Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2011 ПО ДЕЛУ N А33-1365/2011

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. по делу N А33-1365/2011


Резолютивная часть постановления объявлена "21" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" сентября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.
при участии:
- от заявителя: Борисова Л.М., представитель по доверенности от 20.06.2011 N 243 (т. 1 л.д. 119), паспорт серии <...>;
- от налогового органа: Копцева С.В., представитель по доверенности от 10.11.2010, паспорт серия <...>.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июня 2011 года по делу N А33-1365/2011, принятое судьей Щелоковой О.С.,

установил:

краевое государственное бюджетное учреждение "Верхнеманское лесничество" (далее - учреждение, заявитель, ИНН 24300001402430000140, ОГРН 1022401116110) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Красноярскому краю (далее - инспекция, ответчик) о признании незаконным действия инспекции по отражению в акте от 24.11.2010 N 3746 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, штрафам, пени" безнадежной ко взысканию задолженности по налогам, пени, штрафам и процентам в общей сумме 185 416 рублей 21 копейка без указания на невозможность ее взыскания в связи с пропуском сроков взыскания задолженности в бесспорном порядке либо судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отражении в акте от 24.11.2010 N 3746 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, штрафам, пени" безнадежной ко взысканию задолженности по налогам, пени, штрафам и процентам в общей сумме 185 416 пункт 21 копейка без указания на невозможность ее взыскания в связи с пропуском сроков взыскания задолженности в бесспорном порядке либо судебном порядке.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой (с учетом уточнения), в которой с решением от 24.06.2011 не согласен, поскольку обязанность взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 не подлежит применению в настоящем споре, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела являются действия инспекции по отражению в акте сверки о состоянии расчетов задолженности без указания на утрату возможности ее взыскания, а не действия по отражению сумм задолженности в справке; в случае неподписания акта сверки одной из сторон, такой акт не имеет юридической силы.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 24.06.2011 считает законным и обоснованным, а доводы инспекции несостоятельными.
По ходатайству учреждения и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции изменено наименование заявителя на краевое государственное казенное учреждение "Верхнеманское лесничество".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Красноярскому краю учреждению выдан акт от 24.11.2010 N 3746 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, штрафам, пени", в котором отражены сведения о задолженности налогоплательщика перед бюджетной системой Российской Федерации в общей сумме 185 416 рублей 21 копейка, в том числе:
- - 9 603 рубля 84 копейки пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты;
- - 1 839 рублей налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты;
- - 33 070 рублей 34 копейки пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты;
- - 265 рублей 51 копейка штрафа по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты;
- - 3 455 рублей 58 копеек процентов за пользование бюджетными средствами при предоставлении отсрочки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты;
- - 3 324 рубля 38 копеек процентов за пользование бюджетными средствами при предоставлении отсрочки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет;
- - 16 938 рублей 33 копеек пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 436 рублей 24 копейки пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 1 924 рубля 94 копейки штрафа по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 2 210 рублей 91 копейка процентов за пользование бюджетными средствами при предоставлении отсрочки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 6 132 рубля 46 копеек пени по налогу на добавленную стоимость;
- - 1 553 рубля 58 копеек налога на добавленную стоимость;
- - 5 023 рубля штрафа по налогу на добавленную стоимость;
- - 20 328 рублей 72 копейки процентов за пользование бюджетными средствами при предоставлении отсрочки по налогу на добавленную стоимость;
- - 23 рубля 53 копейки пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплаты накопительной части трудовой пенсии;
- - 465 рублей 25 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплаты накопительной части трудовой пенсии;
- - 152 рубля 28 копеек налога по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в федеральный бюджет;
- - 6 рублей 06 копеек пени по налогу по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в федеральный бюджет;
- - 80 рублей 17 копеек процентов по налогу по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в федеральный бюджет;
- - 1 077 рублей 56 копеек штрафа по задолженности по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств;
- - 4 765 рублей штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет);
- - 377 рублей 63 копейки пени по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции;
- - 15 000 рублей штрафа по денежным взысканиям (штрафам), применяемым в качестве налоговых санкций;
- - 250 рублей земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года), мобилизуемого на территориях поселений;
- - 56 669 рублей 35 копеек пени по налогу на доходы физических лиц (Н/А), за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей и призов в целях рекламы;
- - 442 рубля 55 копеек процентов по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет).
Считая действия налогового органа по отражению в акте от 24.11.2010 N 3746 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, штрафам, пени" безнадежной ко взысканию задолженности по налогам, пени, штрафам и процентам в общей сумме 185 416 рублей 21 копейка без указания на невозможность ее взыскания в связи с пропуском сроков взыскания задолженности в бесспорном порядке либо судебном порядке незаконными и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции сторонами заключено соглашение по фактическим обстоятельствам (л.д. 61-67), в котором отражено, что инспекция признает, что возможность взыскания задолженности в общей сумме 185 416 рублей 21 копейка утрачена в бесспорном и судебном порядке. На задолженность, образовавшуюся после 2007 года, инспекция для взыскания в суд не обращалась, для восстановления сроков взыскания уважительные причины отсутствуют (см. л.д. 61).
Указанные обстоятельства инспекцией в суде апелляционной инстанции не оспариваются.
Признавая незаконными действия инспекции по отражению в акте от 24.11.2010 безнадежной ко взысканию задолженности по налогам, пени, штрафам и процентам в общей сумме 185 416 рублей 21 копейка без указания на невозможность ее взыскания в связи с пропуском сроков взыскания задолженности в бесспорном порядке либо судебном порядке, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговым органом утрачено право на взыскание с ответчика в судебном порядке недоимки по налогам, пени, штрафам, процентам, образовавшихся до 01.01.2007 и после 01.01.2007, поскольку доказательств обращения в суд с требованием о взыскании спорной задолженности в пределах пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также наличия уважительных причин его пропуска налоговый орган в материалы дела не представил. Указанный срок в настоящее время истек.
Обжалуя решение суда первой инстанции, налоговый орган ссылается на то, что не подлежит применению в рассматриваемом споре Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела являются действия инспекции по отражению в акте о состоянии расчетов задолженности без указания на утрату возможности ее взыскания, а не действия по отражению сумм задолженности в справке.
Суд апелляционной инстанции считает доводы инспекции необоснованными в силу следующего.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
Согласно пункту 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акты сверки расчетов налогоплательщика по формам 23 (полная) и 23-а (краткая) формируются в соответствии с методическими указаниями по их заполнению согласно приложениям 1, 2, 4, 6 и 7 Приказа Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138, из положений которого следует, что акт сверки составляется должностным лицом на основании данных информационных ресурсов налогового органа отдельно по каждому налогу и кодам бюджетной классификации. При этом, в акте сверки подлежат отражению сведения о начисленных суммах платежей за сверяемый период, включая доначисленные суммы платежей по расчетам, перерасчетам, решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, судебным актам; уменьшенных суммах в связи с представлением налоговой декларации (расчета) и по решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, судебным актам; суммах, уплаченных налогоплательщиком в бюджет в течение проверяемого периода; суммах переданной задолженности (переплаты) реорганизованного юридического лица; суммах реструктуризированной задолженности по пеням, списанных в случае выполнения условий реструктуризации; суммах реструктуризированной задолженности по налоговым санкциям, списанных в случае выполнения условий реструктуризации; суммах, возвращенных из бюджета налогоплательщику.
Таким образом, как акт сверки, так и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Следовательно, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, отраженная как в акте сверки, так и в справке о состоянии расчетов с бюджетом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности, в том числе для отражения задолженности на балансе; расходования бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Учитывая, что сведения о наличии задолженности по налоговым платежам, которые инспекция предоставляет на основании данных карточек расчетов с бюджетом, влекут неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде ограничения права распоряжения средствами от приносящей доход деятельности, поступившими на лицевой счет учреждения, действия инспекции по указанию в акте сверки задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке нарушают права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в акте сверки объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должна содержаться достоверная информация обязанности учреждения по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что поскольку инспекцией утрачено право на принудительное взыскание оспариваемых сумм задолженности, то у инспекции отсутствовали основания для указания спорных сумм в документах, свидетельствующих о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке, является правильным.
Обжалуя решение суда первой инстанции, инспекция также ссылается на то, что обязанность взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Оценив указанный довод, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовавшей до 01.01.2010) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее Пенсионный фонд) на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Из изложенных норм права следует, что Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не относится к налоговому законодательству и предоставляет налоговым органам только право на осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование путем передачи территориальным органам Пенсионного фонда сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документов, подтверждающих наличие указанной задолженности.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В соответствии со статьей 3 указанного закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования. Статьей 60 указанного Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно). Данной статьей предусмотрено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая фактические указание в справке недоимки в сумме 465 рублей 25 копеек и задолженности по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 рубля 53 копейки, довод о том, что налоговый орган не обладает правом на ее взыскание, правового значения не имеет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отражении в акте от 24.11.2010 N 3746 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, штрафам, пени" безнадежной ко взысканию задолженности по налогам, пени, штрафам и процентам в общей сумме 185 416 рублей 21 копейка без указания на невозможность ее взыскания в связи с пропуском сроков взыскания задолженности в бесспорном порядке либо судебном порядке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июня 2011 года по делу N А33-1365/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)