Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 июля 2007 года Дело N Ф08-3906/2007-1575А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Тлябичева И.М., заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение от 21 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 6 апреля 2007 года Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1830/2006-14, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Тлябичев И.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республики (далее - налоговая инспекция) от 27.09.2006 N 61 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 24.10.2006 N 5067.
Решением суда от 21 февраля 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 6 апреля 2007 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о переходе с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения подано с незначительной просрочкой и принято налоговой инспекцией без замечаний. Срок, установленный статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, не является пресекательным.
Инспекция обратилась в Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано предпринимателем несвоевременно, так как на момент подачи заявления Тлябичев И.М. уже был зарегистрирован в качестве предпринимателя и применять положение, установленное пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не имел право.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель с доводами жалобы не согласился и просил решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, составила акт от 08.09.2006 N 270 о выявленных нарушениях. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции принял решение от 27.09.2006 N 61 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением предпринимателю доначислены налоги в сумме 98807 рублей, в том числе: НДС 53303 рубля, НДФЛ 22578 рублей, ЕСН 22926 рублей, пени за просрочку уплаты НДС, НДФЛ, ЕСН в сумме 18522 рублей 90 копеек.
Основанием для доначислений по НДС, НДФЛ, ЕСН, пени за просрочку их уплаты послужил вывод налоговой инспекции о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения из-за просрочки подачи им заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Принимая решение по делу, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Предприниматель 30.01.2004 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переводе его на упрощенную систему налогообложения в 2004 году.
Предприниматель получил уведомление налогового органа от 30.01.2004 N 17 о возможности применения УСН с 01.02.2004, в связи с чем налогоплательщик начислял и производил оплату налогов с 01.02.2004 в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Из решения N 61 от 27.09.2006 следует, что налогоплательщик в настоящее время является налогоплательщиком по двум системам налогообложения - по УСН на основании уведомления от 30.01.2004 N 17 и по общей системе налогообложения на основании решения от 27.09.2006 N 61.
Как видно из материалов дела, предприниматель подал заявление о переходе на УСН от 30.01.2004 до истечения налогового периода по каждому виду налога. Также налоговый орган, разрешив перейти предпринимателю на УСН, ввел его в заблуждение, лишив его возможности подачи такого заявления на применение УСН в 2005, 2006 годах.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что заявление о переходе с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения подано с незначительной просрочкой и принято налоговой инспекцией без замечаний. Предприниматель в установленные сроки сдавал налоговую отчетность по упрощенной системе налогообложения за 2004 - 2006 годы, которую налоговая инспекция принимала также без замечаний. Уплачивал в установленные сроки налог.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа предпринимателю в реализации права, предоставленного статьями 3 и 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 21 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 6 апреля 2007 года Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1830/2006-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2007 N Ф08-3906/2007-1575А ПО ДЕЛУ N А25-1830/2006-14
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 июля 2007 года Дело N Ф08-3906/2007-1575А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Тлябичева И.М., заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение от 21 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 6 апреля 2007 года Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1830/2006-14, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Тлябичев И.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республики (далее - налоговая инспекция) от 27.09.2006 N 61 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 24.10.2006 N 5067.
Решением суда от 21 февраля 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 6 апреля 2007 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о переходе с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения подано с незначительной просрочкой и принято налоговой инспекцией без замечаний. Срок, установленный статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, не является пресекательным.
Инспекция обратилась в Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано предпринимателем несвоевременно, так как на момент подачи заявления Тлябичев И.М. уже был зарегистрирован в качестве предпринимателя и применять положение, установленное пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не имел право.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель с доводами жалобы не согласился и просил решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, составила акт от 08.09.2006 N 270 о выявленных нарушениях. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции принял решение от 27.09.2006 N 61 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением предпринимателю доначислены налоги в сумме 98807 рублей, в том числе: НДС 53303 рубля, НДФЛ 22578 рублей, ЕСН 22926 рублей, пени за просрочку уплаты НДС, НДФЛ, ЕСН в сумме 18522 рублей 90 копеек.
Основанием для доначислений по НДС, НДФЛ, ЕСН, пени за просрочку их уплаты послужил вывод налоговой инспекции о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения из-за просрочки подачи им заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Принимая решение по делу, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Предприниматель 30.01.2004 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переводе его на упрощенную систему налогообложения в 2004 году.
Предприниматель получил уведомление налогового органа от 30.01.2004 N 17 о возможности применения УСН с 01.02.2004, в связи с чем налогоплательщик начислял и производил оплату налогов с 01.02.2004 в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Из решения N 61 от 27.09.2006 следует, что налогоплательщик в настоящее время является налогоплательщиком по двум системам налогообложения - по УСН на основании уведомления от 30.01.2004 N 17 и по общей системе налогообложения на основании решения от 27.09.2006 N 61.
Как видно из материалов дела, предприниматель подал заявление о переходе на УСН от 30.01.2004 до истечения налогового периода по каждому виду налога. Также налоговый орган, разрешив перейти предпринимателю на УСН, ввел его в заблуждение, лишив его возможности подачи такого заявления на применение УСН в 2005, 2006 годах.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что заявление о переходе с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения подано с незначительной просрочкой и принято налоговой инспекцией без замечаний. Предприниматель в установленные сроки сдавал налоговую отчетность по упрощенной системе налогообложения за 2004 - 2006 годы, которую налоговая инспекция принимала также без замечаний. Уплачивал в установленные сроки налог.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа предпринимателю в реализации права, предоставленного статьями 3 и 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 6 апреля 2007 года Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1830/2006-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)