Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010 по делу N А60-7698/2010-С11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "УралБизнесКомп" Фролов Ю.Б. (доверенность от 19.04.2010 N 4);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - Чиков А.В. (доверенность от 29.12.2009 N 09-02).
Общество с ограниченной ответственностью "УралБизнесКомп" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозврате 842 000 руб., и обязании налогового органа возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на игорный бизнес в связи с применением другой налоговой ставки в размере 842 000 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 17.05.2010 (судья Сушкова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Инспекция полагает, что трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес должен исчисляться в соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации со дня внесения последнего платежа по налогу - 07.12.2006.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 01.04.2003, является субъектом малого предпринимательства.
При исчислении налога на игорный бизнес в 2005 году общество применяло ставку налога в размере 2150 руб. за каждый игровой автомат, в 2006 - 2007 гг. - в размере 7500 руб. за каждый игровой автомат.
Налогоплательщиком в инспекцию 22.10.2008 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за май - декабрь 2005 года, 2006 год, январь - март 2007 года, в которых налог исчислен налогоплательщиком с учетом льготы, предоставленной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" - с применением ставки в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат, поскольку на дату регистрации общества в качестве юридического лица налоговая ставка, установленная Законом Челябинской области от 25.10.2001 N 44-ЗО "О единых размерах ставок налога на игорный бизнес для игорных заведений, находящихся на территории Челябинской области", составляла 1500 руб. за каждый игровой автомат.
С учетом корректирующих налоговых деклараций у общества образовалась переплата по налогу на игорный бизнес в размере 842 000 руб.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Озерску 07.11.2008 налоговые декларации возвращены заявителю в связи с тем, что общество снято с налогового учета 26.07.2007.
Налогоплательщиком указанные декларации направлены в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга. В письме от 15.12.2009 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2005 год в сумме 104 000, за 2006 год - в сумме 1 470 000 руб., за 2007 год - в сумме 378 000 руб. на его расчетный счет.
Инспекцией заявление удовлетворено частично - в сумме 1 110 000 руб. (решение от 28.01.2010 N 614).
В письме от 27.01.2010 налоговый орган сообщил обществу, что возврат переплаты по налогу на игорный бизнес в размере 138 000 руб. невозможен по причине истечения трехлетнего срока на подачу заявления о возврате налога, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что трехлетний срок исковой давности для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 2005 года по 07.12.2006 пропущен обществом на дату обращения в налоговый орган, а также на дату обращения в суд - 25.02.2010.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления имущественного характера о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, согласно которой нормы п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
При этом данная норма не препятствует плательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применение гражданского законодательства к возникшим спорным отношениям обусловлены прямым указанием Конституционного Суда Российской Федерации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Данная позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08.
Из материалов дела видно, что общество в спорные периоды уплачивало налог на игорный бизнес согласно действующим в соответствующем периоде ставкам.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что единая судебная практика, определяющая, что уплата налога должна производиться по ставке налога, действующей на дату регистрации налогоплательщика, сформировалась после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 15.04.2008 N 17177/07.
Как следует из содержания п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, толкование и применение арбитражными судами норм права должно осуществляться с соблюдением принципа единообразия.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что определение правовой позиции Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации является в рассматриваемом случае значимым обстоятельством, является правильным.
Фактические обстоятельства обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного налога судом исследованы. К выводу о соблюдении срока для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога суд пришел, учитывая правовую позицию, изложенную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08.
Довод заявителя кассационной жалобы об ошибочности определения момента, когда налогоплательщик узнал об излишней уплате налога, судом кассационной инстанции отклоняется, так как обжалуемый судебный акт принят с учетом конкретных обстоятельств дела.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по делу N А60-7698/2010-С11 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2010 N Ф09-8597/10-С3 ПО ДЕЛУ N А60-7698/2010-С11 ТРЕБОВАНИЕ: О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ОБ ОБЯЗАНИИ ВОЗВРАТИТЬ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ЧАСТИЧНО ОТКАЗАЛ В ВОЗВРАТЕ ПЕРЕПЛАЧЕННОГО НАЛОГА, УКАЗАВ НА ИСТЕЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ.
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2010 г. N Ф09-8597/10-С3
Дело N А60-7698/2010-С11
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010 по делу N А60-7698/2010-С11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "УралБизнесКомп" Фролов Ю.Б. (доверенность от 19.04.2010 N 4);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - Чиков А.В. (доверенность от 29.12.2009 N 09-02).
Общество с ограниченной ответственностью "УралБизнесКомп" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозврате 842 000 руб., и обязании налогового органа возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на игорный бизнес в связи с применением другой налоговой ставки в размере 842 000 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 17.05.2010 (судья Сушкова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Инспекция полагает, что трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес должен исчисляться в соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации со дня внесения последнего платежа по налогу - 07.12.2006.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 01.04.2003, является субъектом малого предпринимательства.
При исчислении налога на игорный бизнес в 2005 году общество применяло ставку налога в размере 2150 руб. за каждый игровой автомат, в 2006 - 2007 гг. - в размере 7500 руб. за каждый игровой автомат.
Налогоплательщиком в инспекцию 22.10.2008 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за май - декабрь 2005 года, 2006 год, январь - март 2007 года, в которых налог исчислен налогоплательщиком с учетом льготы, предоставленной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" - с применением ставки в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат, поскольку на дату регистрации общества в качестве юридического лица налоговая ставка, установленная Законом Челябинской области от 25.10.2001 N 44-ЗО "О единых размерах ставок налога на игорный бизнес для игорных заведений, находящихся на территории Челябинской области", составляла 1500 руб. за каждый игровой автомат.
С учетом корректирующих налоговых деклараций у общества образовалась переплата по налогу на игорный бизнес в размере 842 000 руб.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Озерску 07.11.2008 налоговые декларации возвращены заявителю в связи с тем, что общество снято с налогового учета 26.07.2007.
Налогоплательщиком указанные декларации направлены в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга. В письме от 15.12.2009 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2005 год в сумме 104 000, за 2006 год - в сумме 1 470 000 руб., за 2007 год - в сумме 378 000 руб. на его расчетный счет.
Инспекцией заявление удовлетворено частично - в сумме 1 110 000 руб. (решение от 28.01.2010 N 614).
В письме от 27.01.2010 налоговый орган сообщил обществу, что возврат переплаты по налогу на игорный бизнес в размере 138 000 руб. невозможен по причине истечения трехлетнего срока на подачу заявления о возврате налога, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что трехлетний срок исковой давности для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 2005 года по 07.12.2006 пропущен обществом на дату обращения в налоговый орган, а также на дату обращения в суд - 25.02.2010.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления имущественного характера о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, согласно которой нормы п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
При этом данная норма не препятствует плательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применение гражданского законодательства к возникшим спорным отношениям обусловлены прямым указанием Конституционного Суда Российской Федерации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Данная позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08.
Из материалов дела видно, что общество в спорные периоды уплачивало налог на игорный бизнес согласно действующим в соответствующем периоде ставкам.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что единая судебная практика, определяющая, что уплата налога должна производиться по ставке налога, действующей на дату регистрации налогоплательщика, сформировалась после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 15.04.2008 N 17177/07.
Как следует из содержания п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, толкование и применение арбитражными судами норм права должно осуществляться с соблюдением принципа единообразия.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что определение правовой позиции Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации является в рассматриваемом случае значимым обстоятельством, является правильным.
Фактические обстоятельства обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного налога судом исследованы. К выводу о соблюдении срока для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога суд пришел, учитывая правовую позицию, изложенную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08.
Довод заявителя кассационной жалобы об ошибочности определения момента, когда налогоплательщик узнал об излишней уплате налога, судом кассационной инстанции отклоняется, так как обжалуемый судебный акт принят с учетом конкретных обстоятельств дела.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по делу N А60-7698/2010-С11 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)