Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 28.04.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2008 по делу N А05-8796/2008 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Государственное учреждение "Войсковая часть 13005" (далее - ГУ "В/Ч 13005") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании исполненной обязанности ГУ "В/Ч 13005" в лице обособленного подразделения гостиница "Беломорье" по уплате 210 019 руб. 66 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год по страховой части трудовой пенсии, 3 982 руб. 24 коп. взносов - по накопительной части пенсии, 153 300 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004 год, единого социального налога (далее - ЕСН) за 2004 год в части федерального бюджета в размере 209 783 руб. 13 коп., в части федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в сумме 2 955 руб. 62 коп., в части территориального ФОМС - в сумме 50 026 руб. 20 коп. и 176 502 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Ответчиком по делу является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция).
Определением суда от 11.09.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее - Пенсионный фонд), Государственное учреждение "Войсковая часть 69299" (далее - ГУ "В/Ч 69299"), Государственное учреждение "Войсковая часть 56096" (далее - ГУ "В/Ч 56096"), Государственное учреждение "Войсковая часть 20503" (далее - ГУ "В/Ч 20503").
До принятия судом решения по делу ГУ "В/Ч 13005" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило отказ от требования о признании исполненной ГУ "В/Ч 13005" обязанности по уплате 153 300 руб. НДС и 176 502 руб. НДФЛ.
Определением от 04.12.2008 отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Решением суда от 04.12.2008, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, обязанность ГУ "В/Ч 13005" по уплате за обособленное подразделение гостиница "Беломорье" в 2004 году 210 019 руб. 66 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части, зачисляемой на страховую часть трудовой пенсии, 3 982 руб. 24 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части, зачисляемой на накопительную часть трудовой пенсии, ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 209 783 руб. 13 коп., ЕСН в сумме 2 955 руб. 62 коп., зачисляемого в федеральный ФОМС; 50 026 руб. 20 коп. ЕСН, зачисляемого в территориальный ФОМС, признана исполненной.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция и Пенсионный фонд обжаловали его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по настоящему делу новое - об отказе в удовлетворении требований ГУ "В/Ч 13005" о признании исполненной им обязанности по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд полагает, что перечисление страховых взносов ГУ "В/Ч 20503" за ГУ "В/Ч 13005" в лице обособленного подразделения "Гостиница "Беломорье" является нарушением действующего законодательства, поскольку не имеется оснований считать ГУ "В/Ч 20503" законным либо уполномоченным представителем ГУ "В/Ч 13005" в отношениях по уплате налогов и страховых взносов.
Инспекция в своей жалобе ссылается на нарушение судом положений статей 29, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и также просит отменить решение суда от 04.12.2008. Налоговый орган считает, что судом не установлено, что платежные документы на перечисление спорных сумм в бюджет исходили от заявителя - ГУ "В/Ч 13005" или его структурного подразделения - гостиницы "Беломорье"; платежные документы оформлены на представителя - ГУ "В/Ч 20503", в связи с чем у Инспекции отсутствует возможность идентифицировать денежные средства как принадлежащие заявителю и отразить их на его лицевом счете.
В отзыве на кассационные жалобы ГУ "В/Ч 13005", ссылаясь на их необоснованность, просит решение от 04.12.2008 оставить без изменения.
Участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 29 N 0009002270 ГУ "В/Ч 13005" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900835682. Приказом командира ГУ "В/Ч 13005" от 17.12.2003 создано обособленное подразделение войсковой части - гостиница "Беломорье".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУ "В/Ч 13005" представляла в Инспекцию декларации (расчеты) по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2004 год, по обособленному подразделению гостиница "Беломорье".
Уплата ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год произведена за ГУ "В/Ч 13005" по обособленному подразделению "Гостиница "Беломорье" иным государственным учреждением - ГУ "В/Ч 20503" по следующим платежным поручениям: ЕСН - платежными поручениями от 02.03.2004 N 70, от 31.03.2004 N 135, от 07.05.2004 N 246, от 09.06.2004 N 362, от 09.07.2004 N 436, от 14.10.2004 N 653, от 20.12.2004 N 846 на общую сумму 209 783 руб. 13 коп. - по федеральному бюджету; от 02.03.2004 N 73, от 31.03.2004 N 138, от 07.05.2004 N 2499, от 09.06.2004 N 364, от 09.07.2004 N 432, от 14.10.2004 N 558, от 20.12.2004 N 851 на общую сумму 2 955 руб. 62 коп - по федеральному ФОМС; от 02.03.2004 N 72, от 31.03.2004 N 137, от 07.05.2004 N 248, от 09.06.2004 N 365, от 09.07.2004 N 434, от 14.10.2004 N 557, от 20.12.2004 N 850 на общую сумму 50 026 руб. 20 коп. - по территориальному ФОМС; страховые взносы - платежными поручениями от 02.03.2004 N 71, от 31.03.2004 N 136, от 07.05.2004 N 247, от 09.06.2004 N 363, от 09.07.2004 N 437, от 14.10.2004 N 555, от 20.12.2004 N 848 на общую сумму 210 019 руб. 66 коп. - по страховой части трудовой пенсии; от 14.10.2004 N 556, от 20.12.2004 N 849 на общую сумму 3 982 руб. 24 коп. - по накопительной части трудовой пенсии.
Поскольку перечисленные денежные средства не были приняты налоговым органом в качестве надлежащего исполнения ГУ "В/Ч 13005" обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой и накопительной части трудовой пенсии, ЕСН (зачисляемых в федеральный и территориальный ФОМС), налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление ГУ "В/Ч 13005", суд первой инстанции исходил из того, что ГУ "В/Ч 20503" является уполномоченным представителем заявителя, который уплачивает налоги и взносы за ГУ "В/Ч 13005", что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-749/2008. Суд исследовал представленные сторонами доказательства - платежные документы, акты сверок и пришел к выводу, что обязанность заявителя по уплате спорных сумм исполнена надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по настоящему делу судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения поданных жалоб по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 26 НК РФ закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения, введенным в действие приказом министра обороны СССР от 25.05.1977 N 5, определен круг обязанностей довольствующей службы в вопросах планирования и финансирования подчиненных воинских частей, при этом наличие расчетного, лицевого счета у войсковой части 13005 не предполагается.
Приказом командира ГУ "В/Ч 69299" от 24.12.2003 N 1006 предписано закрыть лицевые счета ГУ "В/Ч 13005" в отделении Федерального казначейства по городу Северодвинску Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Архангельской области и с 01.01.2004 зачислить ГУ "В/Ч 13005" на финансовое обеспечение ГУ "В/Ч 20503".
С 2004 года ГУ "В/Ч 13005" производились начисление и выплата заработной платы работникам учреждения, а перечисление соответствующих налогов и взносов в бюджетную систему Российской Федерации и во внебюджетные фонды производило ГУ "В/Ч 20503".
Данные обстоятельства установлены состоявшимся судебным актом по делу N А05-749/2008, в котором участвовали те же лица.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд правильно принял при рассмотрении спора обстоятельства наличия у ГУ "В/Ч 20503" правомочий представителя в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ. Вывод суда о наличии у ГУ "В/Ч 20503" статуса уполномоченного представителя ГУ "В/Ч 13005" и о том, что данное учреждение правомерно производило перечисления денежных средств со своего лицевого счета для уплаты налогов и сборов за ГУ "В/Ч 13005", является верным.
Суд исследовал представленные заявителем платежные документы и установил, что во всех оформленных ГУ "В/Ч 20503" платежных поручениях в поле "назначение платежа" указано на перечисление ЕСН (в федеральный либо в территориальный ФОМС) или страховых взносов за гостиницу "Беломорье" и период, за который производится уплата налога/взноса. О неверном заполнении данной графы платежного поручения и о зачете перечисленных сумм в счет уплаты иных платежей ГУ "В/Ч 20503" не заявляло. Изложенное позволяет, вопреки утверждениям ответчика об обратном, достоверно идентифицировать назначение денежных средств.
Спора относительно сумм (их размера) у сторон нет, что установлено судом первой инстанции и следует из кассационных жалоб.
Отклоняя доводы жалоб налогового органа и Пенсионного фонда о том, что заявитель должен был уплатить ЕСН и взносы исключительно самостоятельно и уплата налогов за налогоплательщика иным лицом недопустима, суд кассационной инстанции принимает во внимание специфику ГУ "В/Ч 13005" как учреждения Министерства Обороны Российской Федерации, не имеющего собственных счетов и находящегося на полном финансовом обеспечении иного учреждения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинские части в соответствии с Положением о военном округе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901 (далее - Положение), входят в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил (пункт 2 Положения).
Подпунктом т) пункта 17 Положения установлено, что Управление военного округа осуществляет в том числе обеспечение в установленном порядке финансово-хозяйственной деятельности подчиненных войск (сил).
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, как следует из пункта 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 26 Закона N 61-ФЗ реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации. Финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Минобороны Российской Федерации другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" Министерству обороны Российской Федерации выделялись денежные средства для реализации его задач.
Как указано выше, ГУ "В/Ч 13005" в 2004 году находилось на обеспечении ГУ "В/Ч 20503", не имело собственного расчетного счета.
Приказом ГУ "В/Ч 69299" от 12.09.2005 N 713 ГУ "В/Ч 13005" снято с финансового обеспечения ГУ "В/Ч 20503" и зачислено на финансовое обеспечение ГУ "В/Ч 59075"; с 01.01.2005 исчисление налогов и декларирование производилось ГУ "В/Ч 13005", а их уплата - ГУ "В/Ч 59075".
ГУ "В/Ч 20503" и ГУ "В/Ч 59075" наряду с другими войсковыми частями находятся на довольствии в ГУ "В/Ч 56096" (Финансовая Экономическая Служба Беломорской ВМБ), которая получает финансирование из бюджета, является распорядителем бюджетных ассигнований третьей степени по смете Министерства Обороны Российской Федерации и предназначена для финансирования воинских частей, состоящих на ее довольствии.
Из изложенного следует, что ГУ "В/Ч 13005" является бюджетным учреждением, входящим в централизованную систему учреждений Министерства Обороны Российской Федерации, имеющим право на получение бюджетных ассигнований, не располагающим собственным лицевым счетом и находящимся в ведении распорядителя таких ассигнований.
Перечисление налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонды производится за заявителя специально уполномоченным лицом в силу приказа Министерства Обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление ГУ "В/Ч 13005" и признал обязанность учреждения по уплате ЕСН (259 809 руб. 33 коп.) и страховых взносов по страховой и накопительной части трудовой пенсии (210 019 руб. 66 коп. и 3 982 руб. 24 коп.) за 2004 год исполненной.
Суд первой инстанции исследовал собранные по делу доказательства в совокупности, дал им надлежащую правовую оценку и сделал правильный вывод по существу спора. Кассационная инстанция считает, что нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2008 по делу N А05-8796/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
О.А.КОРПУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2009 ПО ДЕЛУ N А05-8796/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. по делу N А05-8796/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 28.04.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2008 по делу N А05-8796/2008 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Государственное учреждение "Войсковая часть 13005" (далее - ГУ "В/Ч 13005") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании исполненной обязанности ГУ "В/Ч 13005" в лице обособленного подразделения гостиница "Беломорье" по уплате 210 019 руб. 66 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год по страховой части трудовой пенсии, 3 982 руб. 24 коп. взносов - по накопительной части пенсии, 153 300 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004 год, единого социального налога (далее - ЕСН) за 2004 год в части федерального бюджета в размере 209 783 руб. 13 коп., в части федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в сумме 2 955 руб. 62 коп., в части территориального ФОМС - в сумме 50 026 руб. 20 коп. и 176 502 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Ответчиком по делу является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция).
Определением суда от 11.09.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее - Пенсионный фонд), Государственное учреждение "Войсковая часть 69299" (далее - ГУ "В/Ч 69299"), Государственное учреждение "Войсковая часть 56096" (далее - ГУ "В/Ч 56096"), Государственное учреждение "Войсковая часть 20503" (далее - ГУ "В/Ч 20503").
До принятия судом решения по делу ГУ "В/Ч 13005" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило отказ от требования о признании исполненной ГУ "В/Ч 13005" обязанности по уплате 153 300 руб. НДС и 176 502 руб. НДФЛ.
Определением от 04.12.2008 отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Решением суда от 04.12.2008, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, обязанность ГУ "В/Ч 13005" по уплате за обособленное подразделение гостиница "Беломорье" в 2004 году 210 019 руб. 66 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части, зачисляемой на страховую часть трудовой пенсии, 3 982 руб. 24 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части, зачисляемой на накопительную часть трудовой пенсии, ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 209 783 руб. 13 коп., ЕСН в сумме 2 955 руб. 62 коп., зачисляемого в федеральный ФОМС; 50 026 руб. 20 коп. ЕСН, зачисляемого в территориальный ФОМС, признана исполненной.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция и Пенсионный фонд обжаловали его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по настоящему делу новое - об отказе в удовлетворении требований ГУ "В/Ч 13005" о признании исполненной им обязанности по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд полагает, что перечисление страховых взносов ГУ "В/Ч 20503" за ГУ "В/Ч 13005" в лице обособленного подразделения "Гостиница "Беломорье" является нарушением действующего законодательства, поскольку не имеется оснований считать ГУ "В/Ч 20503" законным либо уполномоченным представителем ГУ "В/Ч 13005" в отношениях по уплате налогов и страховых взносов.
Инспекция в своей жалобе ссылается на нарушение судом положений статей 29, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и также просит отменить решение суда от 04.12.2008. Налоговый орган считает, что судом не установлено, что платежные документы на перечисление спорных сумм в бюджет исходили от заявителя - ГУ "В/Ч 13005" или его структурного подразделения - гостиницы "Беломорье"; платежные документы оформлены на представителя - ГУ "В/Ч 20503", в связи с чем у Инспекции отсутствует возможность идентифицировать денежные средства как принадлежащие заявителю и отразить их на его лицевом счете.
В отзыве на кассационные жалобы ГУ "В/Ч 13005", ссылаясь на их необоснованность, просит решение от 04.12.2008 оставить без изменения.
Участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 29 N 0009002270 ГУ "В/Ч 13005" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900835682. Приказом командира ГУ "В/Ч 13005" от 17.12.2003 создано обособленное подразделение войсковой части - гостиница "Беломорье".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУ "В/Ч 13005" представляла в Инспекцию декларации (расчеты) по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2004 год, по обособленному подразделению гостиница "Беломорье".
Уплата ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год произведена за ГУ "В/Ч 13005" по обособленному подразделению "Гостиница "Беломорье" иным государственным учреждением - ГУ "В/Ч 20503" по следующим платежным поручениям: ЕСН - платежными поручениями от 02.03.2004 N 70, от 31.03.2004 N 135, от 07.05.2004 N 246, от 09.06.2004 N 362, от 09.07.2004 N 436, от 14.10.2004 N 653, от 20.12.2004 N 846 на общую сумму 209 783 руб. 13 коп. - по федеральному бюджету; от 02.03.2004 N 73, от 31.03.2004 N 138, от 07.05.2004 N 2499, от 09.06.2004 N 364, от 09.07.2004 N 432, от 14.10.2004 N 558, от 20.12.2004 N 851 на общую сумму 2 955 руб. 62 коп - по федеральному ФОМС; от 02.03.2004 N 72, от 31.03.2004 N 137, от 07.05.2004 N 248, от 09.06.2004 N 365, от 09.07.2004 N 434, от 14.10.2004 N 557, от 20.12.2004 N 850 на общую сумму 50 026 руб. 20 коп. - по территориальному ФОМС; страховые взносы - платежными поручениями от 02.03.2004 N 71, от 31.03.2004 N 136, от 07.05.2004 N 247, от 09.06.2004 N 363, от 09.07.2004 N 437, от 14.10.2004 N 555, от 20.12.2004 N 848 на общую сумму 210 019 руб. 66 коп. - по страховой части трудовой пенсии; от 14.10.2004 N 556, от 20.12.2004 N 849 на общую сумму 3 982 руб. 24 коп. - по накопительной части трудовой пенсии.
Поскольку перечисленные денежные средства не были приняты налоговым органом в качестве надлежащего исполнения ГУ "В/Ч 13005" обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой и накопительной части трудовой пенсии, ЕСН (зачисляемых в федеральный и территориальный ФОМС), налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление ГУ "В/Ч 13005", суд первой инстанции исходил из того, что ГУ "В/Ч 20503" является уполномоченным представителем заявителя, который уплачивает налоги и взносы за ГУ "В/Ч 13005", что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-749/2008. Суд исследовал представленные сторонами доказательства - платежные документы, акты сверок и пришел к выводу, что обязанность заявителя по уплате спорных сумм исполнена надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по настоящему делу судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения поданных жалоб по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 26 НК РФ закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения, введенным в действие приказом министра обороны СССР от 25.05.1977 N 5, определен круг обязанностей довольствующей службы в вопросах планирования и финансирования подчиненных воинских частей, при этом наличие расчетного, лицевого счета у войсковой части 13005 не предполагается.
Приказом командира ГУ "В/Ч 69299" от 24.12.2003 N 1006 предписано закрыть лицевые счета ГУ "В/Ч 13005" в отделении Федерального казначейства по городу Северодвинску Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Архангельской области и с 01.01.2004 зачислить ГУ "В/Ч 13005" на финансовое обеспечение ГУ "В/Ч 20503".
С 2004 года ГУ "В/Ч 13005" производились начисление и выплата заработной платы работникам учреждения, а перечисление соответствующих налогов и взносов в бюджетную систему Российской Федерации и во внебюджетные фонды производило ГУ "В/Ч 20503".
Данные обстоятельства установлены состоявшимся судебным актом по делу N А05-749/2008, в котором участвовали те же лица.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд правильно принял при рассмотрении спора обстоятельства наличия у ГУ "В/Ч 20503" правомочий представителя в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ. Вывод суда о наличии у ГУ "В/Ч 20503" статуса уполномоченного представителя ГУ "В/Ч 13005" и о том, что данное учреждение правомерно производило перечисления денежных средств со своего лицевого счета для уплаты налогов и сборов за ГУ "В/Ч 13005", является верным.
Суд исследовал представленные заявителем платежные документы и установил, что во всех оформленных ГУ "В/Ч 20503" платежных поручениях в поле "назначение платежа" указано на перечисление ЕСН (в федеральный либо в территориальный ФОМС) или страховых взносов за гостиницу "Беломорье" и период, за который производится уплата налога/взноса. О неверном заполнении данной графы платежного поручения и о зачете перечисленных сумм в счет уплаты иных платежей ГУ "В/Ч 20503" не заявляло. Изложенное позволяет, вопреки утверждениям ответчика об обратном, достоверно идентифицировать назначение денежных средств.
Спора относительно сумм (их размера) у сторон нет, что установлено судом первой инстанции и следует из кассационных жалоб.
Отклоняя доводы жалоб налогового органа и Пенсионного фонда о том, что заявитель должен был уплатить ЕСН и взносы исключительно самостоятельно и уплата налогов за налогоплательщика иным лицом недопустима, суд кассационной инстанции принимает во внимание специфику ГУ "В/Ч 13005" как учреждения Министерства Обороны Российской Федерации, не имеющего собственных счетов и находящегося на полном финансовом обеспечении иного учреждения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинские части в соответствии с Положением о военном округе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901 (далее - Положение), входят в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил (пункт 2 Положения).
Подпунктом т) пункта 17 Положения установлено, что Управление военного округа осуществляет в том числе обеспечение в установленном порядке финансово-хозяйственной деятельности подчиненных войск (сил).
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, как следует из пункта 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 26 Закона N 61-ФЗ реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации. Финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Минобороны Российской Федерации другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" Министерству обороны Российской Федерации выделялись денежные средства для реализации его задач.
Как указано выше, ГУ "В/Ч 13005" в 2004 году находилось на обеспечении ГУ "В/Ч 20503", не имело собственного расчетного счета.
Приказом ГУ "В/Ч 69299" от 12.09.2005 N 713 ГУ "В/Ч 13005" снято с финансового обеспечения ГУ "В/Ч 20503" и зачислено на финансовое обеспечение ГУ "В/Ч 59075"; с 01.01.2005 исчисление налогов и декларирование производилось ГУ "В/Ч 13005", а их уплата - ГУ "В/Ч 59075".
ГУ "В/Ч 20503" и ГУ "В/Ч 59075" наряду с другими войсковыми частями находятся на довольствии в ГУ "В/Ч 56096" (Финансовая Экономическая Служба Беломорской ВМБ), которая получает финансирование из бюджета, является распорядителем бюджетных ассигнований третьей степени по смете Министерства Обороны Российской Федерации и предназначена для финансирования воинских частей, состоящих на ее довольствии.
Из изложенного следует, что ГУ "В/Ч 13005" является бюджетным учреждением, входящим в централизованную систему учреждений Министерства Обороны Российской Федерации, имеющим право на получение бюджетных ассигнований, не располагающим собственным лицевым счетом и находящимся в ведении распорядителя таких ассигнований.
Перечисление налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонды производится за заявителя специально уполномоченным лицом в силу приказа Министерства Обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление ГУ "В/Ч 13005" и признал обязанность учреждения по уплате ЕСН (259 809 руб. 33 коп.) и страховых взносов по страховой и накопительной части трудовой пенсии (210 019 руб. 66 коп. и 3 982 руб. 24 коп.) за 2004 год исполненной.
Суд первой инстанции исследовал собранные по делу доказательства в совокупности, дал им надлежащую правовую оценку и сделал правильный вывод по существу спора. Кассационная инстанция считает, что нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2008 по делу N А05-8796/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
О.А.КОРПУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)