Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2005 ПО ДЕЛУ N А42-993/04-11

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 17 мая 2005 года Дело N А42-993/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 17.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.04 (судья Сачкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.05 (судьи Старовойтова О.Р., Зайцева Е.К., Савицкая И.Г.) по делу N А42-993/04-11,
УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области; далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с закрытого акционерного общества "Ловозерская горно-обогатительная компания" (далее - общество) с учетом уменьшения размера требований 528155 руб. 40 коп. штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за июнь - сентябрь 2003 года в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 29.10.04, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.05, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что обществом не представлен полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов. В частности, ответчик не представил нормативы потерь полезных ископаемых и нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России на 2003 год.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела общество представило в инспекцию налоговые декларации по НДПИ за июнь - сентябрь 2003 года, в которых заявило налоговую ставку 0 процентов на основании подпунктов 1 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ при добыче полезного ископаемого - лопаритовой руды.
Инспекция провела камеральную проверку деклараций, по результатам которой приняла решение от 20.11.03 N 1359 о привлечении общества к налоговой ответственности, в виде взыскания 763594 руб. 80 коп. штрафа за неуплату НДПИ за июнь - сентябрь 2003 года на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 НК РФ. Обществу также предложено уплатить 3817974 руб. НДПИ и 132975 руб. 75 коп. пеней за несвоевременную уплату налога. Требование налогового органа от 20.11.03 N 921 об уплате штрафа налогоплательщик не исполнил в добровольном порядке, в связи с чем инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что, отказывая в удовлетворении заявления инспекции, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-01 "О недрах" и на основании лицензии на право пользования недрами серии МУР N 11548 ЭТ и N 11549 ТЭ общество является пользователем недр на Ловозерском месторождении и осуществляет добычу лопаритовых руд на подземных рудниках "Карнасурт" и "Умбозеро".
Согласно пункту 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление N 921). Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор РФ) в составе проектной документации.
Правилами утверждения нормативов потерь, утвержденными Постановлением N 921, не установлены сроки утверждения, порядок направления их на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым.
Нормативы потерь на 2003 год утверждены Минприроды России (протокол от 20.06.03 N 52, регистрационный N 61-11/0616-пр) и согласованы Госгортехнадзором России (письмо от 18.02.04 N АС-04-35/161).
Следовательно, обществом правомерно заявлена налоговая ставка 0 процентов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, а суды обоснованно отказали во взыскании штрафа, начисленного налоговым органом по этому эпизоду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых остающихся во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.01 N 899 (далее - Постановление N 899). Определение в соответствии с пунктом 1 Правил нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах (далее - нормативы), осуществляется МПР РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов.
Распоряжением МПР РФ N 408-р только 15.09.03 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Рекомендации).
Правилами, утвержденными Постановлением N 899, не предусмотрен порядок применения нормативов до разработки МПР РФ методики их расчетов и утверждения новых нормативов, как и другие существенные условия действия нормативов, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым.
Таким образом, на период, в котором заявлены обществом льготы, новые нормативы МПР РФ не утверждены.
В соответствии с Рекомендациями определение нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, осуществляется по результатам технико-экономического обоснования постоянных кондиций для подсчета разведанных запасов в пределах горного отвода.
Технико-экономическое обоснование эксплуатационных кондиций Ловозерского месторождения утверждено Государственной комиссией по запасам при Совете Министров СССР (протоколы от 13.11.59 N 2861, от 17.02.059 N 90 и N 1606-к от 24.06.81). Плановые показатели разубоживания по подземным рудникам "Карнасурт" и "Умбозеро" на 2003 год утверждены протоколом заседания технического совета Мурманского Управления Госгортехнадзора России 19.12.02.
В соответствии с протоколом от 25.07.01 N 658 Государственной комиссии полезных ископаемых МПР РФ на основании экспертизы материалов технико-экономического обоснования на освобождение от природоресурсных платежей недропользователь, отрабатывающий запасы лопаритовых руд Ловозерского месторождения, в связи с низким качеством руд и усложнением горно-геологических условий отработки месторождения освобожден от платежей при пользовании недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 2003 год.
В соответствии с Распоряжением МПР РФ N 408 в марте 2004 года материалы с обоснованием нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вмещающих (разубоживающих) породах, связанных с принятой технологией разработки Ловозерского месторождения, направлены в МПР РФ, повторно, через Управление природных ресурсов Мурманской области эти материалы направлены 27.05.04. Согласно письму от 03.08.04 МПР РФ запросило дополнительные материалы на государственную экспертизу, что свидетельствует о длительном характере оформления документов по утверждению новых нормативов на основании Постановления N 899.
Из содержания подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ следует, что законодатель ограничивает право применения налоговой ставки 0 процентов только пределами установленных нормативов, а не само право на ее применение.
Поэтому можно признать правомерными выводы судов, основанные на правомерном использовании налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным ранее нормативам, ввиду отсутствия возможности в проверяемый налоговым органом период утвердить новые.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.04 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.05 по делу N А42-993/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)