Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителей - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия - Б. (д-ть от 12.09.2008), Д. (д-ть от 12.09.2008) и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия - М. (д-ть от 01.09.2008 N 03-21/799), в отсутствие заинтересованных лиц - Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия и Министерства внутренних дел Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 22589 и 22591), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А18-901/2007, установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия штрафа в размере 115 351 799 рублей, суммы не полностью уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 303 407 рублей, пени размере 54 573 рублей, начисленных по решению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия от 28.04.06 N 10.
Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по РИ) обратилось со встречным заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия (далее - УФНС по РИ) и налоговой инспекции о признании недействительным решения от 28.04.06 N 10.
Решением арбитражного суда от 30.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2007, требования о взыскании с МВД по РИ штрафа в сумме 115 250 099 рублей, начисленного по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворены. В удовлетворении встречного требования МВД по РИ отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.08.2007 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал на необходимость установления того, имелась ли у МВД по РИ реальная возможность удержать налог с выплат, взысканных по исполнительным листам, удержать налог в случае, если работники, с выплаченных доходов которых не удержан налог, на момент рассмотрения дела уволены, либо взыскание произведено в пользу родственников работников.
При новом рассмотрении дела налоговая инспекция уменьшила требования и просила взыскать с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафа (т. 3, л. д.15-16).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафных санкций отказано. Встречный иск МВД по РИ удовлетворен, решение от 28.04.06 N 10 признано недействительным.
В суде апелляционной инстанции МВД по РИ отказалось от требований в части признания недействительным решения от 28.04.06 N 10 в части подпункта 1.1 пункта 1 в части 60 681 рубля 41 копейки штрафа, подпунктов "б", "в" пункта 2.1, подпунктов "г", "д" пункта 2.2 (т. 4, л. д. 42).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 производство по делу в части отказа от требований прекращено. В остальной части решение суда от 18.12.2007 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что исполнение решений суда общей юрисдикции производилось судебными приставами-исполнителями на основании исполнительных листов. МВД по РИ самостоятельно выплаты физическим лицам (действующим сотрудникам ОВД, бывшим сотрудникам и их родственникам, которые в органах внутренних дел службу не проходили) не осуществляло, в связи с чем не имело объективной возможности удерживать НДФЛ с этих сумм.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, взыскать с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в удовлетворении встречного иска отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что МВД по РИ имело возможность удержать сумму НДФЛ с налогоплательщиков при перечислении доходов на лицевые счета физических лиц-получателей выплат в банках и перечислить ее в бюджет. Неисполнение указанной обязанности влечет привлечение МВД по РИ как налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители налоговых органов повторили доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей налоговых органов, считает, что состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа налоговой инспекции во взыскании налоговых санкций и признания недействительным решения от 28.04.2006 N 10 приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела и без учета указаний суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку МВД по РИ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 31.12.2005).
В ходе проверки установлено, что МВД по РИ за 2004 - 2005 годы, на основании исполнительных листов суда общей юрисдикции выплачивались доходы сотрудникам внутренних дел (в том числе бывшим) путем перечисления на счета в банках. При этом начисление и удержание налога на доходы физических лиц не производилось. Факт выплат указанных сумм установлен в ходе проверки банковских документов.
По результатам проверки УФНС России по РИ принято решение от 28.04.2006 N 10 о привлечении МВД по РИ к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа 20% в сумме 115 250 099 рублей и по пункту 1 статьи 126 Кодекса за непредставление сведений о доходах физических лиц за 2003 - 2004 годы в виде штрафа в размере 101 700 рублей. Предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 303 407 рублей; пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 54 573 рублей; внести исправления в бухгалтерский учет; удержать налог на доходы физических лиц в сумме 575 878 828 рублей с выплаченных в 2004 - 2005 годах сотрудникам по исполнительным листам доходов; представить в налоговые органы сведения о выплаченных физическим лицам доходах за 2003 - 2004 годы; удержать налог на доходы с физических лиц в сумме 68 262 рублей; вернуть налог на доходы с физических лиц в размере 27 261 рубля, излишне удержанный.
По жалобе МВД по РИ Федеральная налоговая служба России изменила решение УФНС России по РИ и отменила подпункт 1.2 пункта 1 резолютивной части о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 101 700 рублей, в остальной части решение от 28.04.2006 N 10 оставила без изменения, а жалобу МВД по РИ - без удовлетворения.
Платежными поручениями от 30.05.2006 N 191 и 192 МВД по РИ перечислило в бюджет 303 407 рублей налога на доходы физических лиц и 54 573 рубля пени.
С учетом вышеназванных обстоятельств суд первой инстанции рассмотрел заявленные налоговой инспекцией требования о взыскании с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафных санкций и отказал в удовлетворении заявления, а также удовлетворил встречный иск МВД по РИ о признании недействительным решения от 28.04.2006 N 10. Принимая во внимание отказ МВД по РИ от части требований, апелляционным судом проверялась законность и обоснованность решения суда от 18.12.2007 в части начисления 115 189 417 рублей 59 копеек штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации. В части прекращения производства по делу в связи с отказом от требований постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда законно и отмене не подлежит.
Вместе с тем, в части оставления решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 подлежит отмене, как и решение суда первой инстанции, поскольку они приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела и в связи с невыполнением указаний суда кассационной инстанции.
Суды указали, что исходя из решений судов общей юрисдикции Республики Ингушетия по искам сотрудников органов и подразделений МВД по РИ следует, что в период с 1992 по 1995 годы сотрудникам органов и подразделений МВД по РИ предоставлялись дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", а с февраля 1995 года их предоставление сотрудникам МВД по РИ было прекращено.
Вопрос о выплатах, предусмотренных за осуществление задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, в которые входят вторые оклады денежного содержания, надбавки за выслугу лет и иные выплаты, был решен сотрудниками МВД по РИ и их родственниками путем подачи исков в суды общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), определен статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим. Статьей 217 Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения сумм довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, установленных Федеральным законом от 27.12.05 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", за исключением компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежное довольствие и иные приравненные к ним выплаты военнослужащим (районный коэффициент и северная надбавка), не выплаченное по состоянию на 1 января 2001 года, при начислении и их фактической выплате после 1 января 2001 года учитываются при определении налоговой базы в текущем году.
Поскольку выплаты спорных денежных сумм сотрудникам органов и подразделений МВД по РИ за период с 1995 по декабрь 2001 года осуществлялись по исполнительным листам в 2004 - 2005 годах, то полученные таким образом доходы подлежали обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела (сводной справкой за подписью начальника ФЭО МВД по РИ о численности сотрудников Аппарата и подведомственных подразделений МВД по РИ, получивших доходы в 2003 - 2004 годах, о выплаченных по исполнительным листам суммах) установлено, что за указанный период выплаты произведены 2 034 сотрудникам без удержания НДФЛ на общую сумму 575 878 828 рублей.
В силу пункта 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правонарушение, предусмотренное статьей 123 Кодекса, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
Следовательно, ответственность, установленная статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в том случае, когда налоговый агент осуществлял выплаты физическому лицу денежных средств и имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из этих денежных средств.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 Кодекса.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 01.08.2007 указал суду первой инстанции на неисследованность документов, на основании которых производились данные выплаты.
Однако это указание судебными инстанциями не выполнено, в материалах дела отсутствуют платежные поручения на выплату средств, в то время как имеется в деле реестр платежных поручений, которому оценка не дана, не исследована возможность МВД РИ удержания конкретной суммы налога у конкретного физического лица, поскольку среди взыскателей по судебным решениям есть действующие сотрудники МВД РИ, бывшие сотрудники и их родственники, которые в органах внутренних дел службу не проходили, отсюда и не проверен расчет начисленного штрафа.
Суды при рассмотрении дела не обсуждали вопрос о применении норм статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене в этой части, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить все фактические обстоятельства дела, кто конкретно выплачивал денежные суммы физическим лицам, была ли возможность у МВД РИ удержать НДФЛ у каждого конкретного лица, дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и с учетом изложенного принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А18-901/2007 в части прекращения производства по делу оставить без изменения, в остальной части решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по данному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2008 N Ф08-5553/2008 ПО ДЕЛУ N А18-901/2006
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2008 г. N Ф08-5553/2008
Дело N А18-901/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителей - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия - Б. (д-ть от 12.09.2008), Д. (д-ть от 12.09.2008) и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия - М. (д-ть от 01.09.2008 N 03-21/799), в отсутствие заинтересованных лиц - Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия и Министерства внутренних дел Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 22589 и 22591), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А18-901/2007, установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия штрафа в размере 115 351 799 рублей, суммы не полностью уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 303 407 рублей, пени размере 54 573 рублей, начисленных по решению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия от 28.04.06 N 10.
Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по РИ) обратилось со встречным заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия (далее - УФНС по РИ) и налоговой инспекции о признании недействительным решения от 28.04.06 N 10.
Решением арбитражного суда от 30.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2007, требования о взыскании с МВД по РИ штрафа в сумме 115 250 099 рублей, начисленного по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворены. В удовлетворении встречного требования МВД по РИ отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.08.2007 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал на необходимость установления того, имелась ли у МВД по РИ реальная возможность удержать налог с выплат, взысканных по исполнительным листам, удержать налог в случае, если работники, с выплаченных доходов которых не удержан налог, на момент рассмотрения дела уволены, либо взыскание произведено в пользу родственников работников.
При новом рассмотрении дела налоговая инспекция уменьшила требования и просила взыскать с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафа (т. 3, л. д.15-16).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафных санкций отказано. Встречный иск МВД по РИ удовлетворен, решение от 28.04.06 N 10 признано недействительным.
В суде апелляционной инстанции МВД по РИ отказалось от требований в части признания недействительным решения от 28.04.06 N 10 в части подпункта 1.1 пункта 1 в части 60 681 рубля 41 копейки штрафа, подпунктов "б", "в" пункта 2.1, подпунктов "г", "д" пункта 2.2 (т. 4, л. д. 42).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 производство по делу в части отказа от требований прекращено. В остальной части решение суда от 18.12.2007 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что исполнение решений суда общей юрисдикции производилось судебными приставами-исполнителями на основании исполнительных листов. МВД по РИ самостоятельно выплаты физическим лицам (действующим сотрудникам ОВД, бывшим сотрудникам и их родственникам, которые в органах внутренних дел службу не проходили) не осуществляло, в связи с чем не имело объективной возможности удерживать НДФЛ с этих сумм.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, взыскать с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в удовлетворении встречного иска отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что МВД по РИ имело возможность удержать сумму НДФЛ с налогоплательщиков при перечислении доходов на лицевые счета физических лиц-получателей выплат в банках и перечислить ее в бюджет. Неисполнение указанной обязанности влечет привлечение МВД по РИ как налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители налоговых органов повторили доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей налоговых органов, считает, что состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа налоговой инспекции во взыскании налоговых санкций и признания недействительным решения от 28.04.2006 N 10 приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела и без учета указаний суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку МВД по РИ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 31.12.2005).
В ходе проверки установлено, что МВД по РИ за 2004 - 2005 годы, на основании исполнительных листов суда общей юрисдикции выплачивались доходы сотрудникам внутренних дел (в том числе бывшим) путем перечисления на счета в банках. При этом начисление и удержание налога на доходы физических лиц не производилось. Факт выплат указанных сумм установлен в ходе проверки банковских документов.
По результатам проверки УФНС России по РИ принято решение от 28.04.2006 N 10 о привлечении МВД по РИ к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа 20% в сумме 115 250 099 рублей и по пункту 1 статьи 126 Кодекса за непредставление сведений о доходах физических лиц за 2003 - 2004 годы в виде штрафа в размере 101 700 рублей. Предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 303 407 рублей; пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 54 573 рублей; внести исправления в бухгалтерский учет; удержать налог на доходы физических лиц в сумме 575 878 828 рублей с выплаченных в 2004 - 2005 годах сотрудникам по исполнительным листам доходов; представить в налоговые органы сведения о выплаченных физическим лицам доходах за 2003 - 2004 годы; удержать налог на доходы с физических лиц в сумме 68 262 рублей; вернуть налог на доходы с физических лиц в размере 27 261 рубля, излишне удержанный.
По жалобе МВД по РИ Федеральная налоговая служба России изменила решение УФНС России по РИ и отменила подпункт 1.2 пункта 1 резолютивной части о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 101 700 рублей, в остальной части решение от 28.04.2006 N 10 оставила без изменения, а жалобу МВД по РИ - без удовлетворения.
Платежными поручениями от 30.05.2006 N 191 и 192 МВД по РИ перечислило в бюджет 303 407 рублей налога на доходы физических лиц и 54 573 рубля пени.
С учетом вышеназванных обстоятельств суд первой инстанции рассмотрел заявленные налоговой инспекцией требования о взыскании с МВД по РИ 115 250 099 рублей штрафных санкций и отказал в удовлетворении заявления, а также удовлетворил встречный иск МВД по РИ о признании недействительным решения от 28.04.2006 N 10. Принимая во внимание отказ МВД по РИ от части требований, апелляционным судом проверялась законность и обоснованность решения суда от 18.12.2007 в части начисления 115 189 417 рублей 59 копеек штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации. В части прекращения производства по делу в связи с отказом от требований постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда законно и отмене не подлежит.
Вместе с тем, в части оставления решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 подлежит отмене, как и решение суда первой инстанции, поскольку они приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела и в связи с невыполнением указаний суда кассационной инстанции.
Суды указали, что исходя из решений судов общей юрисдикции Республики Ингушетия по искам сотрудников органов и подразделений МВД по РИ следует, что в период с 1992 по 1995 годы сотрудникам органов и подразделений МВД по РИ предоставлялись дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", а с февраля 1995 года их предоставление сотрудникам МВД по РИ было прекращено.
Вопрос о выплатах, предусмотренных за осуществление задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, в которые входят вторые оклады денежного содержания, надбавки за выслугу лет и иные выплаты, был решен сотрудниками МВД по РИ и их родственниками путем подачи исков в суды общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), определен статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим. Статьей 217 Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения сумм довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, установленных Федеральным законом от 27.12.05 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", за исключением компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежное довольствие и иные приравненные к ним выплаты военнослужащим (районный коэффициент и северная надбавка), не выплаченное по состоянию на 1 января 2001 года, при начислении и их фактической выплате после 1 января 2001 года учитываются при определении налоговой базы в текущем году.
Поскольку выплаты спорных денежных сумм сотрудникам органов и подразделений МВД по РИ за период с 1995 по декабрь 2001 года осуществлялись по исполнительным листам в 2004 - 2005 годах, то полученные таким образом доходы подлежали обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела (сводной справкой за подписью начальника ФЭО МВД по РИ о численности сотрудников Аппарата и подведомственных подразделений МВД по РИ, получивших доходы в 2003 - 2004 годах, о выплаченных по исполнительным листам суммах) установлено, что за указанный период выплаты произведены 2 034 сотрудникам без удержания НДФЛ на общую сумму 575 878 828 рублей.
В силу пункта 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правонарушение, предусмотренное статьей 123 Кодекса, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
Следовательно, ответственность, установленная статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в том случае, когда налоговый агент осуществлял выплаты физическому лицу денежных средств и имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из этих денежных средств.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 Кодекса.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 01.08.2007 указал суду первой инстанции на неисследованность документов, на основании которых производились данные выплаты.
Однако это указание судебными инстанциями не выполнено, в материалах дела отсутствуют платежные поручения на выплату средств, в то время как имеется в деле реестр платежных поручений, которому оценка не дана, не исследована возможность МВД РИ удержания конкретной суммы налога у конкретного физического лица, поскольку среди взыскателей по судебным решениям есть действующие сотрудники МВД РИ, бывшие сотрудники и их родственники, которые в органах внутренних дел службу не проходили, отсюда и не проверен расчет начисленного штрафа.
Суды при рассмотрении дела не обсуждали вопрос о применении норм статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене в этой части, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить все фактические обстоятельства дела, кто конкретно выплачивал денежные суммы физическим лицам, была ли возможность у МВД РИ удержать НДФЛ у каждого конкретного лица, дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и с учетом изложенного принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А18-901/2007 в части прекращения производства по делу оставить без изменения, в остальной части решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по данному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)