Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 апреля 2006 года Дело N А65-5372/2005-СА1-37
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск Республики Татарстан,
на решение от 27.07.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 07.12.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5372/2005-СА1-37
по заявлению Альметьевского отделения N 4683 Сбербанка России к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск Республики Татарстан, с участием третьего лица - Управления федерального казначейства Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, об обязании уплатить сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 57515 руб. 59 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Альметьевского отделения N 4683 Сбербанка России (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) об обязании уплатить сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 57515 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 декабря 2005 г. решение суда изменено: суд обязал налоговый орган уплатить заявителю за счет средств бюджета Республики Татарстан 41164 руб. 77 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, и за счет средств бюджета Альметьевского района Республики Татарстан 12714 руб. 98 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По утверждению налогового органа, он правомерно не произвел возврат излишне уплаченного налога на прибыль, так как по состоянию на дату подачи заявлений у налогоплательщика имелась задолженность по бюджету Республики Татарстан и по местному бюджету, в подтверждение чего в материалы арбитражного дела налоговым органом были представлены справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по налогам.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2003 г. заявитель обратился в налоговый орган с письмами N N 461, 462 о проведении зачета переплаты по налогу на прибыль за 2002 г. в счет авансового платежа по налогу на прибыль за 1 кв. 2003 г. (в бюджет Республики Татарстан - 208268 руб., в местный бюджет - 24309 руб.) и с требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога за 2002 г. в бюджет Республики Татарстан - 867087 руб., в местный бюджет - 110765 руб.
Требования заявителя выполнены налоговым органом лишь в части зачета.
28 апреля 2003 г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением N 637 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 1 кв. 2003 г. в бюджет Республики Татарстан - 596963 руб., в местный бюджет - 100774 руб. Возврат не был произведен.
По заявлениям заявителя от 29.04.2003 N 653, от 28.05.2003 N 860, от 23.06.2003 N 1045, от 16.07.2003 N 1251, от 29.07.2003, от 17.10.2003 N 2038 налоговый орган осуществил зачет излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты налога на имущество.
Оставшаяся сумма излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в размере 183694 руб. была возвращена заявителю 09.10.2003.
В связи с нарушением срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль за период с 28.04.2003 по 09.10.2003 заявитель начислил проценты в сумме 57515 руб. 98 коп., за взысканием которых он обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из установленного факта нарушения налоговым органом п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, признав правомерным начисление процентов с даты истечения месячного срока со дня подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога - на первоначально заявленную к возврату сумму, и со дня подачи заявления на зачет до возврата оставшейся суммы излишне уплаченного налога - на изначально заявленную сумму, уменьшенную на суммы, которые были зачтены.
Апелляционная инстанция признала обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерном начислении процентов заявителем. При этом уменьшила сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет Республики Татарстан на 3635 руб. 84 коп. в связи с ошибочным начислением процентов на сумму, подлежащую возврату, не до момента подачи заявления о зачете, а до фактического зачета, не учитывая, что на сумму, заявленную к зачету, начисление процентов не производится.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены Постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
В соответствии с п. 2 указанной статьи зачет и возврат производятся налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В пункте 9 указанной статьи предусмотрено начисление процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога. В то же время данной статьей не предусмотрено начисление процентов за нарушение установленного срока проведения зачета суммы излишне уплаченного налога.
Это означает, что на сумму, заявленную к зачету, начисление процентов не производится.
Однако в том случае, если налогоплательщик, имея право на возврат суммы излишне уплаченного налога, реализует это право путем подачи соответствующего заявления о возврате, но в последующем, при возникновении обязанности по уплате налога, изменяет свое волеизъявление путем подачи заявления о зачете, на сумму, не возвращенную в установленный срок, подлежат начислению проценты до момента подачи заявления о зачете.
В рассматриваемом случае, как установлено судебными инстанциями, с того времени как были поданы заявления на возврат переплаты по налогу на прибыль в бюджет Республики Татарстан за 2002 г. и за 1 кв. 2003 г. до момента возврата 09.10.2003 оставшейся невозвращенной до того времени суммы 183694 руб. заявителем были поданы шесть заявлений на зачет части сумм, подлежавших возврату.
С учетом вышеизложенного, апелляционная инстанция суда правомерно признала подлежащими начислению проценты за период со дня истечения месячного срока от даты подачи заявления на возврат переплаты до дня, предшествовавшего дате подачи заявления о зачете.
Далее, сумма, указанная в заявлении о зачете, обоснованно исключена из суммы, подлежащей возврату, и на оставшуюся сумму начислены проценты со дня подачи заявления на зачет части суммы до дня, предшествовавшего дате подачи следующего заявления на зачет либо возврата оставшейся суммы переплаты.
Рассчитанная таким образом сумма процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогу на прибыль в бюджет Республики Татарстан составила 41164 руб. 77 коп.
Сумма процентов, начисленная заявителем за несвоевременный возврат переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет, обоснованно признана судебными инстанциями рассчитанной правильно и составила 12714 руб. 98 коп.
Давая оценку доводам налогового органа о наличии у заявителя недоимки перед бюджетом Республики Татарстан и местным бюджетом на даты подачи заявлений о возврате сумм излишне уплаченного налога, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на недоказанность позиции налогового органа в этой части. Ссылки налогового органа на справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом несостоятельны. Доказательства реализации предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации права на самостоятельное проведение зачетов в счет погашения недоимок по другим налогам налоговым органом не представлены. Зачеты по заявлениям налогоплательщика по мере возникновения обязательств перед бюджетом, а также последующий возврат оставшейся суммы излишней уплаты произведены налоговым органом в полном объеме, что позволило суду апелляционной инстанции прийти к обоснованному заключению о наличии факта признания налоговым органом излишней уплаты сумм налога.
Оснований для признания выводов судебных инстанций по существу спора (с учетом корректировки апелляционной инстанцией суммы подлежащих уплате процентов) не соответствующими фактическим обстоятельствам дела или нормам материального права у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы, помимо тех, которые были предметом исследования и оценки в суде первой и апелляционной инстанций, налоговым органом в кассационной жалобе не приведены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 7 декабря 2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5372/2005-СА1-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.04.2006 ПО ДЕЛУ N А65-5372/2005-СА1-37
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 апреля 2006 года Дело N А65-5372/2005-СА1-37
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск Республики Татарстан,
на решение от 27.07.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 07.12.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5372/2005-СА1-37
по заявлению Альметьевского отделения N 4683 Сбербанка России к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск Республики Татарстан, с участием третьего лица - Управления федерального казначейства Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, об обязании уплатить сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 57515 руб. 59 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Альметьевского отделения N 4683 Сбербанка России (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) об обязании уплатить сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 57515 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 декабря 2005 г. решение суда изменено: суд обязал налоговый орган уплатить заявителю за счет средств бюджета Республики Татарстан 41164 руб. 77 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, и за счет средств бюджета Альметьевского района Республики Татарстан 12714 руб. 98 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По утверждению налогового органа, он правомерно не произвел возврат излишне уплаченного налога на прибыль, так как по состоянию на дату подачи заявлений у налогоплательщика имелась задолженность по бюджету Республики Татарстан и по местному бюджету, в подтверждение чего в материалы арбитражного дела налоговым органом были представлены справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по налогам.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2003 г. заявитель обратился в налоговый орган с письмами N N 461, 462 о проведении зачета переплаты по налогу на прибыль за 2002 г. в счет авансового платежа по налогу на прибыль за 1 кв. 2003 г. (в бюджет Республики Татарстан - 208268 руб., в местный бюджет - 24309 руб.) и с требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога за 2002 г. в бюджет Республики Татарстан - 867087 руб., в местный бюджет - 110765 руб.
Требования заявителя выполнены налоговым органом лишь в части зачета.
28 апреля 2003 г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением N 637 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 1 кв. 2003 г. в бюджет Республики Татарстан - 596963 руб., в местный бюджет - 100774 руб. Возврат не был произведен.
По заявлениям заявителя от 29.04.2003 N 653, от 28.05.2003 N 860, от 23.06.2003 N 1045, от 16.07.2003 N 1251, от 29.07.2003, от 17.10.2003 N 2038 налоговый орган осуществил зачет излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты налога на имущество.
Оставшаяся сумма излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в размере 183694 руб. была возвращена заявителю 09.10.2003.
В связи с нарушением срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль за период с 28.04.2003 по 09.10.2003 заявитель начислил проценты в сумме 57515 руб. 98 коп., за взысканием которых он обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из установленного факта нарушения налоговым органом п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, признав правомерным начисление процентов с даты истечения месячного срока со дня подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога - на первоначально заявленную к возврату сумму, и со дня подачи заявления на зачет до возврата оставшейся суммы излишне уплаченного налога - на изначально заявленную сумму, уменьшенную на суммы, которые были зачтены.
Апелляционная инстанция признала обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерном начислении процентов заявителем. При этом уменьшила сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет Республики Татарстан на 3635 руб. 84 коп. в связи с ошибочным начислением процентов на сумму, подлежащую возврату, не до момента подачи заявления о зачете, а до фактического зачета, не учитывая, что на сумму, заявленную к зачету, начисление процентов не производится.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены Постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
В соответствии с п. 2 указанной статьи зачет и возврат производятся налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В пункте 9 указанной статьи предусмотрено начисление процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога. В то же время данной статьей не предусмотрено начисление процентов за нарушение установленного срока проведения зачета суммы излишне уплаченного налога.
Это означает, что на сумму, заявленную к зачету, начисление процентов не производится.
Однако в том случае, если налогоплательщик, имея право на возврат суммы излишне уплаченного налога, реализует это право путем подачи соответствующего заявления о возврате, но в последующем, при возникновении обязанности по уплате налога, изменяет свое волеизъявление путем подачи заявления о зачете, на сумму, не возвращенную в установленный срок, подлежат начислению проценты до момента подачи заявления о зачете.
В рассматриваемом случае, как установлено судебными инстанциями, с того времени как были поданы заявления на возврат переплаты по налогу на прибыль в бюджет Республики Татарстан за 2002 г. и за 1 кв. 2003 г. до момента возврата 09.10.2003 оставшейся невозвращенной до того времени суммы 183694 руб. заявителем были поданы шесть заявлений на зачет части сумм, подлежавших возврату.
С учетом вышеизложенного, апелляционная инстанция суда правомерно признала подлежащими начислению проценты за период со дня истечения месячного срока от даты подачи заявления на возврат переплаты до дня, предшествовавшего дате подачи заявления о зачете.
Далее, сумма, указанная в заявлении о зачете, обоснованно исключена из суммы, подлежащей возврату, и на оставшуюся сумму начислены проценты со дня подачи заявления на зачет части суммы до дня, предшествовавшего дате подачи следующего заявления на зачет либо возврата оставшейся суммы переплаты.
Рассчитанная таким образом сумма процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогу на прибыль в бюджет Республики Татарстан составила 41164 руб. 77 коп.
Сумма процентов, начисленная заявителем за несвоевременный возврат переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет, обоснованно признана судебными инстанциями рассчитанной правильно и составила 12714 руб. 98 коп.
Давая оценку доводам налогового органа о наличии у заявителя недоимки перед бюджетом Республики Татарстан и местным бюджетом на даты подачи заявлений о возврате сумм излишне уплаченного налога, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на недоказанность позиции налогового органа в этой части. Ссылки налогового органа на справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом несостоятельны. Доказательства реализации предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации права на самостоятельное проведение зачетов в счет погашения недоимок по другим налогам налоговым органом не представлены. Зачеты по заявлениям налогоплательщика по мере возникновения обязательств перед бюджетом, а также последующий возврат оставшейся суммы излишней уплаты произведены налоговым органом в полном объеме, что позволило суду апелляционной инстанции прийти к обоснованному заключению о наличии факта признания налоговым органом излишней уплаты сумм налога.
Оснований для признания выводов судебных инстанций по существу спора (с учетом корректировки апелляционной инстанцией суммы подлежащих уплате процентов) не соответствующими фактическим обстоятельствам дела или нормам материального права у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы, помимо тех, которые были предметом исследования и оценки в суде первой и апелляционной инстанций, налоговым органом в кассационной жалобе не приведены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 7 декабря 2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5372/2005-СА1-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)