Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 августа 2005 года Дело N Ф04-5530/2005(14255-А27-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" на решение от 21.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании недействительным ненормативного акта,
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа за неуплату земельного налога за 2004 год, которым также доначислен налог и пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция отклонила доводы Общества, просит оставить вынесенные по делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией производит замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленного расчета по земельному налогу за 2004 год вынесено решение от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 4367 руб. за неполную уплату налога, также данным решением заявителю предложено уплатить доначисленный по итогам проверки налог в сумме 43657,94 руб. и пени в порядке статьи 75 НК РФ. Основанием для доначисления штрафа, налога и пени явилось неправомерное, по мнению Инспекции, неприменение Обществом коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
Несогласие с вынесенным решением Инспекции послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Инспекция обоснованно произвела доначисления земельного налога за 2004 год, исходя из ставки налога, установленной в городе Кемерово с применением всех предшествующих коэффициентов.
Арбитражный суд кассационной инстанции исходит из установленных судом материалов дела и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации Общество в силу неясности положений законодательства должно было платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод Инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
На основании изложенного, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы права, кассационная инстанция считает принятые по настоящему делу судебные акты подлежащими отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, отменой принятых по настоящему делу судебных актов и удовлетворением заявленных требований госпошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит возврату заявителю из бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 12.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 отменить и принять новое решение.
Требования закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 13.09.2004 N 63724 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Вернуть закрытому акционерному обществу "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб, уплаченную платежными поручениями от 29.09.2004 N 417, от 17.02.2005 N 29, от 10.06.2005 N 186 в размере 3000 руб.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 24 августа 2005 года Дело N Ф04-5530/2005(14255-А27-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" на решение от 21.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании недействительным ненормативного акта,
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа за неуплату земельного налога за 2004 год, которым также доначислен налог и пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция отклонила доводы Общества, просит оставить вынесенные по делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией производит замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленного расчета по земельному налогу за 2004 год вынесено решение от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 4367 руб. за неполную уплату налога, также данным решением заявителю предложено уплатить доначисленный по итогам проверки налог в сумме 43657,94 руб. и пени в порядке статьи 75 НК РФ. Основанием для доначисления штрафа, налога и пени явилось неправомерное, по мнению Инспекции, неприменение Обществом коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
Несогласие с вынесенным решением Инспекции послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Инспекция обоснованно произвела доначисления земельного налога за 2004 год, исходя из ставки налога, установленной в городе Кемерово с применением всех предшествующих коэффициентов.
Арбитражный суд кассационной инстанции исходит из установленных судом материалов дела и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации Общество в силу неясности положений законодательства должно было платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод Инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
На основании изложенного, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы права, кассационная инстанция считает принятые по настоящему делу судебные акты подлежащими отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, отменой принятых по настоящему делу судебных актов и удовлетворением заявленных требований госпошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит возврату заявителю из бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 12.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 отменить и принять новое решение.
Требования закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 13.09.2004 N 63724 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Вернуть закрытому акционерному обществу "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб, уплаченную платежными поручениями от 29.09.2004 N 417, от 17.02.2005 N 29, от 10.06.2005 N 186 в размере 3000 руб.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2005 N Ф04-5530/2005(14255-А27-15)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 24 августа 2005 года Дело N Ф04-5530/2005(14255-А27-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" на решение от 21.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа за неуплату земельного налога за 2004 год, которым также доначислен налог и пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция отклонила доводы Общества, просит оставить вынесенные по делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией производит замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленного расчета по земельному налогу за 2004 год вынесено решение от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 4367 руб. за неполную уплату налога, также данным решением заявителю предложено уплатить доначисленный по итогам проверки налог в сумме 43657,94 руб. и пени в порядке статьи 75 НК РФ. Основанием для доначисления штрафа, налога и пени явилось неправомерное, по мнению Инспекции, неприменение Обществом коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
Несогласие с вынесенным решением Инспекции послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Инспекция обоснованно произвела доначисления земельного налога за 2004 год, исходя из ставки налога, установленной в городе Кемерово с применением всех предшествующих коэффициентов.
Арбитражный суд кассационной инстанции исходит из установленных судом материалов дела и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации Общество в силу неясности положений законодательства должно было платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод Инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
На основании изложенного, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы права, кассационная инстанция считает принятые по настоящему делу судебные акты подлежащими отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, отменой принятых по настоящему делу судебных актов и удовлетворением заявленных требований госпошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит возврату заявителю из бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 отменить и принять новое решение.
Требования закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 13.09.2004 N 63724 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Вернуть закрытому акционерному обществу "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб, уплаченную платежными поручениями от 29.09.2004 N 417, от 17.02.2005 N 29, от 10.06.2005 N 186 в размере 3000 руб.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 24 августа 2005 года Дело N Ф04-5530/2005(14255-А27-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" на решение от 21.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа за неуплату земельного налога за 2004 год, которым также доначислен налог и пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция отклонила доводы Общества, просит оставить вынесенные по делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией производит замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленного расчета по земельному налогу за 2004 год вынесено решение от 13.09.2004 N 63724 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 4367 руб. за неполную уплату налога, также данным решением заявителю предложено уплатить доначисленный по итогам проверки налог в сумме 43657,94 руб. и пени в порядке статьи 75 НК РФ. Основанием для доначисления штрафа, налога и пени явилось неправомерное, по мнению Инспекции, неприменение Обществом коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
Несогласие с вынесенным решением Инспекции послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Инспекция обоснованно произвела доначисления земельного налога за 2004 год, исходя из ставки налога, установленной в городе Кемерово с применением всех предшествующих коэффициентов.
Арбитражный суд кассационной инстанции исходит из установленных судом материалов дела и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации Общество в силу неясности положений законодательства должно было платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод Инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
На основании изложенного, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы права, кассационная инстанция считает принятые по настоящему делу судебные акты подлежащими отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, отменой принятых по настоящему делу судебных актов и удовлетворением заявленных требований госпошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит возврату заявителю из бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24643/2004-6 отменить и принять новое решение.
Требования закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 13.09.2004 N 63724 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Вернуть закрытому акционерному обществу "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб, уплаченную платежными поручениями от 29.09.2004 N 417, от 17.02.2005 N 29, от 10.06.2005 N 186 в размере 3000 руб.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)