Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2011 N 09АП-31244/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-46523/10-130-183

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2011 г. N 09АП-31244/2010-АК

Дело N А40-46523/10-130-183

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Бекетовой И.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
при участии:
- от заявителя: Грызунова Л.М. по дов. от 28.12.2010 N 18, паспорт <...>;
- от ответчика: Боева А.М. по дов. от 12.03.2010, удост. N 042405;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2010 г. по делу N А40-46523/10-130-183 судьи Кононовой И.А.
по заявлению ООО "Оптювелирсервис"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным бездействия и обязании произвести возврат таможенных пошлин
установил:

ООО "Оптювелирсервис" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Центральной акцизной таможне с требованиями о признании незаконными действий по возвращению ООО "Оптювелирсервис" заявления о возврате таможенных пошлин, налогов от 24.12.2009 г. б/н без рассмотрения, о признании незаконным со 02.02.2010 г. бездействия по возврату ООО "Оптювелирсервис" таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченных в отношении товаров, оформленных по ГТД N 10009131/230608/0006666 и обязании произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 906 884.50 руб., в том числе ввозной таможенной пошлины в размере 914 737,48 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 992 147,02 руб.
Решением от 14.09.2010 суд первой инстанции признал незаконными: действия Центральной акцизной таможни по возвращению ООО "Оптювелирсервис" заявления о возврате таможенных пошлин, налогов от 24.12.2009 г. б/н без рассмотрения, о признании незаконным со 02.02.2010 г., а также бездействие Центральной акцизной таможни по возврату ООО "Оптювелирсервис" таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченных в отношении товаров, оформленных по ГТД N 10009131/230608/0006666. Обязал Центральную акцизную таможню произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 906 884.50 руб., в том числе ввозной таможенной пошлины в размере 914 737,48 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 992.147,02 руб. Взыскал с Центральной акцизной таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Оптювелирсервис" расходы по уплате государственной пошлины в размере 36 068,85 руб. (тридцать шесть тысяч шестьдесят восемь рублей 85 копеек). При этом суд указал, что оспариваемые действия и бездействие Центральной акцизной таможни не соответствуют ст. ст. 197, 207, 355 ТК РФ и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о признании законным действий ЦАТ по возвращению ООО "Оптювелирсервис" заявления от 24.12.2010 N б/н о возврате таможенных пошлин без рассмотрения. При этом ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился и, считая ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Оптювелирсервис" с фирмой "M.c.D.z. di Duchi M.&C." Sne. (Италия) был заключен контракт от 08.08.2005 г. N 15 на переработку драгоценных металлов в ювелирные изделия. Таганрогской таможней Обществу было выдано разрешение на переработку товаров вне таможенной территории от 26.09.2005 г. N 10319/260905/610039 (перерегистрировано Центральной акцизной таможней 06.09.2007 г. за N 10009000/26095/21/57), согласно которому ему было разрешено вывозить золото аффинированное в виде слитков 999,9 пробы по контракту от 08.08.2005 г. N 15 для переработки в Италии с последующим обратным ввозом изготовленных из них ювелирных изделий и их частей из золота 585 пробы (со вставками и без вставок).
В соответствии с выданным Таганрогской таможней разрешением и с согласия Центральной акцизной таможни ООО "Оптювелирсервис" под таможенный режим переработки вне таможенной территории по ГТД N 10009131/190308/0002858 было помещено аффинированное золото в виде мерных слитков с содержанием золота 99,99% в количестве 5 штук (слитки N МО2903-МО2907). Изготовленные из вывезенных слитков золота ювелирные изделия 585 пробы со вставками и без вставок Обществом были ввезены и оформлены Центральной акцизной таможней по ГТД N 10009131/230608/0006666 в качестве продуктов переработки вывезенных слитков золота в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления.
Таможенные платежи в отношении ювелирных изделий, оформленных по ГТД N 10009131/230608/0006666, были уплачены исходя из таможенной стоимости ювелирных изделий, которая составила 4 691 202,41 руб. (198 537, 48 долларов США по курсу ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации), в сумме 1 951 540,20 рублей, в том числе ввозная таможенная пошлина в размере 938 240,48 рублей и налог на добавленную стоимость в размере 1 013 299,72 рублей. Таможенные платежи уплачивались на счет Центральной акцизной таможни платежными поручениями от 23.01.2008 г. N 305, от 22.02.2008 г. N 365, от 12.03.2008 г. N 396 и от 23.06.2008 г. N 407.
30.12.2009 Общество обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о возврате таможенных пошлин, налогов от 24.12.2009 г. б/н, указав на то, что таможенные платежи в отношении ювелирных изделий, оформленных по ГТД N 10009131/230608/0006666, должны были быть исчислены и уплачены исходя из стоимости операций по переработке, которая составляла 4 973, 38 долларов США (117 515,00 рублей по курсу ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации), в связи с чем подлежали уплате в меньшем размере, - в сумме 44 655,70 рублей, в том числе ввозная таможенная пошлина в размере 23 503,00 рублей и налог на добавленную стоимость в размере 21 152,70 рублей.
Письмом от 13.01.2010 г. N 16-14/340 Центральная акцизная таможня возвратила ООО "Оптювелирсервис" заявление о возврате таможенных пошлин, налогов от 24.12.2009 г. б/н, оставив его без рассмотрения на том основании, что денежные средства, уплаченные в отношении ювелирных изделий, оформленных по ГТД N 10009131/230608/0006666, не обладают статусом излишне уплаченных таможенных платежей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решение и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения, действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа и лица, которые приняли оспариваемое решение, совершили оспариваемое бездействие, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение, бездействие права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о том, что отмена разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, не является препятствием для завершения таможенного режима переработки вне таможенной территории путем ввоза ювелирных изделий с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей, не принимается судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории производится в соответствии с положениями параграфа 3 главы 19 ТК РФ.
Согласно п. 1 ст. 197 ТК РФ, переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 2 ст. 197 ТК РФ определено, что товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Указанный режим является льготным, при этом, условием предоставления данной льготы является разрешение таможенного органа (п. 1 ст. 198 ТК РФ).
Как усматривается из материалов дела, по результатам ведомственного контроля ФТС России приняла решение от 21.03.2008 N 10000000/210308/935 о признании не соответствующим требованиям законодательства и отмене решения Таганрогской таможни от 26.09.2005 о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10319/260905/610039, перерегистрированное Центральной акцизной таможней за N 10009000/26095/21/57.
Упомянутое решение ФТС России заявителем в судебном порядке оспорено не было, в связи с чем до настоящего времени является действующим.
Таможенное оформление при ввозе в Российскую Федерацию ювелирных изделий заявителем по собственной инициативе осуществлено, с помещением товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления и с уплатой всех причитающихся налогов и сборов. Помещение ввезенного товара под таможенный режим - выпуск для внутреннего потребления - подтверждается информацией содержащейся в графе 37 ГТД N 10009131/230608/0006666.
В соответствии с Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" в элементе 1 графы 37 ГТД "процедура" указывается - код заявляемого таможенного режима по Классификатору таможенных процедур. По рассматриваемым ГТД в данной графе декларантом проставлено обозначение "40", что в соответствии с Приказом ФТС России от 21.08.2007 N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" означает, что товары были помещены под таможенный режим - выпуск для внутреннего потребления.
При этом условия помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, установленные ст. 164 ТК РФ, ООО "Оптювелирсервис" были соблюдены, что подтверждается данными ГТД N 10009131/230608/0006666.
С момента же принятия таможенным органом, таможенная декларация, согласно п. 3 ст. 132 ТК РФ, становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющим юридическое значение.
Таким образом, у заявителя отсутствовало разрешение на ввоз товаров в таможенном режиме реэкспорта, заявитель самостоятельно заявил таможенный режим выпуск для внутреннего потребления, который не предусматривает возврат или возмещение налогов, пошлин и сборов.
Ввиду изложенного апелляционный суд полагает, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, представление которых предусмотрено п. 3 Перечня документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате таможенных платежей, утвержденного Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении Перечня документов и формы заявления".
Доводы заявителя о том, что базой для расчета таможенных платежей за оформленные товары, должна являться стоимость операций по переработке не принимается судом апелляционной инстанции поскольку, основания для расчета таможенных платежей за товары, оформленные по ГТД N 10009131/230608/0006666, как за продукты переработки, у заявителя отсутствуют. Об этом свидетельствует то, что на момент ввоза ювелирных изделий по рассматриваемой ГТД (23.06.2008) разрешение на переработку, выданное Таганрогской таможней, было признано незаконным и отменено решением Федеральной таможенной службы от 21.03.2008 N 10000000/210308/35, которое является действующим.
Согласно п. 1 ст. 208 ТК РФ, таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации либо иным способом, предусмотренным данной статьей.
Пункты 3 и 4 указанной устанавливают несколько вариантов завершения таможенного режима переработки вне таможенной территории. Таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением указанных товаров под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, с соблюдением требований и условий, установленных ТК РФ. Следовательно, мог быть заявлен как режим экспорта, так и реэкспорта с учетом установленных законом требований.
Если продукты переработки помещаются под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров не могут превышать суммы, исчисляемые в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 207 ТК РФ, без учета пеней и процентов. Поскольку же товары, оформленные заявителем по ГТД N 10009131/230608/0006666, были помещены декларантом под таможенный режим выпуск для внутреннего потребления, то требования ООО "Оптювелирсервис", изложенные в заявлении в суд, в соответствии с которыми осуществление расчета таможенных платежей необходимо производить в порядке, установленном п. 2 и 3 ст. 207 ТК РФ, противоречат нормам действующего законодательства.
Ввиду изложенного положения ст. ст. 355, 356 ТК РФ не могут быть применены к рассматриваемому случаю, поскольку денежные средства, уплаченные по ГТД N 10009131/230608/0006666, не обладают статусом, излишне уплаченных.
Таким образом, суд первой инстанции не правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия и бездействие Центральной акцизной таможни не соответствуют ст. ст. 197, 207, 355 ТК РФ и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а требования заявителя в связи с этим подлежат удовлетворению.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270 и 271 АПК РФ,
постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2010 г. по делу N А40-46523/10-130-183 отменить.
Отказать в удовлетворении требований заявителя о:
- - признании незаконными действий Центральной акцизной таможни по возвращению ООО "Оптювелирсервис" заявления о возврате таможенных пошлин, налогов от 24.12.2009 г. б/н без рассмотрения;
- - признании незаконным со 02.02.2010 г. бездействия ответчика по вопросу о возврате ООО "Оптювелирсервис" таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченных в отношении товаров, оформленных по ГТД N 10009131/230608/0006666;
- - возложении на Центральную акцизную таможню обязанности произвести заявителю возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1.906.884,50 руб., в том числе ввозной таможенной пошлины в размере 914.737,48 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 992 147,02 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья:
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи:
И.В.БЕКЕТОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)