Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2004 N А56-34731/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 18 мая 2004 года Дело N А56-34731/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Казачьи бани" Розанова А.А. (доверенность от 12.01.2004), Петрова Г.Г. (доверенность от 12.01.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу Авдеева Г.А. (доверенность от 08.10.2003 N 03/5981), рассмотрев 18.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Казачьи бани" на решение от 11.12.2003 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 27.02.2004 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34731/03,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Казачьи бани" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 25.09.2003 N 05/4760 об отказе в зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2000 - 2002 годы и обязании налоговой инспекции произвести зачет 59282 руб. 06 коп. в счет уплаты земельного налога за 2003 год, а оставшиеся 118532 руб. 64 коп. возвратить Обществу.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил признать недействительным решение налогового органа на доплату налога по результатам камеральной налоговой проверки уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000, 2001, 2002, 2003 годы.
Решением суда от 11.12.2003 требования Общества удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы и предложения уплатить доначисленные суммы налога за указанные налоговые периоды и обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных Обществом 155170 руб. 88 коп. земельного налога за 2000 - 2002 годы в счет платежей по земельному налогу за 2003 год. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований, касающихся применения коэффициента "2" в 2002 году для исчисления и уплаты земельного налога и коэффициента "1,8" в 2003 году и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судебные инстанции недостаточно полно исследовали обстоятельств дела и неправильно применили нормы материального права.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором указала на то, что требование Общества о применении к землям, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации, ставок земельного налога, установленных федеральными законами N 163-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и N 110-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", устанавливающие средние ставки земельного налога и не имеющих отношения к поправочному коэффициенту, неправомерно. Установление земельного налога и его ставок не входит в компетенцию федерального законодателя. Таким образом, законы Санкт-Петербурга, устанавливающие повышающий коэффициент на ставку земельного налога, применяемую к землям, находящимся в ведении местных органов государственной власти, выше, чем средняя ставка земельного налога, не противоречат федеральным законам.




Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить судебные акты без изменений.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь плательщиком земельного налога, представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за 2000 - 2003 годы и заявление о зачете излишне уплаченных 177814 руб. 70 коп. земельного налога в счет предстоящих платежей и о возврате 118532 руб. 64 коп. на расчетный счет Общества.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных деклараций.
В ходе проверки налоговый орган установил неуплату 403093 руб. 32 коп. земельного налога. В результате проверки налоговый орган принял решение от 16.10.2003 N 5/6612, которым указанная сумма налога доначислена Обществу и предложено ее уплатить.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества о признании недействительным решения в части доначисления налогоплательщику сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы и предложении уплатить его, указал в судебных актах на необоснованность довода Общества о необходимости применения в 2002 году повышающего коэффициента "2", в 2003 году - коэффициента "1,8".
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает судебные акты законными и обоснованными.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения, находящиеся на территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21) утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Для земель, занимаемых Обществом, ставка земельного налога составила 16735 руб. за квадратный метр в год. Эти ставки применяются налогоплательщиками с 01.01.99 и законодательными актами Санкт-Петербурга в 2000 - 2001 годах не менялись.
Статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки земельного налога применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено, что в 2001 году применяются ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году.
Учитывая, что ставки налога, установленные Законом N 129-21, не изменялись, а применение повышающего коэффициента к ставкам земельного налога ограничивается действием федеральных законов о бюджетах в конкретно определенный период времени, то применение повышающих коэффициентов без учета ограничения действия их во времени неправомерно.
Таким образом, в 2001 году коэффициент "1,2", действовавший в 2000 году, не подлежит применению, поскольку Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" утратил силу, а последующий Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" не установил повышающих коэффициентов.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) установлено, что с 01.01.02 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
После принятия Закона N 818-109 федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1,12" до "2". В соответствии со статьей 1 Закона N 163-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона N 818-109: вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, статья 27 Закона N 818-109 в редакции Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", предусмотренного статьей 27 Закона N 818-109, вступившего в действие с 01.01.02 в соответствии со статьей 40 названного закона. Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом - в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
При представлении уточненных налоговых деклараций Обществом неправомерно произведен расчет земельного налога с учетом коэффициента "2", установленного статьей 1 Закона N 163-ФЗ. Однако налогоплательщиком фактически уплачено за 2002 год 158069 руб. 75 коп. земельного налога вместо 88520 руб. 64 коп., что подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговой инспекцией.
Суд кассационной инстанции считает также неправомерным применение Обществом в 2003 году повышающего коэффициента "1,8", поскольку согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2002 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2003 году по отношению к 1999 году с коэффициентом "8,64".
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетном фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Сумма излишне уплаченного Обществом земельного налога за 2000 - 2002 годы составляет 155170 руб. 88 коп., которая подлежит возврату путем зачета в счет уплаты земельного налога за 2003 год.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34731/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Казачьи бани" - без удовлетворения.

Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ШЕВЧЕНКО А.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)