Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 марта - 1 апреля 2004 года Дело N А49-4979/03-222А/16
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза,
на решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4979/03-222А/16
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Серебряный Бор", г. Пенза, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза, о признании недействительным решения от 22.09.2003 о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 03.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы от 22 сентября 2003 г. N ВЧ-09-07/773 о привлечении к налоговой ответственности, а также требования от 22.09.2003 N N ВЧ-09-07/8340 и ВЧ-09-07/8342 об уплате налога и налоговой санкции признаны недействительными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
Данное решение суд обосновал тем, что последовательное применение каждого из ежегодно вводимых федеральными законами повышающих коэффициентов к ставкам налога законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, а следовательно, при исчислении земельного налога в 2003 году к действующей ставке земельного налога следовало применять только один коэффициент - 1,8, установленный на 2003 год.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
До принятия судом решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 1 апреля 2004 г. до 9 час. 45 мин.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что ООО "Серебряный Бор" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на землю за 2003 год, согласно которой излишне уплаченная сумма земельного налога составила за 2003 год 427016 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, налоговым органом установлено занижение земельного налога в размере 427016 руб. за 2003 год в связи с неправильным применением повышающих коэффициентов земельного налога, в результате чего ответчиком вынесено решение N ВЧ-09-07/773 от 22.09.2003 о доначислении земельного налога за 2003 год в размере 427016 руб., пени в сумме 12886 руб. и применены налоговые санкции за неуплату земельного налога в сумме 42701 руб. на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Пензенской области, признавая недействительным решение налогового органа, сделал вывод о том, что федеральным законами о налогах и сборах не предусмотрено определение размера подлежащего уплате земельного налога путем умножения одного повышающего коэффициента на другой.
Кассационная инстанция выводы суда признает ошибочными в силу того, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 г.
До 2002 год ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В 2002 году согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 году согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 году ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. Причем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 год, была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 год.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда первой инстанции принято при неправильном истолковании вышеуказанных нормативных актов, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 3 декабря 2003 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4979/03-222А/16 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявления ООО "Серебряный Бор", г. Пенза, отказать.
Взыскать с ООО "Серебряный Бор" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб. по кассационной жалобе.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Пензенской области в соответствии с настоящим Постановлением.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.03 - 01.04.2004 ПО ДЕЛУ N А49-4979/03-222А/16
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 марта - 1 апреля 2004 года Дело N А49-4979/03-222А/16
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза,
на решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4979/03-222А/16
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Серебряный Бор", г. Пенза, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза, о признании недействительным решения от 22.09.2003 о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 03.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы от 22 сентября 2003 г. N ВЧ-09-07/773 о привлечении к налоговой ответственности, а также требования от 22.09.2003 N N ВЧ-09-07/8340 и ВЧ-09-07/8342 об уплате налога и налоговой санкции признаны недействительными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
Данное решение суд обосновал тем, что последовательное применение каждого из ежегодно вводимых федеральными законами повышающих коэффициентов к ставкам налога законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, а следовательно, при исчислении земельного налога в 2003 году к действующей ставке земельного налога следовало применять только один коэффициент - 1,8, установленный на 2003 год.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
До принятия судом решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 1 апреля 2004 г. до 9 час. 45 мин.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что ООО "Серебряный Бор" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на землю за 2003 год, согласно которой излишне уплаченная сумма земельного налога составила за 2003 год 427016 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, налоговым органом установлено занижение земельного налога в размере 427016 руб. за 2003 год в связи с неправильным применением повышающих коэффициентов земельного налога, в результате чего ответчиком вынесено решение N ВЧ-09-07/773 от 22.09.2003 о доначислении земельного налога за 2003 год в размере 427016 руб., пени в сумме 12886 руб. и применены налоговые санкции за неуплату земельного налога в сумме 42701 руб. на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Пензенской области, признавая недействительным решение налогового органа, сделал вывод о том, что федеральным законами о налогах и сборах не предусмотрено определение размера подлежащего уплате земельного налога путем умножения одного повышающего коэффициента на другой.
Кассационная инстанция выводы суда признает ошибочными в силу того, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 г.
До 2002 год ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В 2002 году согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 году согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 году ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. Причем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 год, была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 год.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда первой инстанции принято при неправильном истолковании вышеуказанных нормативных актов, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 3 декабря 2003 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4979/03-222А/16 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявления ООО "Серебряный Бор", г. Пенза, отказать.
Взыскать с ООО "Серебряный Бор" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб. по кассационной жалобе.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Пензенской области в соответствии с настоящим Постановлением.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)