Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 09.07.2008 N 6159/08 ПО ДЕЛУ N А65-26301/2006-СА1-29

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2008 г. N 6159/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Наумова О.А., Першутова А.Г., рассмотрев материалы дела N А65-26301/2006-СА1-29 Арбитражного суда Республики Татарстан по заявлению открытого акционерного общества "Механизированные автотранспортные перевозки" (422650, Республика Татарстан, Рыбнослободской район, п.г.т. Рыбная Слобода, ул. 3. Шаймарданова, 29) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (422980, Республика Татарстан, город Чистополь, ул. Ленина, 2) о признании частично недействительным решения и встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан к открытому акционерному обществу "Механизированные автотранспортные перевозки" о взыскании налоговых санкций,
установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения от 24.05.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-26301/2006-СА1-29, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2008 по тому же делу.
Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Механизированные автотранспортные перевозки" (далее - общество) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. В ходе проверки установлено, что общество (единственным учредителем и участником которого, владеющим 100% акций, является другая организация) в нарушение установленного подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) запрета применяло в 2003 - 2005 годах упрощенную систему налогообложения, не уплачивая налоги по общей системе налогообложения и не представляя налоговые декларации по ним. Также установлено, что общество, оказывая автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов и эксплуатируя не более 20 транспортных средств, не применяло в период с 2003 года по октябрь 2005 года специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход в отношении этой деятельности в соответствии со статьей 346.26 Кодекса и Законом Республики Татарстан от 29.11.2002 N 25-ЗРТ "О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
По результатам проверки составлен акт от 14.09.2006 N 13-18/66 (том 2 листы дела 70 - 126) и вынесено решение от 29.09.2006 N 13-18/65 (том 2 листы дела 127 - 160). Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Кодекса (за неуплату налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, единого налога на вмененный доход), пунктами 1 и 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговых деклараций по названным налогам, пунктом 1 статьи 126 Кодекса, также ему предложено уплатить налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, единый социальный налог, единый налог на вмененный доход, соответствующие суммы пеней по этим налогам, а также пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 8 лист дела 60), о признании его недействительным, за исключением начисления пеней в сумме 5 349 рублей 11 копеек за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
Инспекцией предъявлено встречное заявление (том 8 листы дела 21 - 29) о взыскании с общества, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 8 лист дела 60), 2 924 744 рублей 18 копеек налоговых санкций в соответствии с вышеназванным решением.
Решением от 24.05.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан решение инспекции от 29.09.2006 N 13-18/65 признано недействительным в части начисления налога на прибыль организаций в сумме 1 137 639 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 1 360 285 рублей 53 копеек, налога на имущество организаций в сумме 146 477 рублей, единого социального налога в сумме 146 414 рублей, пеней за нарушение сроков уплаты этих налогов в общей сумме 441 498 рублей 91 копейки, штрафов за неуплату налогов в общей сумме 556 950 рублей 43 копеек, штрафов за непредставление налоговых деклараций по ним в общей сумме 2 847 389 рублей 05 копеек, штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса в сумме 100 рублей; в удовлетворении первоначального заявления в остальной части отказано; в удовлетворении встречного заявления инспекции отказано.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.08.2007 решение суда оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 17.01.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
Признавая решение инспекции недействительным в части, суды исходили из того, что отсутствует вина налогоплательщика в совершении налоговых правонарушений, а также из того, что у инспекции, ошибочно выдавшей обществу уведомление о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекшие налоговые периоды 2003 - 2005 годов и для начисления ему к уплате налогов по этому режиму, соответствующих пеней и налоговых санкций. Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения инспекции о начислении единого налога на вмененный доход, пеней и налоговых санкций, суды исходили из того, что общество, оказывая автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов и эксплуатируя не более 20 транспортных средств, являлось налогоплательщиком этого налога, в связи с чем было обязано в установленных порядке и сроки уплачивать налог и представлять налоговые декларации по нему. Установив отсутствие вины общества в совершении налоговых правонарушений, а также перечисление обществом в добровольном порядке штрафов за неуплату единого налога на вмененный доход и непредставление деклараций по этому налогу, суды отказали в удовлетворении встречного заявления инспекции о взыскании налоговых санкций.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора судебных актов по настоящему делу инспекция просит их отменить в части признания незаконным ее решения о начислении налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки в порядке надзора судебных актов в оспариваемой части.
Согласно статье 346.11 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.11.2002 и поставлено на налоговый учет 11.12.2002 (том 1 листы дела 38, 39). Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 подано в инспекцию 25.12.2002, которая уведомлением от 25.12.2002 сообщила обществу о возможности применения упрощенной системы налогообложения (том 1 лист дела 23).
Однако, в соответствии с решением о создании от 12.11.2002 (том 1 листы дела 40 - 44) учредителем общества является открытое акционерное общество "Рыбно-Слободская машинно-технологическая станция", владеющее 100% его акций, которые в марте 2004 года были проданы закрытому акционерному обществу "Татагроэксим".
Следовательно, в силу установленного Кодексом запрета общество было не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения и в спорный период применять ее.
Поскольку переход к упрощенной системе налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11 - 346.13 Кодекса условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода налогоплательщика на эту систему налогообложения. В связи с этим инспекция, установив неправомерный переход общества на упрощенную систему налогообложения и применение этой системы в течение 2003 - 2005 годов, обоснованно начислило ему налоги по общей системе налогообложения, которую общество было обязано применять в спорный период. С учетом этого вывод судов об отсутствии у инспекции оснований для начисления налогов не основан на положениях налогового законодательства. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является в соответствии со статьями 109, 111 Кодекса обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанность налогоплательщика (статья 23 Кодекса) по уплате законно установленных налогов.
При изложенных обстоятельствах судебные акты в части признания недействительным решения инспекции о начислении налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, и в силу статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для их пересмотра в порядке надзора в указанной части.
Руководствуясь статьями 299, 300 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
определила:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А65-26301/2006-СА1-29 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора решения от 24.05.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2008.
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления и прилагаемых к нему документов.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 01.09.2008 года.
Председательствующий
Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья
О.А.НАУМОВ

Судья
А.Г.ПЕРШУТОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)