Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2009 N 09АП-23782/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-77861/09-114-418

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. N 09АП-23782/2009-АК

Дело N А40-77861/09-114-418

Резолютивная часть постановления объявлена "09" декабря 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме "16" декабря 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
Судей П.В. Румянцева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009
по делу N А40-77861/09-114-418, принятое судьей Т.В. Савинко,
по заявлению Открытого акционерного общества "Московский нефтеперерабатывающий завод"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными п. 2, 3 решения от 08.04.2009 N 52-17-14/8555Р/1555, п. 2 решения N 52-17-14/854Р.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Телегиной И.В. по дов. N 119 от 10.08.2009, Бочкаревой В.А. по дов. N 111 от 11.08.2009
от заинтересованного лица - Кочкина А.С. по дов. N 116 от 28.04.2009
установил:

Открытое акционерное общество "Московский нефтеперерабатывающий завод" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 08.04.2009 N 52-17-14/8555Р/1555 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", пункта 2 решения от 08.04.2009 N 52-17-14/854Р "О подтверждении частично обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации".
Решением суда от 28.09.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая на то, что при вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 27.10.2008 обществом представлена налоговая декларация по налогу на акцизы за июль 2008 года, по строке 140 раздела 2 которой отражена реализация нефтепродуктов на экспорт в количестве 105 752,415 тонн, в том числе, реализация в Белоруссию прямогонного бензина в количестве 14 720,961 тонн. Заявитель, с целью использования предусмотренного законом права на освобождение от уплаты акциза в отношении экспортированных нефтепродуктов, ранее даты подачи декларации представил в инспекцию предусмотренные статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации банковские гарантии, а также полный комплект документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, которые подтверждают вывоз в таможенном режиме экспорта указанного количества прямогонного бензина.
По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.02.2009 N 52-17-14/190-4А. В результате рассмотрения указанного акта и возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 08.04.2009 N 52-17-14/8555Р/1555 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" Пунктом 1 решения отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, начислены пени по состоянию на 08.04.2009 в размере 860 017,48 руб. (пункт 2), кроме того, заявителю предложено уплатить недоимку по акцизу на прямогонный бензин в количестве 4 800,600 тонн в сумме 12 755 194 руб. (пункт 3).
В результате рассмотрения материалов указанной проверки инспекцией также было вынесено решение от 8 апреля 2009 года N 52-17-14/854Р "О подтверждении частично обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации", пунктом 2 которого заявителю отказано в подтверждении права на освобождение от уплаты сумм акциза при реализации нефтепродуктов за пределами территории Российской Федерации в Белоруссию в сумме 39 113 594 руб. в отношении 14 720,961 тонн прямогонного бензина. Основанием для вынесения названных решений явилось то обстоятельство, что заявитель в течение 90 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в Белоруссию не представил в инспекцию третий экземпляр заявления о ввозе товара на территорию Белоруссии с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, как это предусмотрено разделом II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.06.2004.
Данные доводы налогового органа правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения). Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такое поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 настоящего Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, заявитель до даты подачи налоговой декларации за июль 2008 года, представил в инспекцию банковскую гарантию N 07/OGR5081356 от 23.10.2008, предусматривающую обязанность ЗАО "ЮниКредит Банк" уплатить за ОАО "Московский Нефтеперерабатывающий завод" сумму акциза и/или пеней по экспортируемым подакцизным нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья и отгруженным собственником давальческого сырья ОАО НК "Магма" в режиме экспорта с 01.07.2008 по 31.07.2008 включительно на сумму 23 805 356,96 руб. за 8 959,487 тонн бензина прямогонного в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, документов, подтверждающих факт экспорта указанного количества прямогонного бензина.
В банковской гарантии количество прямогонного бензина (8 959,487 тонн) входило и то количество прямогонного бензина (4 800,600 тонн), в отношении которого по результатам камеральной проверки был доначислен акциз в сумме 12 755 194 руб.
Данные обстоятельства также подтверждены в ходе камеральной проверки и не оспариваются инспекцией.
Во исполнение положений пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем в течение 180 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в таможенном режиме экспорта и ранее даты подачи налоговой декларации за июль 2008 в инспекцию были представлены документы, подтверждающие обоснованность освобождения от уплаты акциза в отношении 14 720,961 тонн прямогонного бензина, отраженных в строке 140 раздела 2 декларации, включая 4 800,600 тонн, отраженных также в строке 020 раздела 2 налоговой декларации.
Сопроводительными письмами от 15.10.2008 N 26/5559, N 26/5675 от 22.10.2008 заявитель представил в инспекцию комплект документов, подтверждающих вывоз из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Белоруссию в период апрель - август 2009, 16 484,851 тонн принадлежащего ОАО НК "Магма" прямогонного бензина, включая 14 720,961 тонн, отраженных в строке 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за июль 2008. Из указанных документов следует, что между заявителем и ОАО НК "Магма" заключен договор от 18.12.2006 N 738, согласно которому заявитель принял обязательства по переработке принадлежащей ОАО НК "Магма" нефти. Во исполнение договора из поставленной ОАО НК "Магма" нефти заявителем в апреле, мае, июне, июле и августе 2008 были выработаны нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин.
Вместе с тем, между ОАО НК "Магма" и Иностранным частным унитарным производственно-торговым предприятием (ИП) "ЧЕСС-Бел", являющимся юридическим лицом согласно законодательству Белоруссии и находящимся в г. Витебске, заключен контракт N МБ-110408 от 11.04.2008, предметом которого явилось обязательство поставщика (ОАО НК "Магма") осуществлять поставку покупателю (ИП "ЧЕСС-Бел") нефтепродуктов на условиях DAF - граница Российской Федерации и Белоруссии железнодорожным транспортом.
Согласно, приложению N 01 от 25.04.2008 к контракту N МБ-110408 от 11.04.2008 согласована поставка в Белоруссию прямогонного бензина в количестве 2 000 тонн в период с 20.05.2008 по 03.06.2008. Во исполнение указанного контракта ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню временную грузовую таможенную декларацию N 10124130/120508/000279, где заявило о намерении в период с 12.05.2008 по 31.05.2008 вывезти в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2 000 тонн прямогонного бензина. На данной ГТД Московской южной таможней проставлена отметка "Выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АВ429954, АВ429955, АВ429956, АВ429957, АВ429958, АВ429959, АВ429960, АВ429966, АВ429967, АВ429968 прямогонный бензин в количестве 1 983,122 тонны был вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На указанных накладных Московской южной таможней проставлены отметки "Выпуск разрешен".
ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню полную грузовую таможенную декларацию N 10124130/190608/0000316, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 1 983,122 тонны. На данной ГТД Московской южной таможней 19.06.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 26.05.2008 на сумму 372 552,84 долларов США, от 28.05.2008 на сумму 302 132,82 долларов США, от 04.06.2008 на сумму 301 134,24 долларов США, от 05.06.2008 на сумму 107 270,46 долларов США, от 17.06.2008 на сумму 225 770,16 долларов США и выписками по счету за 26.05.2008, 28.05.2008, 04.06.2008, 05.06.2008 и 17.05.2008.
В силу приложения N 02 от 26.05.2008 к контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 01.06.2008 по 15.06.2008 прямогонного бензина в количестве 2 000 тонн. Во исполнение приложения ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню временную грузовую таможенную декларацию N 10124130/020608/000284, где заявило о намерении в период со 02.06.2008 по 30.06.2008 вывезти в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2 000 тонн прямогонного бензина. На данной ГТД Московской южной таможней 02.06.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АГ831689, АГ831688, АГ831690, АГ831691, АГ831687, АГ831686, АГ831677, АГ831663, АГ831683, АГ831665, АГ831685, АГ831684, АГ831664 прямогонный бензин в количестве 1 967,295 тонн был вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На указанных накладных Московской южной таможней проставлены отметки "Выпуск разрешен".
ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню представило полную грузовую таможенную декларацию N 10124130/020708/0000354, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 1967,295 тонн. На этой ГТД Московской южной таможней 02.07.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовым авизо от 23.06.2008 на сумму 1 381 041 долларов США и выпиской по счету за 23.06.2008.
В силу приложения N 03 от 04.06.2008 к указанному контракту с учетом дополнительного соглашения к приложению N 1-3 от 02.07.2008 согласована поставка в Белоруссию в период с 05.06.2008 по 14.07.2008 прямогонного бензина в количестве 6 000 тонн. Во исполнение этого приложения ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню временную грузовую таможенную декларацию N 10124130/050608/000296, где заявило о намерении в период с 05.06.2008 по 30.06.2008 вывезти в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 6 000 тонн прямогонного бензина. На указанной ГТД Московской южной таможней 05.06.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Согласно железнодорожным накладным N АЕ469036, АЕ469035, АЕ469042, АЕ469041, АЕ469040, АЕ469039, АЕ469033, АЕ469031, АЕ469038, АЕ469037, АЕ469061, АЕ469060, АЕ469029, АЕ469028, АЕ469027, АЕ469059, АЕ469058, АЕ469026, АЕ469025, АЕ469057, АЕ469056, АЕ469054, АЕ469053, АЕ469052, АЕ469051, АЕ469022, АЕ469020, АЕ469018, АЕ469017, АЕ469016, АЕ469015, АЕ469012 прямогонный бензин в количестве 5 969,944 тонн вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На указанных накладных Московской южной таможней проставлены отметки "Выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню была подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/230708/0000404, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 5 969,944 тонн. На этой ГТД Московской южной таможней 23.07.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 23.06.2008 на сумму 448 527,82 долларов США, от 02.07.2008 на суммы 1 408 143,10 долларов США и 407 693,42 долларов США, от 08.07.2008 на сумму 434 293,51 долларов США, от 10.07.2008 на суммы 665 383,85 долларов США и 762 824,65 долларов США, от 21.07.2008 на сумму 40 154 долларов США и выписками по счету от 23.06.2008, 02.07.2008, 08.07.2008, 10.07.2008 и 21.07.2008.
В силу приложения N 04 от 30.06.2008 к контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 02.07.2008 по 25.07.2008 по 14.07.2008 прямогонного бензина в количестве 2 000 тонн. Во исполнение данного приложения ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню временную грузовую таможенную декларацию N 10124130/010708/000349, где заявило о намерении в течение июля 2008 вывезти в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2 000 тонн прямогонного бензина. На этой ГТД Московской южной таможней 01.07.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АД498639, АД498640, АД498657, АД498641, АД498642, АД498658, АД498643, АД498659, АД498660, АД498661, АД498644, АД498662 прямогонный бензин в количестве 1 977,437 тонн вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На указанных накладных Московской южной таможней проставлены отметки "Выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню была подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/130808/0000451, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 1 977,437 тонн. На этой ГТД Московской южной таможней 13.08.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 29.07.2008 на суммы 383 928,26 долларов США и 732 557,25 долларов США, от 21.07.2008 на сумму 219 839,87 долларов США, от 30.07.2008 на сумму 123 023,12 долларов США, и выписками по счету за 21.07.2008, 29.07.2008 и 30.07.2008.
В соответствии с приложением N 05 от 08.07.2008 к указанному контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 10.07.2008 по 05.08.2008 прямогонного бензина в количестве 2 400 тонн. Во исполнение этого приложения ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню временную грузовую таможенную декларацию N 10124130/090708/000379, где заявило о намерении в период с 09.07.2008 по 31.07.2008 вывезти в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2 400 тонн прямогонного бензина. На указанной ГТД Московской южной таможней 09.07.2008 была проставлена отметка "Выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АЕ469988, АЕ468015, АЕ468014, АЕ469989, АЕ469987, АЕ468013, АЕ468012, АЕ469991, АЕ468011, АЕ469990, АЕ468007, АЕ468008, АЕ469995, АЕ468006, АЕ468010, АЕ468002 прямогонный бензин в количестве 2387,573 тонн был вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На указанных накладных Московской южной таможней проставлены отметки "Выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню была подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/280808/0000475, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 2387,573 тонн. На этой ГТД Московской южной таможней 28.08.2008 была проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовым авизо от 14.08. 2008 на суммы 1 241 600,32 долларов США и 637 419,64 долларов США, выпиской по счету за 14.08.2008.
В силу приложения N 06 от 05.08.2008 к указанному контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 10.08.2008 по 05.09.2008 прямогонного бензина в количестве 2 200 тонн. Во исполнение этого приложения ОАО НК "Магма" представило в Московскую южную таможню временную грузовую таможенную декларацию N 10124130/060808/000445, где заявило о намерении в период с 06.08.2008 по 31.08.2008 вывезти в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2 200 тонн прямогонного бензина. На этой ГТД Московской южной таможней 06.08.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АЕ468810, АЕ468839, АЕ468824, АЕ468823, АЕ468838, АЕ468821, АЕ468837, АЕ468820, АЕ468819, АЕ468836, АЕ468818, АЕ468835, АЕ468834, АЕ468817, АЕ468833 прямогонный бензин в количестве 2 199,480 тонн был вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На указанных накладных Московской южной таможней проставлены отметки "Выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню была подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/100908/0000511, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 2 199,480 тонн. На указанной ГТД Московской южной таможней 10.09.2008 проставлена отметка "Выпуск разрешен".
Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 28.08.2008 на сумму 28 283,00 долларов США, от 21.08.2008 на суммы 606 284,06 долларов США и 652 128,76 долларов США, выписками по счету за 21.08.2008 и 28.08.2008.
Таким образом, в инспекцию в течение 180 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в таможенном режиме экспорта представлен полный комплект предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих вывоз из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Белоруссию 16 484,851 тонн прямогонного бензина, включая 14 720,961 тонн, отраженных в строке 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за июль 2008, в том числе 4800,600 тонн, отраженных в строке 020 раздела 2 этой налоговой декларации. Указанные обстоятельства - осуществление таможенного оформления нефтепродуктов и представление в инспекцию полного комплекта предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих факт экспорта нефтепродуктов в Белоруссию, нашли отражение в обжалуемых решениях и не оспариваются инспекцией.
Подлежит отклонению довод налогового органа о непредставлении заявителем в течение 90 дней со дня отгрузки прямогонного бензина третьего экземпляра заявления о ввозе товаров на территорию Белоруссии с отметкой налогового органа Белоруссии на основании следующего.
Согласно преамбуле Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг стороны данного Соглашения гарантируют предоставление участникам внешнеторговой деятельности условий взаимной торговли не менее благоприятных, нежели те, которые имели место до подписания данного Соглашения. Таким образом, Соглашением установлен порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов, действующий наравне с порядком, предусмотренным национальным законодательством, а не вместо него.
Между тем, предусмотренный статьями 183, 184, 198 Налогового кодекса порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза предполагает: уплату акциза в отношении товаров, вывезенных в Белоруссию непосредственно после отгрузки, либо представление в налоговый орган банковской гарантии, представление российским налогоплательщиком в течение 180 дней со дня отгрузки товаров контракта налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья осуществляется собственником давальческого сырья, налогоплательщик также представляет договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара. Кроме того, представляются платежные документы и выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление; транспортные или товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Предусмотренный разделом 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь порядок подтверждения обоснованности от уплаты акциза возлагает на налогоплательщика обязанность представить в налоговый орган в течение 90 дней со дня отгрузки товаров следующие документы: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписки банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Из указанного следует, что, предусмотренный Соглашением порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза не предусматривает представления в налоговый орган ни банковской гарантии, ни грузовой таможенной декларации, ни транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, но устанавливает сокращенный в сравнении с общим срок представления документов.
Толкование указанного Соглашения как устанавливающего исключительный, отличный от предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров в Белоруссию, учитывая, что срок представления документов для такого освобождения сокращен со 180 до 90 дней, противоречило бы содержанию преамбулы названного Соглашения, гарантирующей сохранение условий взаимной торговли не менее благоприятных, чем действовали до вступления Соглашения в силу.
Таким образом, заявителем в инспекцию представлен полный комплект предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза в отношении 14 720,961 тонн прямогонного бензина, экспортированного в Белоруссию, отраженных в строке 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за июль 2008
Принимая во внимание изложенное, а также то, что Соглашением от 15.09.2004 установлен альтернативный, а не исключительный порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров в Белоруссию, заявитель надлежащим образом доказал наличие у него права на освобождение от уплаты акциза. В связи с чем, доначисление акциза в сумме 12 755 194 руб. в отношении 4 800,600 тонн прямогонного бензина, отраженных в строке 020 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за июль 2008, и отказ в подтверждении права на освобождения от уплаты акциза в сумме 39 113 594 руб. в отношении 14 720,961 тонн прямогонного бензина, отраженных в строке 140 раздела 2 этой налоговой декларации, противоречит преамбуле Соглашения от 15.09.2004, а также положениям статей 183, 198 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, не подлежит начислению заявителю пеня в сумме 860 017,48 руб. в связи с несвоевременной уплатой акциза.
Ссылка инспекции на положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие приоритет положений международных договоров над нормами национального законодательства Российской Федерации, правильности позиции заявителя не опровергает, так как толкование текста Соглашения от 15.09.2004 (его преамбулы), предусматривающего сохранение после введения в действия этого Соглашения условий взаимной торговли не менее благоприятных, чем действовали до введения его в действие, указывает на отсутствие противоречия между положениями этого Соглашения и нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок подтверждения освобождения от уплаты акциза. Поскольку названным Соглашением установлен более короткий в сравнении с Налоговым кодексом Российской Федерации срок представления документов для освобождения от уплаты акциза, и данные положения не могут толковаться как ухудшающие условия взаимной торговли между Россией и Белоруссией, то российский налогоплательщик, вывозящий товары в Белоруссию, вправе выбирать один из двух порядков подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза: порядок, предусмотренный главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, либо порядок, предусмотренный Соглашением.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оснований для доначисления и взыскания акциза в сумме 12 755 194 руб. и пени в сумме 860 017,48 руб., а также для отказа в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза в сумме 39 113 594 руб. не имеется.
Материалами дела установлено, что сопроводительным письмом от 16.03.2009 N 26/1567 заявитель представил в инспекцию предусмотренные пунктом 2 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров третьи экземпляры заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Белоруссии. Иные предусмотренные данным пунктом документы были представлены в инспекцию ранее, что установлено в ходе камеральной проверки и инспекцией не оспаривается. Согласно пункту 3 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров в случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, по истечении срока, установленного настоящим пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов в соответствии с настоящим пунктом), уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.
Таким образом, к моменту вынесения оспариваемых решений от 08.04.2009 обществом представлен полный комплект документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Белоруссию. При данных обстоятельствах вынесение решений об отказе в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза в сумме 39 113 594 руб. и о возложении обязанности уплатить акциз в сумме 12 755 194 руб. произведено инспекцией без учета пунктов 2 и 3 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров.
В апелляционной жалобе инспекция указывает, что в соответствии с пунктом 2 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров в случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон. Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между заявителем и инспекцией проведена сверка расчетов по акцизам по состоянию на 27.10.2008 - установленную законом дату уплаты акциза на прямогонный бензин за июль 2008 года, а также по состоянию на дату вынесения оспариваемых решений - 08.04.2009. По результатам сверки составлены акты N 840, 841, 842. В ходе сверки установлено, что по состоянию на 27.10.2008 признанная налоговым органом сумма переплаты по акцизу составляла 1 771 840 328,27 руб., в том числе на автомобильный бензин - 1 420 974 426,15 руб., на дизельное топливо - 350 865 902,12 руб. По состоянию на 08.04.2009 признанная инспекцией сумма переплаты по акцизу составляла 1 137 587 902,30 руб., в том числе на автомобильный бензин 975 838 078,18 руб., на дизельное топливо - 161 749 824,12 руб.
Кроме того, по состоянию на 08.04.2009 у заявителя имелась также признанная налоговыми органами переплата пени по акцизу, в том числе на автомобильный бензин в сумме 36 744 512,35 руб., на дизельное топливо в сумме 23 425 388,09 руб., на прямогонный бензин в сумме 2 089 679,82 руб.
Наличие у заявителя указанной переплаты по акцизу в размере, превышающем доначисленную сумму налога, установлено инспекцией в оспариваемом решении "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и учтено в качестве обстоятельства, указывающего на отсутствие состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, возложение на заявителя обязанности уплатить акциз в сумме 12 755 194 руб. и пеню в сумме 860 017,48 руб. противоречит положениям статей 11 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка инспекции на отсутствие на счетах-фактурах, выставленных ОАО НК "Магма" в адрес ИП "ЧЕСС-Бел", отметок о регистрации должностным лицом налогового органа по месту учета ОАО НК "Магма" не может являться основанием для отказа в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза, поскольку такие счета-фактуры не поименованы в предусмотренном порядком применения косвенных налогов при экспорте товаров перечне документов, представляемых налогоплательщиком для подтверждения данного права.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009 по делу N А40-77861/09-114-418 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий:
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи:
П.В.РУМЯНЦЕВ
Н.О.ОКУЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)