределами особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и Магаданской области.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция посчитала ООО "Магаданнефто" допустившим налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном применении льготы по уплате акцизов, так как с 01.01.2003 объект налогообложения акцизом возникает у лица, совершившего операции с нефтепродуктами, при их получении.
Таким образом, суд пришел к выводу, что поскольку нефтепродукты приобретены у поставщика, не являющегося участником ОЭЗ, и отгрузка произведена за пределами ОЭЗ, то ООО "Магаданнефто" (далее - Общество) не имеет право на льготу по уплате налогов (акцизов) в федеральный бюджет.
В кассационной жалобе ООО "Магаданнефто" просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права: неправильное толкование и применение статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104), неприменение к рассматриваемым правоотношениям пункта 45 приложения N 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год".
ООО "Магаданнефто" также полагает, что судом апелляционной инстанции не учтены правила и особенности исчисления и уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы Общество в судебном заседании не участвовало.
Инспекция по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу, в дополнениях к отзыву от 19.10.2004, в заседании суда кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
ГУ Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы, изложенные в ней, считает применение Обществом льготы по уплате акцизов правомерным. Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы Администрация особой экономической зоны в заседании суда кассационной инстанции участия не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по акцизу за октябрь 2003 года, представленной Обществом в налоговый орган.
- По результатам проверки принято решение N ИС-04-10/97 от 21.01.2004 о привлечении налогоплательщика - ООО "Магаданнефто" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату акциза на бензин автомобильный за октябрь 2003 года в виде штрафа в сумме 171674 руб.;
- - пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговой декларации по акцизу по операциям, осуществляемым за пределами территории ОЭЗ и Магаданской области, в размере 50 руб.
Обществу также предложено уплатить акциз на бензин автомобильный в сумме 858372 руб., пени за несвоевременную уплату акциза в сумме 25677 руб.
Не согласившись с данным решением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Согласно материалам дела, ООО "Магаданнефто" является участником ОЭЗ, что подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 001546, и является плательщиком акциза по операциям с нефтепродуктами.
В соответствии с уставом Общества, основными видами хозяйственной деятельности его являются оптовая и розничная реализация нефтепродуктов.
По спорной декларации Обществом закуплены нефтепродукты у производителей, находящихся за пределами ОЭЗ и Магаданской области. Как установлено судом, автобензин А-76 приобретен у продавца - ООО "РН-Востокнефтепродукт" (г. Хабаровск), грузоотправитель находится в г. Комсомольске-на-Амуре, грузополучатель - в г. Находке. То есть все участники сделки по приобретению нефтепродуктов, за исключением Общества, находятся за пределами ОЭЗ и Магаданской области. Реализация нефтепродуктов произведена на территории Магаданской области.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 N 104-ФЗ при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
Во исполнение статьи 5 Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 N 646).
Указанное Постановление определяет критерии отнесения операций к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения.
Согласно данному Постановлению, операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:
- - операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- - объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, (работы, услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.
Следовательно, приобретая нефтепродукты у поставщиков, зарегистрированных вне пределов ОЭЗ и Магаданской области, и заявляя при этом льготу, предусмотренную статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, акционерным обществом не учтены требования указанного выше Постановления Правительства РФ N 646 от 31.08.2000, на что обоснованно указано в мотивировочной части постановления апелляционной инстанции.




В силу пункта 3 статьи 182 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов. Получением нефтепродуктов признается для целей настоящей главы приобретение нефтепродуктов в собственность. Следовательно, судом сделан правомерный вывод о том, что объект налогообложения возникает у акционерного общества в момент получения нефтепродуктов в собственность.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что для применения льготы, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, операции по оприходованию и операции по реализации нефтепродуктов следует рассматривать отдельно в силу необходимости учета критериев, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646.
Исходя из вышеизложенного налоговым органом правомерно установлена неполная уплата акционерным обществом акциза за октябрь 2003 года в сумме 858372 руб., в связи с чем доначислен акциз, начислена пеня в сумме 25677 руб. и налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 171674 руб.
При указанных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении его требований о признании недействительным решения налогового органа N ИС-04-10/97 от 21.01.2004 (за исключением пункта 1.2 его резолютивной части).
Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 26.05.2004 по делу N А37-315/04-9 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 декабря 2004 года Дело N Ф03-А37/04-2/2620


Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" на постановление от 26.05.2004 по делу N А37-315/04-9 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: ГУ Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области", о признании недействительным решения от 21.01.2004 N ИС-04-10/97.
Общество с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N ИС-04-10/97 от 21.01.2004.
Решением арбитражного суда от 30.03.2004 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Магаданнефто" является участником особой экономической зоны и в силу Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" освобождается от уплаты налогов в федеральный бюджет. Поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления акциза на бензин автомобильный в сумме 858372 руб., соответствующей пени - 25677 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2004 решение суда изменено: недействительным признан пункт 1.2 резолютивной части решения налогового органа, в остальной части в удовлетворении заявленных требований "Магаданнефто" отказано.
Апелляционная инстанция согласилась с решением суда в части его выводов о неправомерности привлечения ООО "Магаданнефто" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, так как налоговым законодательством не предусмотрена обязанность при ведении раздельного учета представлять в налоговые органы декларации, в том числе по операциям, осуществляемым за пределами особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и Магаданской области.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция посчитала ООО "Магаданнефто" допустившим налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном применении льготы по уплате акцизов, так как с 01.01.2003 объект налогообложения акцизом возникает у лица, совершившего операции с нефтепродуктами, при их получении.
Таким образом, суд пришел к выводу, что поскольку нефтепродукты приобретены у поставщика, не являющегося участником ОЭЗ, и отгрузка произведена за пределами ОЭЗ, то ООО "Магаданнефто" (далее - Общество) не имеет право на льготу по уплате налогов (акцизов) в федеральный бюджет.
В кассационной жалобе ООО "Магаданнефто" просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права: неправильное толкование и применение статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104), неприменение к рассматриваемым правоотношениям пункта 45 приложения N 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год".
ООО "Магаданнефто" также полагает, что судом апелляционной инстанции не учтены правила и особенности исчисления и уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы Общество в судебном заседании не участвовало.
Инспекция по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу, в дополнениях к отзыву от 19.10.2004, в заседании суда кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
ГУ Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы, изложенные в ней, считает применение Обществом льготы по уплате акцизов правомерным. Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы Администрация особой экономической зоны в заседании суда кассационной инстанции участия не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по акцизу за октябрь 2003 года, представленной Обществом в налоговый орган.
- По результатам проверки принято решение N ИС-04-10/97 от 21.01.2004 о привлечении налогоплательщика - ООО "Магаданнефто" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату акциза на бензин автомобильный за октябрь 2003 года в виде штрафа в сумме 171674 руб.;
- - пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговой декларации по акцизу по операциям, осуществляемым за пределами территории ОЭЗ и Магаданской области, в размере 50 руб.
Обществу также предложено уплатить акциз на бензин автомобильный в сумме 858372 руб., пени за несвоевременную уплату акциза в сумме 25677 руб.
Не согласившись с данным решением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Согласно материалам дела, ООО "Магаданнефто" является участником ОЭЗ, что подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 001546, и является плательщиком акциза по операциям с нефтепродуктами.
В соответствии с уставом Общества, основными видами хозяйственной деятельности его являются оптовая и розничная реализация нефтепродуктов.
По спорной декларации Обществом закуплены нефтепродукты у производителей, находящихся за пределами ОЭЗ и Магаданской области. Как установлено судом, автобензин А-76 приобретен у продавца - ООО "РН-Востокнефтепродукт" (г. Хабаровск), грузоотправитель находится в г. Комсомольске-на-Амуре, грузополучатель - в г. Находке. То есть все участники сделки по приобретению нефтепродуктов, за исключением Общества, находятся за пределами ОЭЗ и Магаданской области. Реализация нефтепродуктов произведена на территории Магаданской области.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 N 104-ФЗ при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
Во исполнение статьи 5 Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 N 646).
Указанное Постановление определяет критерии отнесения операций к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения.
Согласно данному Постановлению, операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:
- - операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- - объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, (работы, услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.
Следовательно, приобретая нефтепродукты у поставщиков, зарегистрированных вне пределов ОЭЗ и Магаданской области, и заявляя при этом льготу, предусмотренную статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, акционерным обществом не учтены требования указанного выше Постановления Правительства РФ N 646 от 31.08.2000, на что обоснованно указано в мотивировочной части постановления апелляционной инстанции.




В силу пункта 3 статьи 182 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов. Получением нефтепродуктов признается для целей настоящей главы приобретение нефтепродуктов в собственность. Следовательно, судом сделан правомерный вывод о том, что объект налогообложения возникает у акционерного общества в момент получения нефтепродуктов в собственность.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что для применения льготы, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, операции по оприходованию и операции по реализации нефтепродуктов следует рассматривать отдельно в силу необходимости учета критериев, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646.
Исходя из вышеизложенного налоговым органом правомерно установлена неполная уплата акционерным обществом акциза за октябрь 2003 года в сумме 858372 руб., в связи с чем доначислен акциз, начислена пеня в сумме 25677 руб. и налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 171674 руб.
При указанных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении его требований о признании недействительным решения налогового органа N ИС-04-10/97 от 21.01.2004 (за исключением пункта 1.2 его резолютивной части).
Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 26.05.2004 по делу N А37-315/04-9 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)