Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей Коротыгиной Н.В., Тетеркиной С.И.
при участии в заседании:
от истца - ООО "Нестле Фуд" - Овчарова Е.В. - дов. от 27.02.2009 г. N 35-2008, Лазарева Е.Г. - дов. от 27.02.2009 г. N 35-2008, Постнова Н.В. - дов. от 23.06.2009 г. N 45-2009
от ответчика - ИФНС России N 5 по г. Москве - Бершанская О.А. - дов. от 30.10.2008 г. N 489
рассмотрев 27 августа 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве
на решение от 25.02.2009 г.
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Белозеровым А.В.
на постановление от 23.05.2009 г. N 09АП-6084/2009-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Птанской Е.А., Седовым С.П., Яремчук Л.А.
по делу N А40-4810/09-128-15
по иску (заявлению) ООО "Нестле Фуд"
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налог на прибыль, начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на прибыль
к ИФНС России N 5 по г. Москве
ООО "Нестле Фуд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 5 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозвращении излишне уплаченного налога на прибыль в соответствии с решением от 20.10.2008 г. N 12/1344, а также просило обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 180 623 603 руб., начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 24 369 160,52 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2009 г., требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты.
В поданной жалобе налоговый орган указывает на то, что 28.08.2007 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу на прибыль организации.
В соответствии со ст. 88 НК РФ инспекция провела мероприятия налогового контроля, в ходе которых от общества были истребованы пояснения за период с ноября 2006 г. по январь 2007 г.
Указанные пояснения представлены обществом 08.06.2007 г. По итогам проведенной камеральной проверки арифметических ошибок в декларациях по налогу на прибыль за период с ноября 2006 г. по январь 2007 г. выявлено не было.
На основании заключения по мероприятиям налогового контроля 18.10.2007 г. инспекцией вынесены решения по форме 54 за N 77050000002357 и N 77050000002357 о возврате образовавшейся переплаты. Согласно пояснениям общества данная переплата образовалась вследствие значительного снижения налоговой базы за счет увеличения расходов за период 2006 г.
18.10.2007 г. в УФНС России по г. Москве налоговым органом было направлено уведомление N 12-09/068127 с объяснениями причины возникновения переплаты и вынесения вышеуказанных решений по форме 54.
Письмом от 13.12.2007 г. за N 27-08/119005 управлением было отказано в возврате обществу переплаты по налогу на прибыль по следующим основаниям.
При перепроверке соответствия начислений/уменьшений, относящихся к отчетным периодам 2007 года и проведенных инспекцией в карточках "РСБ", открытых на 2007 год, суммам исчисленного налога в декларации за январь-август 2007 года установлено расхождение в части налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы. При этом в карточке "РСБ" не начислено 218 754 руб. налога по декларации за указанный период (в разделе 1.1 налогоплательщиком показана сумма доплаты 358 811 рублей, а в приложении N 5 к листу 02 по головной организации - 577 565 руб.).
В связи с установлением данного факта вышестоящий налоговый орган поручил инспекции провести камеральную проверку декларации в отношении общества за январь - август 2007 г.
Данная проверка была проведена в установленные сроки, по итогам проверки нарушений налогового законодательства установлено не было. Обществом были представлены уточненные декларации по налогу на прибыль за январь - июнь 2007 г. в связи с обнаруженными ошибками в статусе обособленных подразделений организации (без доначислений), а также за август 2007 г. в связи с неверным отражением суммы налога к доплате в городской бюджет (доначислений 218 754 руб.).
20.10.2008 г. на основании заявления общества с приложенными актами сверки расчетов инспекцией повторно были вынесены решения о возврате образовавшейся переплаты за N 77050000002812 и N 77050000002813 на возврат оспариваемой суммы.
05.11.2008 г. УФНС по г. Москве, рассмотрев письмо от 20.10.2008 г. за N 12-09/074220@ о принятии решений на проведение возвратов переплаты по налогу на прибыль в отношении общества, оставило решение инспекции без исполнения по причине неисследованности причины уменьшения налоговой базы, в том числе за счет снижения доходов от реализации и роста расходов, связанных с реализацией, по сравнению с предыдущим периодом, также снижения доходов от реализации в 2007 - 2008 г.г., исходя из условий действующих, измененных либо расторгнутых договоров, снижения рентабельности, причины расхождений доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете в указанных периодах. Кроме того, УФНС по г. Москве после проведения мероприятий налогового контроля предложило провести повторную сверку расчетов налогоплательщика.
В связи с указаниями Управления инспекцией была проведена проверка за 9 месяцев 2008 г., в процессе проведения которой в адрес общества было направлено требование о представлении пояснений по вопросам, указанным в письме Управления ФНС России по г. Москве. Проверка была окончена 31.12.2008 г. С 11.01.2009 г. инспекция перешла на единую базу по контролю за налогоплательщиками АРМ "Инспектора". При переводе данных из базы АИС 2 в новую базу данных произошел сбой, конвертация данных прошла с ошибкой, в результате который спорная переплата по налогу на прибыль не обнаружена, в связи с чем не представилось возможным провести сверку.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы.
Представители общества против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве.
Как следует из материалов дела и установлено судами, налоговым органом 20 октября 2008 г. на основании решения N 12/1344 было решено произвести возврат обществу излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 руб.
Образовавшаяся переплата была подтверждена актом сверки расчетов по налогам, сборам и взносам N 11 между обществом и инспекцией от 20 августа 2008 г.
Суды также установили, что общество неоднократно обращалось в налоговый орган с заявлениями о возврате указанных излишне уплаченных сумм налога на прибыль, а именно 06.10.2008 г. письмом за исх. N 1/0210НФ от 02.10.2008 г., 31.08.2007 г. письмами за исх. N 1/2808, N 22808 от 28.08.2007 г. общество просило вернуть сумму излишне уплаченного налога на прибыль в указанном выше размере с указанием реквизитов для перечисления.
Письмом от 06.11.2008 г. (исх. N 12-10/079553) налоговый орган уведомил общество о направлении 20.10.2008 г. в адрес УФНС России по г. Москве решений о возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
Письмом от 14.11.2008 г. (исх. N 12-10/082320) инспекция сообщила обществу о том, что вопрос о возврате переплаты по налогу на прибыль из федерального бюджета будет повторно рассмотрен после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рекомендованных УФНС России по г. Москве.
В соответствии со ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.
Федеральное казначейство перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином РФ (абз. 2 п. 8 ст. 78 НК РФ, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Судами установлено и следует из материалов дела, что первое письмо общества с заявлением о возврате соответствующих сумм налога на прибыль было получено налоговым органом 31.08.2007 г.
Таким образом, именно с этой даты началось течение срока, предусмотренного положениями ст. 78 НК РФ для принятия инспекцией решения о возврате соответствующих сумм налога и для их фактического возврата.
Как правильно указано судами, суммы излишне уплаченного налога на прибыль должны были поступить на расчетный счет общества не позднее 30.09.2007 г.
Между тем налоговый орган возврат соответствующих сумм из бюджета не произвел.
Согласно из п. 9 ст. 78 НК РФ и п. 6 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата.
На день подачи искового заявления размер процентов, рассчитанный по правилам п. 9 ст. 78 НК РФ составил 24 369 160 руб. 52 коп.
Судами правильно указано на то, что наличие и размер излишне уплаченного обществом налога на прибыль подтверждается как решениями налогового органа от 20.10.2008 г. N 12/1344, N 12/707, 12/708 от 18.10.2007 г., так и актами N 11 от 20.08.2008 г. и N 13 от 20.11.2008 г. сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.
Кроме того, факт излишней уплаты обществом налога на прибыль и право на его возврат подтверждается налоговыми декларациями по налогу на прибыль, платежными поручениями на уплату налога на прибыль, представленными в материалы дела и исследованные судами, а также документами по обжалованию решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных налоговых проверок: решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14797/06-98-94 от 05.07.2007 г.; постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу N 09АП-9709/2007-АК от 29.10.2007 г.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
При данных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда.
Нормы материального права применены правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2009 г. по делу N А40-4810/09-128-15 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2009 N КА-А40/8602-09 ПО ДЕЛУ N А40-4810/09-128-15
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. N КА-А40/8602-09
Дело N А40-4810/09-128-15
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 года.Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей Коротыгиной Н.В., Тетеркиной С.И.
при участии в заседании:
от истца - ООО "Нестле Фуд" - Овчарова Е.В. - дов. от 27.02.2009 г. N 35-2008, Лазарева Е.Г. - дов. от 27.02.2009 г. N 35-2008, Постнова Н.В. - дов. от 23.06.2009 г. N 45-2009
от ответчика - ИФНС России N 5 по г. Москве - Бершанская О.А. - дов. от 30.10.2008 г. N 489
рассмотрев 27 августа 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве
на решение от 25.02.2009 г.
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Белозеровым А.В.
на постановление от 23.05.2009 г. N 09АП-6084/2009-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Птанской Е.А., Седовым С.П., Яремчук Л.А.
по делу N А40-4810/09-128-15
по иску (заявлению) ООО "Нестле Фуд"
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налог на прибыль, начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на прибыль
к ИФНС России N 5 по г. Москве
установил:
ООО "Нестле Фуд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 5 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозвращении излишне уплаченного налога на прибыль в соответствии с решением от 20.10.2008 г. N 12/1344, а также просило обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 180 623 603 руб., начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 24 369 160,52 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2009 г., требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты.
В поданной жалобе налоговый орган указывает на то, что 28.08.2007 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу на прибыль организации.
В соответствии со ст. 88 НК РФ инспекция провела мероприятия налогового контроля, в ходе которых от общества были истребованы пояснения за период с ноября 2006 г. по январь 2007 г.
Указанные пояснения представлены обществом 08.06.2007 г. По итогам проведенной камеральной проверки арифметических ошибок в декларациях по налогу на прибыль за период с ноября 2006 г. по январь 2007 г. выявлено не было.
На основании заключения по мероприятиям налогового контроля 18.10.2007 г. инспекцией вынесены решения по форме 54 за N 77050000002357 и N 77050000002357 о возврате образовавшейся переплаты. Согласно пояснениям общества данная переплата образовалась вследствие значительного снижения налоговой базы за счет увеличения расходов за период 2006 г.
18.10.2007 г. в УФНС России по г. Москве налоговым органом было направлено уведомление N 12-09/068127 с объяснениями причины возникновения переплаты и вынесения вышеуказанных решений по форме 54.
Письмом от 13.12.2007 г. за N 27-08/119005 управлением было отказано в возврате обществу переплаты по налогу на прибыль по следующим основаниям.
При перепроверке соответствия начислений/уменьшений, относящихся к отчетным периодам 2007 года и проведенных инспекцией в карточках "РСБ", открытых на 2007 год, суммам исчисленного налога в декларации за январь-август 2007 года установлено расхождение в части налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы. При этом в карточке "РСБ" не начислено 218 754 руб. налога по декларации за указанный период (в разделе 1.1 налогоплательщиком показана сумма доплаты 358 811 рублей, а в приложении N 5 к листу 02 по головной организации - 577 565 руб.).
В связи с установлением данного факта вышестоящий налоговый орган поручил инспекции провести камеральную проверку декларации в отношении общества за январь - август 2007 г.
Данная проверка была проведена в установленные сроки, по итогам проверки нарушений налогового законодательства установлено не было. Обществом были представлены уточненные декларации по налогу на прибыль за январь - июнь 2007 г. в связи с обнаруженными ошибками в статусе обособленных подразделений организации (без доначислений), а также за август 2007 г. в связи с неверным отражением суммы налога к доплате в городской бюджет (доначислений 218 754 руб.).
20.10.2008 г. на основании заявления общества с приложенными актами сверки расчетов инспекцией повторно были вынесены решения о возврате образовавшейся переплаты за N 77050000002812 и N 77050000002813 на возврат оспариваемой суммы.
05.11.2008 г. УФНС по г. Москве, рассмотрев письмо от 20.10.2008 г. за N 12-09/074220@ о принятии решений на проведение возвратов переплаты по налогу на прибыль в отношении общества, оставило решение инспекции без исполнения по причине неисследованности причины уменьшения налоговой базы, в том числе за счет снижения доходов от реализации и роста расходов, связанных с реализацией, по сравнению с предыдущим периодом, также снижения доходов от реализации в 2007 - 2008 г.г., исходя из условий действующих, измененных либо расторгнутых договоров, снижения рентабельности, причины расхождений доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете в указанных периодах. Кроме того, УФНС по г. Москве после проведения мероприятий налогового контроля предложило провести повторную сверку расчетов налогоплательщика.
В связи с указаниями Управления инспекцией была проведена проверка за 9 месяцев 2008 г., в процессе проведения которой в адрес общества было направлено требование о представлении пояснений по вопросам, указанным в письме Управления ФНС России по г. Москве. Проверка была окончена 31.12.2008 г. С 11.01.2009 г. инспекция перешла на единую базу по контролю за налогоплательщиками АРМ "Инспектора". При переводе данных из базы АИС 2 в новую базу данных произошел сбой, конвертация данных прошла с ошибкой, в результате который спорная переплата по налогу на прибыль не обнаружена, в связи с чем не представилось возможным провести сверку.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы.
Представители общества против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве.
Как следует из материалов дела и установлено судами, налоговым органом 20 октября 2008 г. на основании решения N 12/1344 было решено произвести возврат обществу излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 руб.
Образовавшаяся переплата была подтверждена актом сверки расчетов по налогам, сборам и взносам N 11 между обществом и инспекцией от 20 августа 2008 г.
Суды также установили, что общество неоднократно обращалось в налоговый орган с заявлениями о возврате указанных излишне уплаченных сумм налога на прибыль, а именно 06.10.2008 г. письмом за исх. N 1/0210НФ от 02.10.2008 г., 31.08.2007 г. письмами за исх. N 1/2808, N 22808 от 28.08.2007 г. общество просило вернуть сумму излишне уплаченного налога на прибыль в указанном выше размере с указанием реквизитов для перечисления.
Письмом от 06.11.2008 г. (исх. N 12-10/079553) налоговый орган уведомил общество о направлении 20.10.2008 г. в адрес УФНС России по г. Москве решений о возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
Письмом от 14.11.2008 г. (исх. N 12-10/082320) инспекция сообщила обществу о том, что вопрос о возврате переплаты по налогу на прибыль из федерального бюджета будет повторно рассмотрен после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рекомендованных УФНС России по г. Москве.
В соответствии со ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.
Федеральное казначейство перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином РФ (абз. 2 п. 8 ст. 78 НК РФ, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Судами установлено и следует из материалов дела, что первое письмо общества с заявлением о возврате соответствующих сумм налога на прибыль было получено налоговым органом 31.08.2007 г.
Таким образом, именно с этой даты началось течение срока, предусмотренного положениями ст. 78 НК РФ для принятия инспекцией решения о возврате соответствующих сумм налога и для их фактического возврата.
Как правильно указано судами, суммы излишне уплаченного налога на прибыль должны были поступить на расчетный счет общества не позднее 30.09.2007 г.
Между тем налоговый орган возврат соответствующих сумм из бюджета не произвел.
Согласно из п. 9 ст. 78 НК РФ и п. 6 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата.
На день подачи искового заявления размер процентов, рассчитанный по правилам п. 9 ст. 78 НК РФ составил 24 369 160 руб. 52 коп.
Судами правильно указано на то, что наличие и размер излишне уплаченного обществом налога на прибыль подтверждается как решениями налогового органа от 20.10.2008 г. N 12/1344, N 12/707, 12/708 от 18.10.2007 г., так и актами N 11 от 20.08.2008 г. и N 13 от 20.11.2008 г. сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.
Кроме того, факт излишней уплаты обществом налога на прибыль и право на его возврат подтверждается налоговыми декларациями по налогу на прибыль, платежными поручениями на уплату налога на прибыль, представленными в материалы дела и исследованные судами, а также документами по обжалованию решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных налоговых проверок: решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14797/06-98-94 от 05.07.2007 г.; постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу N 09АП-9709/2007-АК от 29.10.2007 г.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
При данных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда.
Нормы материального права применены правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2009 г. по делу N А40-4810/09-128-15 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий:
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи:
Н.В.КОРОТЫГИНА
С.И.ТЕТЕРКИНА
Н.В.КОРОТЫГИНА
С.И.ТЕТЕРКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)