Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 03.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.12.2009, принятое судьей Афанасьевой Н.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удача" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике от 10.04.2009 N 09-23/10.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Удача" - Зейнетдинов Г.К. по доверенности от 18.08.2009, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике - Чернова О.Г. по доверенности от 12.01.2010 N 03-27/2.
Первый арбитражный апелляционный суд
общество с ограниченной ответственностью "Удача" (далее - общество, ООО "Удача", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 10.04.2009 N 09-23/10 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 3 751 558 рублей 02 копеек, пени по данному налогу в сумме 759 670 рублей, единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 294 638 рублей, пени по данному налогу в сумме 67 018 рублей, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 371 665 рублей 02 копеек, за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в сумме 58 928 рублей.
Решением суда от 14.12.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Оспоренное решение признано недействительным в части предложения уплатить 57 782 рубля единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 12 268 рублей пеней по данному налогу, 2 042 197 рублей 06 копеек налога на добавленную стоимость, 497 857 рублей 30 копеек пеней по данному налогу, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в сумме 31 982 рублей 50 копеек, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 200 728 рублей 82 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом по эпизоду признания недействительным решения инспекции о предложении уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 893 233 рублей 33 копеек, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в данной части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции инспекция указала, что решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Удача" от 03.10.2008 N 97 принято в соответствии с формой решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (приложение 1 к Приказу).
По мнению инспекции, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Удача" содержит указание на то, что предметом проверки является соблюдение обществом законодательства о налогах и сборах за период с 15.12.2006 по 30.06.2008 по всем налогам и сборам за указанный период. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в предмет данной выездной налоговой проверки не входит вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, а также о том, что невключение в решение о назначении выездной налоговой проверки указанного периода (с 15.12.2006 по 30.06.2007) влечет отсутствие права у должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, проверять правильность и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость в данный период, не соответствует материалам дела.
Налоговый орган, указал, что проверкой установлено выставление обществом контрагентам счетов-фактур с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость в период применения упрощенной системы налогообложения. В связи с чем, по мнению инспекции, общество, выставив в адрес ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат Деликат" счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, обязано уплатить налог в бюджет. Общая сумма налога на добавленную стоимость, доначисленная налоговым органом по указанным операциям, составила 1 893 233 рубля 33 копейки.
Также инспекция указала, что выявленные проверкой нарушения по эпизоду неуплаты налога на добавленную стоимость в период применения упрощенной системы налогообложения установлены на основании книги учета доходов и расходов общества, а также в ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов общества - ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат Деликат" при проверке налоговым органом правильности исчисления и уплаты обществом единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В связи с чем инспекция считает, что указанное нарушение было установлено на основании того же объема документов, на основании которых проведена проверка правильности исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Следовательно, это не повлекло за собой нарушения прав и интересов общества, а налоговый орган не превысил своих прав, в том числе по истребованию документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
Налоговый орган считает, что при проведении проверки не нарушил прав и законных интересов общества, не вышел за пределы перечня упомянутых в решении о проведении выездной налоговой проверки налогов и сборов, не превысил своих прав в отношении объема истребованных документов.
По мнению инспекции, суд первой инстанции, сделав вывод о том, что указанные выше обстоятельства могут повлечь нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, фактически не установил, какие права и законные интересы общества были нарушены налоговым органом.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал указанные доводы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность решения суда в обжалованной части.
По мнению общества, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при проведении налоговой проверки налоговый орган превысил свои полномочия, необоснованно охватив проверкой правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость период с 15.12.2006 по 30.06.2007, так как в решении о проведении выездной проверки такой период не указан.
В заседании суда представитель общества поддержал позицию ООО "Удача".
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении общества 15.12.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
Инспекцией принято решения о проведении выездной налоговой проверки от 03.10.2008 N 97, в соответствии с которым назначена проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты налогов и сборов: единого социального налога за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, земельного налога за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, налога на доходы физических лиц за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, налога на имущество организаций за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, налога на прибыль предприятий и организаций за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, транспортного налога за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, а также по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 15.12.2006 по 30.06.2008 (том 5, л. д. 119).
В ходе проверки инспекция выявила в том числе неуплату обществом налога на добавленную стоимость в общей сумме 3 751 558 рублей 02 копеек в результате выставления в период применения упрощенной системы налогообложения счетов-фактур с выделением налога на добавленную стоимость, неотражения выручки от реализации мяса при определении налоговой базы, неправомерного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость в отсутствие счетов-фактур, а также по счетам-фактурам, содержащим недостоверные сведения.
По результатам проверки инспекция в отношении общества составила акт от 30.01.2009 N 09-23/4дсп, в котором отражено, что проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, транспортного налога, земельного налога за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на имущество организаций за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, проверка выполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 15.12.2006 по 30.06.2008.
С учетом возражений общества от 10.03.2009 N 1, данных, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекция вынесла решение от 10.04.2009 N 09-23/10, согласно которому общество привлечено в том числе к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 371 665 рублей 02 копеек, обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 3 751 558 рублей 02 копеек и соответствующие пени в сумме 756 326 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 02.06.2009 N 05-13/118, принятым по жалобе общества, решение инспекции от 10.04.2009 N 09-23/10 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, в том числе в части налога на добавленную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании статей 31, 82, 87, пунктов 1, 2, 15 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, установив что в предмет проведенной инспекцией проверки не входил вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, начисление данного налога за указанный период может повлечь нарушение прав и законных интересов общества, пришел к выводу о недействительности решения налогового органа в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 года, первый квартал 2007 года, апрель, май и июнь 2007 года.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.
На основании пункта 1 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Пунктом 2 статьи 89 Кодекса определены требования к содержанию решения о проведении выездной налоговой проверки, согласно которым решение должно содержать, в частности, сведения о предмете проверки, то есть о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке, а также периоды, за которые проводится проверка.
Как следует из решения о проведении выездной налоговой проверки от 03.10.2008 N 97, налоговым органом назначена выездная налоговая проверка общества, в частности, по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2007 по 30.06.2008.
Невключение в решение о назначении выездной налоговой проверки периода с 15.12.2006 по 30.06.2007 в отношении правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость влечет отсутствие права у налогового органа проверять правильность и своевременность уплаты налога за данный период.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в предмет данной проверки не входит вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются во внимание ввиду следующего.
В соответствии с приложением N 1 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ в качестве предмета проверки форма решения предусматривает указание перечня проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки по всем налогам и сборам за определенный период.
Решение о проведении проверки от 03.10.2008 N 97 содержит указание на конкретный период проверки по налогу на добавленную стоимость: с 01.07.2007 по 30.06.2008.
Неуплата налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, установленная в ходе проверки правильности исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не является юридически значимым обстоятельством, позволяющим доначислить налог по периоду, не относящемуся к периоду выездной налоговой проверки.
Налоговым органом допущено превышение полномочий при проведении налогового контроля, в связи с чем допущено нарушение прав общества доначислением налога на добавленную стоимость за пределами налоговой проверки.
Ввиду изложенного решение инспекции является недействительным в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 года, первый квартал 2007 года, апрель, май и июнь 2007 года в общей сумме 1 893 233 рублей 33 копеек и соответствующих пеней в сумме 470 467 рублей 30 копеек.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции учитывает, что налоговый орган освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.12.2009 по делу N А79-8817/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2010 ПО ДЕЛУ N А79-8817/2009
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. по делу N А79-8817/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 03.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.12.2009, принятое судьей Афанасьевой Н.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удача" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике от 10.04.2009 N 09-23/10.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Удача" - Зейнетдинов Г.К. по доверенности от 18.08.2009, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике - Чернова О.Г. по доверенности от 12.01.2010 N 03-27/2.
Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Удача" (далее - общество, ООО "Удача", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 10.04.2009 N 09-23/10 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 3 751 558 рублей 02 копеек, пени по данному налогу в сумме 759 670 рублей, единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 294 638 рублей, пени по данному налогу в сумме 67 018 рублей, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 371 665 рублей 02 копеек, за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в сумме 58 928 рублей.
Решением суда от 14.12.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Оспоренное решение признано недействительным в части предложения уплатить 57 782 рубля единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 12 268 рублей пеней по данному налогу, 2 042 197 рублей 06 копеек налога на добавленную стоимость, 497 857 рублей 30 копеек пеней по данному налогу, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в сумме 31 982 рублей 50 копеек, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 200 728 рублей 82 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом по эпизоду признания недействительным решения инспекции о предложении уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 893 233 рублей 33 копеек, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в данной части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции инспекция указала, что решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Удача" от 03.10.2008 N 97 принято в соответствии с формой решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (приложение 1 к Приказу).
По мнению инспекции, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Удача" содержит указание на то, что предметом проверки является соблюдение обществом законодательства о налогах и сборах за период с 15.12.2006 по 30.06.2008 по всем налогам и сборам за указанный период. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в предмет данной выездной налоговой проверки не входит вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, а также о том, что невключение в решение о назначении выездной налоговой проверки указанного периода (с 15.12.2006 по 30.06.2007) влечет отсутствие права у должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, проверять правильность и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость в данный период, не соответствует материалам дела.
Налоговый орган, указал, что проверкой установлено выставление обществом контрагентам счетов-фактур с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость в период применения упрощенной системы налогообложения. В связи с чем, по мнению инспекции, общество, выставив в адрес ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат Деликат" счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, обязано уплатить налог в бюджет. Общая сумма налога на добавленную стоимость, доначисленная налоговым органом по указанным операциям, составила 1 893 233 рубля 33 копейки.
Также инспекция указала, что выявленные проверкой нарушения по эпизоду неуплаты налога на добавленную стоимость в период применения упрощенной системы налогообложения установлены на основании книги учета доходов и расходов общества, а также в ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов общества - ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат Деликат" при проверке налоговым органом правильности исчисления и уплаты обществом единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В связи с чем инспекция считает, что указанное нарушение было установлено на основании того же объема документов, на основании которых проведена проверка правильности исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Следовательно, это не повлекло за собой нарушения прав и интересов общества, а налоговый орган не превысил своих прав, в том числе по истребованию документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
Налоговый орган считает, что при проведении проверки не нарушил прав и законных интересов общества, не вышел за пределы перечня упомянутых в решении о проведении выездной налоговой проверки налогов и сборов, не превысил своих прав в отношении объема истребованных документов.
По мнению инспекции, суд первой инстанции, сделав вывод о том, что указанные выше обстоятельства могут повлечь нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, фактически не установил, какие права и законные интересы общества были нарушены налоговым органом.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал указанные доводы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность решения суда в обжалованной части.
По мнению общества, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при проведении налоговой проверки налоговый орган превысил свои полномочия, необоснованно охватив проверкой правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость период с 15.12.2006 по 30.06.2007, так как в решении о проведении выездной проверки такой период не указан.
В заседании суда представитель общества поддержал позицию ООО "Удача".
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении общества 15.12.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
Инспекцией принято решения о проведении выездной налоговой проверки от 03.10.2008 N 97, в соответствии с которым назначена проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты налогов и сборов: единого социального налога за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, земельного налога за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, налога на доходы физических лиц за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, налога на имущество организаций за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, налога на прибыль предприятий и организаций за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, транспортного налога за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, а также по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 15.12.2006 по 30.06.2008 (том 5, л. д. 119).
В ходе проверки инспекция выявила в том числе неуплату обществом налога на добавленную стоимость в общей сумме 3 751 558 рублей 02 копеек в результате выставления в период применения упрощенной системы налогообложения счетов-фактур с выделением налога на добавленную стоимость, неотражения выручки от реализации мяса при определении налоговой базы, неправомерного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость в отсутствие счетов-фактур, а также по счетам-фактурам, содержащим недостоверные сведения.
По результатам проверки инспекция в отношении общества составила акт от 30.01.2009 N 09-23/4дсп, в котором отражено, что проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, транспортного налога, земельного налога за период с 15.12.2006 по 30.06.2008, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на имущество организаций за период с 01.07.2007 по 30.06.2008, проверка выполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 15.12.2006 по 30.06.2008.
С учетом возражений общества от 10.03.2009 N 1, данных, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекция вынесла решение от 10.04.2009 N 09-23/10, согласно которому общество привлечено в том числе к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 371 665 рублей 02 копеек, обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 3 751 558 рублей 02 копеек и соответствующие пени в сумме 756 326 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 02.06.2009 N 05-13/118, принятым по жалобе общества, решение инспекции от 10.04.2009 N 09-23/10 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, в том числе в части налога на добавленную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании статей 31, 82, 87, пунктов 1, 2, 15 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, установив что в предмет проведенной инспекцией проверки не входил вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, начисление данного налога за указанный период может повлечь нарушение прав и законных интересов общества, пришел к выводу о недействительности решения налогового органа в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 года, первый квартал 2007 года, апрель, май и июнь 2007 года.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.
На основании пункта 1 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Пунктом 2 статьи 89 Кодекса определены требования к содержанию решения о проведении выездной налоговой проверки, согласно которым решение должно содержать, в частности, сведения о предмете проверки, то есть о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке, а также периоды, за которые проводится проверка.
Как следует из решения о проведении выездной налоговой проверки от 03.10.2008 N 97, налоговым органом назначена выездная налоговая проверка общества, в частности, по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2007 по 30.06.2008.
Невключение в решение о назначении выездной налоговой проверки периода с 15.12.2006 по 30.06.2007 в отношении правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость влечет отсутствие права у налогового органа проверять правильность и своевременность уплаты налога за данный период.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в предмет данной проверки не входит вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются во внимание ввиду следующего.
В соответствии с приложением N 1 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ в качестве предмета проверки форма решения предусматривает указание перечня проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки по всем налогам и сборам за определенный период.
Решение о проведении проверки от 03.10.2008 N 97 содержит указание на конкретный период проверки по налогу на добавленную стоимость: с 01.07.2007 по 30.06.2008.
Неуплата налога на добавленную стоимость за период с 15.12.2006 по 30.06.2007, установленная в ходе проверки правильности исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не является юридически значимым обстоятельством, позволяющим доначислить налог по периоду, не относящемуся к периоду выездной налоговой проверки.
Налоговым органом допущено превышение полномочий при проведении налогового контроля, в связи с чем допущено нарушение прав общества доначислением налога на добавленную стоимость за пределами налоговой проверки.
Ввиду изложенного решение инспекции является недействительным в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость за четвертый квартал 2006 года, первый квартал 2007 года, апрель, май и июнь 2007 года в общей сумме 1 893 233 рублей 33 копеек и соответствующих пеней в сумме 470 467 рублей 30 копеек.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции учитывает, что налоговый орган освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.12.2009 по делу N А79-8817/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Н.КИРИЛЛОВА
М.Н.КИРИЛЛОВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)