Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.А.Фокиной
судей В.В.Черемошкиной, М.А.Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калининградского государственного технического университета на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2005 года по делу N А21-5213/04-С1 (судья Л.П.Карамышева),
по заявлению Калининградского государственного технического университета (КГТУ)
к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду
о признании недействительным решения и встречному иску о взыскании 1 061 233, 49 руб.
при участии:
от заявителя: Макарычев С.И., доверенность б/н от 30.06.2005 года
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (далее - Университет, КГТУ) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС России N 8 по г. Калининграду от 31.05.2004 года N 86 о доначислении земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности.
Межрайонная инспекция МНС Российской Федерации N 8 по г. Калининграду заявила встречное исковое заявление о взыскании с Университета налоговых санкций в общей сумме 1.061.233 руб. 49 коп. на основании решения инспекции N 86 от 31.05.2004 года, согласно которому Университет привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122, п. 2 ст. 119 НК РФ.
Произведено процессуальное правопреемство ответчика в порядке статьи 48 АПК РФ на Межрайонную инспекцию ФНС России N 8 по г. Калининграду.
Решением суда от 31 марта 2005 года оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части:
- - взыскания с Университета земельного налога за 2001 в сумме 78.888,19 руб., за 2002 год в сумме 5.097.73 руб., за 2003 года в сумме 37.457,33 руб.; за земли, находящиеся в Гурьевском районе - за 2002 год - 19.480,68 руб., за 2003 год - 35.065,28 руб.;
- - в части начисления пеней в сумме 176.519.37 руб. с правом перерасчета пеней по состоянию на 31.05.04 г.;
- - в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ: за неуплату земельного налога в г. Калининграде за 2001 - 2003 г. в размере 24.288,65 руб., за неуплату земельного налога за земли в Гурьевском районе за 2002 - 2003 г. в размере 10909,19 руб.
В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.
Встречный иск МИ ФНС РФ N 8 по г. Калининграду удовлетворен частично: с Университета взыскано штрафных санкций в размере 20.000 руб. В остальной части встречного иска отказано.
С Университета также взыскана государственная пошлина в размере 800 рублей.
Суд согласился с утверждением налогового органа о том, что, несмотря на предусмотренную п. 3 ст. 40 Федерального закона "Об образовании" льготу для образовательных учреждений, земельный налог в любом случае должен уплачиваться образовательным учреждением, так как пользование землей в Российской Федерации платное.
ГКТУ заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полностью признать недействительным оспариваемое решение налогового органа.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, поддержанных представителем Университета в судебном заседании, заявитель ссылается на неприменение судом ФЗ "Об образовании", неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие налогового органа, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое решение вынесено инспекцией по результатам выездной налоговой проверки Университета по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет КГТУ земельного налога за период 2001 - 2003 г. г.
Согласно Акту выездной налоговой проверки от 02.04.04 N 126/01 Университет в проверяемый период сдавал в аренду помещения, а также земельные участки, налог на землю не исчислял и не уплачивал, пользуясь льготой по земельному налогу, как образовательное учреждение.
Решением Межрайонной инспекции МНС РФ N 8 по г. Калининграду от 31.05.2004 N 86 КГТУ начислен земельный налог за 2001 год в сумме 149.600,57 руб., за 2002 год - в сумме 173.938,89 руб., за 2003 год - в сумме 155.535,56 руб., пени за неуплату налога в сумме 189.924.5 руб.; Университет привлечен к налоговой ответственности: по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 95.815 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу в размере 1.043.586,78 руб.
В ходе проверки установлено, что Калининградский государственный технический университет является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, недвижимое имущество находится в федеральной собственности и закреплено за КГТУ на праве оперативного управления. Земельные участки находятся у Университета в постоянном (бессрочном) пользовании.
Право образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя имущества и земельных участков предусмотрено п. 11 ст. 39 Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период (далее - ФЗ N 3266-1).
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ N 3266-1 к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относится реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения.
Пунктом 3 названной статьи Закона специально оговорено, что деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается факт реинвестирования полученных платежей от сдачи в аренду помещений и земельных участков на нужды Университета.
Следовательно, деятельность КГТУ в части сдачи в аренду помещений и земельных участков не является предпринимательской.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 ФЗ N 3266-1 образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Суд первой инстанции, приведя в решении указанные нормы ФЗ "Об образовании", тем не менее, согласился с мнением налоговой инспекции о том, что земельный налог должен уплачиваться образовательным учреждением в любом случае, поскольку пользование землей в Российской Федерации платное.
Апелляционная инстанция находит вывод суда ошибочным, противоречащим действовавшему в рассматриваемый период законодательству.
Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Федеральным законом "Об образовании" предусмотрена льгота для образовательных учреждений в виде освобождения от платы за землю в части непредпринимательской деятельности.
Следовательно, несмотря на установленное статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" платное использование земли, оно не распространяется в рассматриваемый период времени на КГТУ в силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона "Об образовании".
Таким образом, начисление налоговым органом земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, является необоснованным, противоречащим указанным нормам налогового законодательства.
Является необоснованным и привлечение КГТУ к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по земельному налогу.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиков в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, следует признать, что обязанность представить налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика в зависимости от наличия либо отсутствия у него обязанности по уплате данного конкретного налога.
Поскольку у Университета отсутствовала обязанность по уплате земельного налога, следовательно, у него нет обязанности и представлять декларации по данному налогу.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
Взыскание судом с заявителя госпошлины в размере 800 рублей противоречит действовавшему на момент подачи заявления подп. 6 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату КГТУ на основании п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2005 года по делу N А21-5213/04-С1 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России по г. Калининграду от 31.05.2004 года N 86.
В удовлетворении встречного иска о взыскании налоговых санкций отказать.
Выдать ФГОУВПО "Калининградский государственный технический университет" справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2005 ПО ДЕЛУ N А21-5213/04-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2005 г. по делу N А21-5213/04-С1
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.А.Фокиной
судей В.В.Черемошкиной, М.А.Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калининградского государственного технического университета на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2005 года по делу N А21-5213/04-С1 (судья Л.П.Карамышева),
по заявлению Калининградского государственного технического университета (КГТУ)
к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду
о признании недействительным решения и встречному иску о взыскании 1 061 233, 49 руб.
при участии:
от заявителя: Макарычев С.И., доверенность б/н от 30.06.2005 года
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (далее - Университет, КГТУ) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС России N 8 по г. Калининграду от 31.05.2004 года N 86 о доначислении земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности.
Межрайонная инспекция МНС Российской Федерации N 8 по г. Калининграду заявила встречное исковое заявление о взыскании с Университета налоговых санкций в общей сумме 1.061.233 руб. 49 коп. на основании решения инспекции N 86 от 31.05.2004 года, согласно которому Университет привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122, п. 2 ст. 119 НК РФ.
Произведено процессуальное правопреемство ответчика в порядке статьи 48 АПК РФ на Межрайонную инспекцию ФНС России N 8 по г. Калининграду.
Решением суда от 31 марта 2005 года оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части:
- - взыскания с Университета земельного налога за 2001 в сумме 78.888,19 руб., за 2002 год в сумме 5.097.73 руб., за 2003 года в сумме 37.457,33 руб.; за земли, находящиеся в Гурьевском районе - за 2002 год - 19.480,68 руб., за 2003 год - 35.065,28 руб.;
- - в части начисления пеней в сумме 176.519.37 руб. с правом перерасчета пеней по состоянию на 31.05.04 г.;
- - в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ: за неуплату земельного налога в г. Калининграде за 2001 - 2003 г. в размере 24.288,65 руб., за неуплату земельного налога за земли в Гурьевском районе за 2002 - 2003 г. в размере 10909,19 руб.
В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.
Встречный иск МИ ФНС РФ N 8 по г. Калининграду удовлетворен частично: с Университета взыскано штрафных санкций в размере 20.000 руб. В остальной части встречного иска отказано.
С Университета также взыскана государственная пошлина в размере 800 рублей.
Суд согласился с утверждением налогового органа о том, что, несмотря на предусмотренную п. 3 ст. 40 Федерального закона "Об образовании" льготу для образовательных учреждений, земельный налог в любом случае должен уплачиваться образовательным учреждением, так как пользование землей в Российской Федерации платное.
ГКТУ заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полностью признать недействительным оспариваемое решение налогового органа.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, поддержанных представителем Университета в судебном заседании, заявитель ссылается на неприменение судом ФЗ "Об образовании", неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие налогового органа, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое решение вынесено инспекцией по результатам выездной налоговой проверки Университета по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет КГТУ земельного налога за период 2001 - 2003 г. г.
Согласно Акту выездной налоговой проверки от 02.04.04 N 126/01 Университет в проверяемый период сдавал в аренду помещения, а также земельные участки, налог на землю не исчислял и не уплачивал, пользуясь льготой по земельному налогу, как образовательное учреждение.
Решением Межрайонной инспекции МНС РФ N 8 по г. Калининграду от 31.05.2004 N 86 КГТУ начислен земельный налог за 2001 год в сумме 149.600,57 руб., за 2002 год - в сумме 173.938,89 руб., за 2003 год - в сумме 155.535,56 руб., пени за неуплату налога в сумме 189.924.5 руб.; Университет привлечен к налоговой ответственности: по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 95.815 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу в размере 1.043.586,78 руб.
В ходе проверки установлено, что Калининградский государственный технический университет является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, недвижимое имущество находится в федеральной собственности и закреплено за КГТУ на праве оперативного управления. Земельные участки находятся у Университета в постоянном (бессрочном) пользовании.
Право образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя имущества и земельных участков предусмотрено п. 11 ст. 39 Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период (далее - ФЗ N 3266-1).
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ N 3266-1 к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относится реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения.
Пунктом 3 названной статьи Закона специально оговорено, что деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается факт реинвестирования полученных платежей от сдачи в аренду помещений и земельных участков на нужды Университета.
Следовательно, деятельность КГТУ в части сдачи в аренду помещений и земельных участков не является предпринимательской.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 ФЗ N 3266-1 образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Суд первой инстанции, приведя в решении указанные нормы ФЗ "Об образовании", тем не менее, согласился с мнением налоговой инспекции о том, что земельный налог должен уплачиваться образовательным учреждением в любом случае, поскольку пользование землей в Российской Федерации платное.
Апелляционная инстанция находит вывод суда ошибочным, противоречащим действовавшему в рассматриваемый период законодательству.
Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Федеральным законом "Об образовании" предусмотрена льгота для образовательных учреждений в виде освобождения от платы за землю в части непредпринимательской деятельности.
Следовательно, несмотря на установленное статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" платное использование земли, оно не распространяется в рассматриваемый период времени на КГТУ в силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона "Об образовании".
Таким образом, начисление налоговым органом земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, является необоснованным, противоречащим указанным нормам налогового законодательства.
Является необоснованным и привлечение КГТУ к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по земельному налогу.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиков в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, следует признать, что обязанность представить налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика в зависимости от наличия либо отсутствия у него обязанности по уплате данного конкретного налога.
Поскольку у Университета отсутствовала обязанность по уплате земельного налога, следовательно, у него нет обязанности и представлять декларации по данному налогу.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
Взыскание судом с заявителя госпошлины в размере 800 рублей противоречит действовавшему на момент подачи заявления подп. 6 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату КГТУ на основании п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2005 года по делу N А21-5213/04-С1 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России по г. Калининграду от 31.05.2004 года N 86.
В удовлетворении встречного иска о взыскании налоговых санкций отказать.
Выдать ФГОУВПО "Калининградский государственный технический университет" справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Е.А.ФОКИНА
Судьи
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
М.А.ШЕСТАКОВА
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)