Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 февраля 2003 года Дело N А56-29542/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Кочеровой Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга старшего государственного налогового инспектора юридического отдела Богруновой В.И. (доверенность от 29.08.2002 N 16/12373), рассмотрев 26.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2002 по делу N А56-29542/02 (судья Зотеева Л.В.),
Открытое акционерное общество "Такелажно-монтажных работ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта камеральной проверки Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 14.08.02 N 20919.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество изменило предмет заявленных требований, в связи с чем просило суд признать недействительным требование инспекции от 29.08.2002 N 20 об уплате 454685 руб. земельного налога, выставленное на основании акта камеральной проверки от 14.08.2002 N 20919.
Решением от 28.10.2002 суд удовлетворил заявленные требования общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих определение ставок земельного налога за 2002 год. По мнению подателя жалобы, суд не учел то обстоятельство, что средние ставки земельного налога дифференцируются местными органами законодательной власти, однако ставка по земельному налогу в целом устанавливается федеральным законодателем.
ИМНС считает, что в 2002 году расчет ставки земельного налога в Санкт-Петербурге должен производиться налогоплательщиками с применением коэффициента 4,8, установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" в редакции изменений, внесенных Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", что соответствует статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога". Однако общество в налоговой декларации по земельному налогу на 2002 год не применило этот коэффициент, в связи с чем ему правомерно на основании акта камеральной проверки от 14.08.2002 N 20919 направлено требование от 29.08.2002 N 20 об уплате 454685 руб. доначисленного земельного налога.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в июне 2002 года представило в ИМНС налоговую декларацию по земельному налогу на 2002 год. Размер земельного налога рассчитан обществом с учетом ставки налога, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", с применением коэффициента 2, установленного на 2002 год Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", и статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и составил 324775 руб.
По результатам камеральной проверки декларации ИМНС составила акт от 14.08.2002 N 20919, в котором указала на неправильное исчисление обществом данного налога, поскольку, по мнению инспекции, в 2002 году дифференцированные ставки земельного налога в Санкт-Петербурге подлежали применению с повышающим коэффициентом 4,8, исходя из положений Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога". С учетом данного обстоятельства ИМНС доначислила обществу 454685 руб. земельного налога и предъявила требование от 29.08.2002 N 20 об уплате до 16.09.2002 и 15.11.2002 названной суммы.
Общество, не согласившись с данным требованием налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования общества, ссылаясь на то, что применение повышающего коэффициента к ставкам земельного налога ограничивается действием федерального закона о бюджете в конкретно определенный период времени; статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и статьей 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" установлен повышающий коэффициент 2 к ставкам земельного налога, который правомерно применен обществом при расчете земельного налога на 2002 год; применение коэффициента 4,8, установленного Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", нарушает положения пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, доводы жалобы инспекции, заслушав пояснения ее представителя, не находит оснований для удовлетворения указанной жалобы.
Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли. Однако налогоплательщики в силу статьи 8 названного закона уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу пункта 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
По смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" таким пределом является средняя ставка земельного налога как ограничивающая право представительного органа власти на превышение ставки налога.
Таким образом, дифференцированные ставки земельного налога, действующие в Санкт-Петербурге, не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 НК РФ, так и конституционно установленным принципам налогообложения.
Обязанность налогоплательщиков по исчислению земельного налога с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним законодательным актом.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21) утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" ставки земельного налога, которые дифференцированы Законом N 129-21, применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 2,688.
Закон Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", согласно которому ставки земельного налога применяются в 2002 году с коэффициентом 4,8, вступает в силу в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ только с 01.01.2003.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для доначисления обществу 454685 руб. земельного налога с учетом последовательного применения повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете, и предъявления требования от 29.08.2002 N 20 о его уплате.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2002 по делу N А56-29542/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2003 N А56-29542/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2003 года Дело N А56-29542/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Кочеровой Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга старшего государственного налогового инспектора юридического отдела Богруновой В.И. (доверенность от 29.08.2002 N 16/12373), рассмотрев 26.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2002 по делу N А56-29542/02 (судья Зотеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Такелажно-монтажных работ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта камеральной проверки Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 14.08.02 N 20919.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество изменило предмет заявленных требований, в связи с чем просило суд признать недействительным требование инспекции от 29.08.2002 N 20 об уплате 454685 руб. земельного налога, выставленное на основании акта камеральной проверки от 14.08.2002 N 20919.
Решением от 28.10.2002 суд удовлетворил заявленные требования общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих определение ставок земельного налога за 2002 год. По мнению подателя жалобы, суд не учел то обстоятельство, что средние ставки земельного налога дифференцируются местными органами законодательной власти, однако ставка по земельному налогу в целом устанавливается федеральным законодателем.
ИМНС считает, что в 2002 году расчет ставки земельного налога в Санкт-Петербурге должен производиться налогоплательщиками с применением коэффициента 4,8, установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" в редакции изменений, внесенных Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", что соответствует статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога". Однако общество в налоговой декларации по земельному налогу на 2002 год не применило этот коэффициент, в связи с чем ему правомерно на основании акта камеральной проверки от 14.08.2002 N 20919 направлено требование от 29.08.2002 N 20 об уплате 454685 руб. доначисленного земельного налога.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в июне 2002 года представило в ИМНС налоговую декларацию по земельному налогу на 2002 год. Размер земельного налога рассчитан обществом с учетом ставки налога, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", с применением коэффициента 2, установленного на 2002 год Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", и статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и составил 324775 руб.
По результатам камеральной проверки декларации ИМНС составила акт от 14.08.2002 N 20919, в котором указала на неправильное исчисление обществом данного налога, поскольку, по мнению инспекции, в 2002 году дифференцированные ставки земельного налога в Санкт-Петербурге подлежали применению с повышающим коэффициентом 4,8, исходя из положений Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога". С учетом данного обстоятельства ИМНС доначислила обществу 454685 руб. земельного налога и предъявила требование от 29.08.2002 N 20 об уплате до 16.09.2002 и 15.11.2002 названной суммы.
Общество, не согласившись с данным требованием налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования общества, ссылаясь на то, что применение повышающего коэффициента к ставкам земельного налога ограничивается действием федерального закона о бюджете в конкретно определенный период времени; статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и статьей 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" установлен повышающий коэффициент 2 к ставкам земельного налога, который правомерно применен обществом при расчете земельного налога на 2002 год; применение коэффициента 4,8, установленного Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", нарушает положения пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, доводы жалобы инспекции, заслушав пояснения ее представителя, не находит оснований для удовлетворения указанной жалобы.
Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли. Однако налогоплательщики в силу статьи 8 названного закона уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу пункта 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
По смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" таким пределом является средняя ставка земельного налога как ограничивающая право представительного органа власти на превышение ставки налога.
Таким образом, дифференцированные ставки земельного налога, действующие в Санкт-Петербурге, не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 НК РФ, так и конституционно установленным принципам налогообложения.
Обязанность налогоплательщиков по исчислению земельного налога с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним законодательным актом.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21) утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" ставки земельного налога, которые дифференцированы Законом N 129-21, применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 2,688.
Закон Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", согласно которому ставки земельного налога применяются в 2002 году с коэффициентом 4,8, вступает в силу в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ только с 01.01.2003.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для доначисления обществу 454685 руб. земельного налога с учетом последовательного применения повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете, и предъявления требования от 29.08.2002 N 20 о его уплате.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2002 по делу N А56-29542/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРАБУХИНА Л.И.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
КОРАБУХИНА Л.И.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)