Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
23 августа 2005 г. Дело N 12293/05
Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2005.
Полный текст решения изготовлен 23.08.2005.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Г., протокол судебного заседания вел судья Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального государственного унитарного предприятия "Центральный материальный склад "Тамань" (далее - ФГУП "ЦМС "Тамань") к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Наро-Фоминску Московской области (далее - ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску МО) о признании решения незаконным, при участии в заседании: от истца - начальник ФГУП ЦМС "Тамань" С.А., главный бухгалтер С.И. по доверенности N 217 от 16.08.2005,
ФГУП ЦМС "Тамань" обратилось в арбитражный суд Московской области о признании незаконным решения N 157, принятого ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску МО 08.06.2005, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В исковом заявлении истец указывает, что ФГУП "ЦМС "Тамань" является унитарным предприятием федерального органа исполнительной власти (Минобороны России), в котором законодательно предусмотрена военная служба, и имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, используется для нужд обороны, поэтому налог на имущество в соответствии со ст. 374 НК РФ не должен уплачиваться. По мнению налоговой инспекции, истец не относится к федеральным органам исполнительной власти, в связи с этим начислен налог на имущество, пени и наложен штраф.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.
В отзыве на исковое заявление ответчик с иском не согласился, указывая на то, что истец является самостоятельным юридическим лицом, не относится к федеральным органам исполнительной власти и должен уплачивать налог на имущество в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества в порядке, предусмотренном главой "Налог на имущество организаций" НК РФ.
Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.
15.12.1999 Наро-Фоминским филиалом Московской областной регистрационной палаты зарегистрировано юридическое лицо Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный материальный склад "Тамань" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (л. д. 29).
Руководитель ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску МО, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки налоговой декларации по имуществу ФГУП "ЦМС Тамань" за 2004 год, установил, что в объект налогообложения не включено имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, и принял решение о доначислении налога в сумме 219708 руб., начислении пени в сумме 6151 руб. 82 коп. и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога) НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога 43942 руб.
Выслушав доводы представителей истца, изучив материалы дела, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, а указанное решение - признанию незаконным по следующим основаниям.
В силу с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и/или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Исходя из указанной выше нормы закона следует, что в структуру Минобороны входит "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
В соответствии с Уставом, утвержденным 28.11.2002, ФГУП "ЦМС "Тамань" является дочерним предприятием ФГУП "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (л. д. 12 - 20).
Согласно п. 1.4 Устава истец находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Устава истец осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях выполнения государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли.
Согласно п. 3.1 Устава имущество истца находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Согласно п. 5.1 управление предприятием-истцом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, соответствующими приказами и директивами Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд установил, что истец является дочерним предприятием Управления материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, подчиняется Министерству обороны Российской Федерации, следовательно, является частью органа Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, из пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не следует, что федеральные органы исполнительной власти, которым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество, не являющееся объектом налогообложения налогом на имущество, не должны быть юридическими лицами.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из пп. 20 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации следует, что министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил.
Таким образом, установлено, что ФГУП "ЦМС "Тамань" входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в письме N 55 от 24.01.2005 дал следующие разъяснения: "Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 и подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектами налогообложения транспортные средства (для взимания транспортного налога) и имущество (для взимания налога на имущество организаций), принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и/или приравненная к ней служба, используемые этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Согласно Федеральному закону "Об обороне" Вооруженные силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но из организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11); имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится в них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1). Министерство обороны Российской Федерации, являющееся органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также полномочия в отношении земель, лесов, вод, других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Таким образом, подпункт 6 пункта 2 статьи 158 и подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что транспортные средства и имущество, закрепленные на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации, не являются объектами налогообложения по транспортному налогу и налогу на имущество организаций.
Доводы налоговой инспекции о том, что истец осуществляет коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли, не могут повлиять на выводы суда, так как начисление налога на имущество ФГУП ЦМС "Тамань" производит, принимая для расчетов ту часть имущества, которое не используется на нужды войск Министерства обороны РФ. Вывод арбитражного суда вытекает из текста оспариваемого решения, приказа директора истца N 14 от 01.03.2005.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
требования ФГУП "ЦМС "Тамань" удовлетворить.
Признать незаконным решение ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску Московской области от 08.06.2005 N 157.
Возвратить из бюджета истцу госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.08.2005, 16.08.2005 ПО ДЕЛУ N 12293/05
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 августа 2005 г. Дело N 12293/05
Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2005.
Полный текст решения изготовлен 23.08.2005.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Г., протокол судебного заседания вел судья Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального государственного унитарного предприятия "Центральный материальный склад "Тамань" (далее - ФГУП "ЦМС "Тамань") к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Наро-Фоминску Московской области (далее - ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску МО) о признании решения незаконным, при участии в заседании: от истца - начальник ФГУП ЦМС "Тамань" С.А., главный бухгалтер С.И. по доверенности N 217 от 16.08.2005,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП ЦМС "Тамань" обратилось в арбитражный суд Московской области о признании незаконным решения N 157, принятого ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску МО 08.06.2005, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В исковом заявлении истец указывает, что ФГУП "ЦМС "Тамань" является унитарным предприятием федерального органа исполнительной власти (Минобороны России), в котором законодательно предусмотрена военная служба, и имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, используется для нужд обороны, поэтому налог на имущество в соответствии со ст. 374 НК РФ не должен уплачиваться. По мнению налоговой инспекции, истец не относится к федеральным органам исполнительной власти, в связи с этим начислен налог на имущество, пени и наложен штраф.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.
В отзыве на исковое заявление ответчик с иском не согласился, указывая на то, что истец является самостоятельным юридическим лицом, не относится к федеральным органам исполнительной власти и должен уплачивать налог на имущество в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества в порядке, предусмотренном главой "Налог на имущество организаций" НК РФ.
Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.
15.12.1999 Наро-Фоминским филиалом Московской областной регистрационной палаты зарегистрировано юридическое лицо Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный материальный склад "Тамань" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (л. д. 29).
Руководитель ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску МО, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки налоговой декларации по имуществу ФГУП "ЦМС Тамань" за 2004 год, установил, что в объект налогообложения не включено имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, и принял решение о доначислении налога в сумме 219708 руб., начислении пени в сумме 6151 руб. 82 коп. и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога) НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога 43942 руб.
Выслушав доводы представителей истца, изучив материалы дела, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, а указанное решение - признанию незаконным по следующим основаниям.
В силу с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и/или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Исходя из указанной выше нормы закона следует, что в структуру Минобороны входит "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
В соответствии с Уставом, утвержденным 28.11.2002, ФГУП "ЦМС "Тамань" является дочерним предприятием ФГУП "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (л. д. 12 - 20).
Согласно п. 1.4 Устава истец находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Устава истец осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях выполнения государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли.
Согласно п. 3.1 Устава имущество истца находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Согласно п. 5.1 управление предприятием-истцом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, соответствующими приказами и директивами Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд установил, что истец является дочерним предприятием Управления материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, подчиняется Министерству обороны Российской Федерации, следовательно, является частью органа Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, из пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не следует, что федеральные органы исполнительной власти, которым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество, не являющееся объектом налогообложения налогом на имущество, не должны быть юридическими лицами.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из пп. 20 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации следует, что министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил.
Таким образом, установлено, что ФГУП "ЦМС "Тамань" входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в письме N 55 от 24.01.2005 дал следующие разъяснения: "Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 и подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектами налогообложения транспортные средства (для взимания транспортного налога) и имущество (для взимания налога на имущество организаций), принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и/или приравненная к ней служба, используемые этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Согласно Федеральному закону "Об обороне" Вооруженные силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но из организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11); имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится в них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1). Министерство обороны Российской Федерации, являющееся органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также полномочия в отношении земель, лесов, вод, других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Таким образом, подпункт 6 пункта 2 статьи 158 и подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что транспортные средства и имущество, закрепленные на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации, не являются объектами налогообложения по транспортному налогу и налогу на имущество организаций.
Доводы налоговой инспекции о том, что истец осуществляет коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли, не могут повлиять на выводы суда, так как начисление налога на имущество ФГУП ЦМС "Тамань" производит, принимая для расчетов ту часть имущества, которое не используется на нужды войск Министерства обороны РФ. Вывод арбитражного суда вытекает из текста оспариваемого решения, приказа директора истца N 14 от 01.03.2005.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования ФГУП "ЦМС "Тамань" удовлетворить.
Признать незаконным решение ИФНС РФ по г. Наро-Фоминску Московской области от 08.06.2005 N 157.
Возвратить из бюджета истцу госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)