Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Воловик Л.Н. и Боровка Э.В. в отсутствие представителей сторон извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания (см. увед. NN 2455, 2457), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Адлерскому району г. Сочи на решение от 30.03.2001 (судья Чабан А.И., Базавлук И.И., Пристяжнюк А.Г.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-13176/2000-19/447-25/19 и установил следующее. Открытое акционерное общество "Тоннельный отряд - 44" обратилось с иском к Инспекции МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи о признании недействительным Акта N 02.12.106 от 16.05.2000 и решения N 02.12.22.106/571дсп от 28.07.2000 в части требований по уплате пени и налога на земельный участок.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать недействительным решение ответчика N 02.12.22.106/571дсп от 28.07.2000 в части п. п. 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, от остальной части исковых требований отказался. Уточненные исковые требования и частичный отказ от них приняты судом.
Решением суда от 02.11.2000 признано недействительным решение N 02.12.22.106/571дпс от 28.07.2000 Инспекции МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи, в части признания недействительным Акта от 16.05.2000 производство по делу прекращено.
Постановлением кассационной инстанции от 08.02.2001 решение суда от 02.11.2000 отменено и дело передано на новое рассмотрение. Кассационная инстанция указала на необоснованность вывода суда о том, что истец не является плательщиком налога на землю по предоставленному ему земельному участку и неисследованность факта исключения ФГУП "Южные культуры" из своих площадей спорного земельного участка. При новом рассмотрении дела решением арбитражного суда от 30.03.2001 признано недействительным решение Инспекции МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи N 02.121.22.106/571дпс от 28.07.2000 г. в части п. 1.1.1. - взыскания налога на землю в сумме 141 032 рублей, п. 1.1.2. взыскания пени 157 941 рубля 50 копеек, п. 1.1.3. - штрафа 28 206 рублей 40 копеек, п. 1.1.4. штрафа 14 103 рублей 20 копеек на том основании, что оспариваемый акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "Тоннельный отряд - 44", оснований для взимания с истца земельного налога, пени и штрафа за неуплату налога и за непредставление деклараций по земельному налогу не имеется, так как земельный участок использовался им не в собственных предпринимательских целях, а как объект строительных работ, вещные права на этот участок ему не передавались. В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение - об отказе в иске.
По мнению налогового органа, основанием для отмены судебного акта является нарушение судом норм статьи 47 Земельного кодекса Российской Федерации. Использование земельного участка предприятием в предпринимательской деятельности в соответствии с указанным Законом не может являться предметом доказывания, так как налог платится не с полученного от использования земли дохода, а по фактическому владению земельным участком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение - отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИМНС РФ по Адлерскому району г. Сочи была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Тоннельный отряд - 44" по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления и полноты уплаты налогов за период с 01.01.1997 по 01.01.2000.
В ходе проверки было установлено, что истец в 1997 году не стал на налоговый учет как плательщик земельного налога, не представил ответчику расчет земельного налога по установленной форме и не произвел уплату налога, что получило отражение в Акте N 02.12.106 от 16.05.2000 выездной налоговой проверки ОАО "Тоннельный отряд-44". По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 28.07.2000 N 02.12.22.106/571дсп о привлечении к налоговой ответственности истца за совершение налогового правонарушения и о взыскании с него на основании ст. 45 Налогового кодекса РФ суммы неуплаченного налога на землю за 1997 год - 141032 рубля, на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней за задержку уплаты налога за период с 15.10.1997 по 17.04.2000 - 142 738 рублей 50 копеек, за период с 18.04.2000 по 27.07.2000 - 15203 рубля, на основании статьи 122 Налогового кодекса РФ штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в результате неправомерных действий, выразившихся в неначислении налога - 28206 рублей 40 копеек, на основании пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона от 31.07.98 N 147-ф3) и статьи 13 пункта 1 п. п. "Б" Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "О налоговых органах" штрафа в размере 10% от суммы налога на землю за непредставление налоговой декларации за 1997 год - 14103 рубля 20 копеек, всего по налогу на землю 341283 рубля 10 копеек.
19.09.1994 Администрация г. Сочи вынесла Постановление N 823 "О разрешении акционерному обществу Тоннельный отряд N 44" производства берегозащитных работ на Константиновском мысе в Адлерском районе". Предметом доказывания по настоящему делу является установление факта пользования ОАО "Тоннельный отряд N 44" спорным земельным участком, а также исключен ли данный земельный участок, из площадей облагаемых земельным налогом ФГУП "Южные культуры".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Тоннельный отряд N 44" не был включен в список плательщиков земельного налога, не имел правоустанавливающих документов, на основании которых устанавливаются земельный налог или арендная плата. Предоставленный земельный участок не использовался им в предпринимательской деятельности для получении дохода, указание в Постановлении Администрации г. Сочи N 823 от 19.04.1994 на передачу спорного участка во временное пользование на 3 года означало предоставление участка для выполнения на нем работ в интересах города Сочи - реконструкции участка маршрута автобуса N 57, строительства дамбы, неоформление подрядных работ в установленном порядке не может служить основанием для взыскания земельного налога и штрафных санкций. Кроме того, собственник земельного участка ФГУП "Южные культуры" обратился с иском о признании ничтожным пункта 2 Постановления N 823 администрации г. Сочи от 19.04.1994 и постановления администрации г. Сочи N 34/4 от 21.01.1998 и возврате имущества - земельного участка 3,4 гектара из чужого незаконного владения.
Данные выводы суда являются ошибочными. Согласно Постановлению Администрации г. Сочи N 823 от 19.09.1994 истцу был предоставлен земельный участок площадью 3,4 гектара (выгон 1,7 гектара, прочие земли 1,7 гектара), изъятый из землепользования ФГУП "Южные культуры", во временное пользование на три года с разрешением использовать выбранный из котлована грунт в объеме до 50 тысяч кубических метров на строительство инженерных сооружений при реконструкции дороги Адлер - Красная Поляна. Этим же Постановлением истец был обязан своевременно оформить договор о праве временного пользования землей в администрации города, компенсировать ФГУП "Южные культуры" ущерб, связанный с изъятием земель, производить рекультивацию земель поэтапно и после завершения работ произвести полную рекультивацию земель с восстановлением площадей сельскохозяйственных угодий, а также истец обязан был в течение трех лет с момента начала производства работ перечислить Администрации Адлерского района 150000000 рублей и выполнить дополнительно за счет своих средств берегоукрепительные работы на мысе Константиновский на сумму 30000000 рублей. Постановлением Администрации г. Сочи N 34/4 от 21.01.1998 продлен срок действия Постановления Администрации от 19.04.1994 N 823 с принятием к сведению выполнения истцом пункта 4.6 этого постановления и частичной выплаты компенсации потерь, связанных с передачей сельскохозяйственных угодий для нужд строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец не оформил, предусмотренный пунктом 4.1 вышеназванного постановления, договор о праве временного пользования землей в администрации города, однако, фактически занимал спорный участок в 1997 году в размере 3,4 гектара, осуществляя производство берегоукрепительных работ и добычу песка для собственных нужд. В соответствии со статьей 12 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. В соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края N 140-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" исчисление земельного налога производится на основании документов, удостоверяющих пользование земельным участком.
При отсутствии вышеназванных документов исчисление земельного налога может производиться в соответствии с данными по фактически занимаемым землям, согласованными с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов края. В соответствии с пунктом 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются только государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у истца обязанности по уплате земельного налога не соответствует действующему законодательству.
Основанием для уплаты земельного налога является фактическое пользование истцом спорного земельного участка. Невнесение ответчиком ОАО "Тоннельный отряд - 44" в список плательщиков земельного налога не освобождает последнего от обязанности по уплате налогов.
Ссылка суда первой инстанции на предъявление ФГУП "Южные культуры" иска о признании недействительным пункта 2 Постановления N 823 от 19.04.1994 и Постановления N 34/4 от 21.01.1998 и возврате имущества - земельного участка 3,4 гектара из чужого незаконного владения необоснованна для рассмотрения настоящего спора, вытекающего из налоговых правоотношений, поскольку не влияет на обязанность истца по уплате земельного налога за рассматриваемый период. Следовательно, у суда не имелось законных оснований для признания решения налогового органа о доначислении истцу земельного налога и пени недействительным, а потому ввиду неправильного применения норм материального права решение суда подлежит отмене. В удовлетворении исковых требованиях следует отказать.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы налогового органа и отменой решения суда с истца на основании статей 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ в доход федерального бюджета подлежат взысканию расходы по госпошлине по делу в сумме 2504 руб. 70 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2001 по делу N А-32-13176/2000-19/447-25/19 отменить, в иске отказать.
Взыскать с ОАО "Тоннельный отряд - 44", г. Сочи в доход федерального бюджета расходы по госпошлине по делу в сумме 2504 руб. 70 коп.
Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.06.2001 N Ф08-1699/01-525А/2001 ПО ДЕЛУ N А-32-13176/2000-19/447-25/19
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2001 г. N Ф08-1699/01-525А/2001
Дело N А-32-13176/2000-19/447-25/19
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Воловик Л.Н. и Боровка Э.В. в отсутствие представителей сторон извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания (см. увед. NN 2455, 2457), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Адлерскому району г. Сочи на решение от 30.03.2001 (судья Чабан А.И., Базавлук И.И., Пристяжнюк А.Г.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-13176/2000-19/447-25/19 и установил следующее. Открытое акционерное общество "Тоннельный отряд - 44" обратилось с иском к Инспекции МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи о признании недействительным Акта N 02.12.106 от 16.05.2000 и решения N 02.12.22.106/571дсп от 28.07.2000 в части требований по уплате пени и налога на земельный участок.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать недействительным решение ответчика N 02.12.22.106/571дсп от 28.07.2000 в части п. п. 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, от остальной части исковых требований отказался. Уточненные исковые требования и частичный отказ от них приняты судом.
Решением суда от 02.11.2000 признано недействительным решение N 02.12.22.106/571дпс от 28.07.2000 Инспекции МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи, в части признания недействительным Акта от 16.05.2000 производство по делу прекращено.
Постановлением кассационной инстанции от 08.02.2001 решение суда от 02.11.2000 отменено и дело передано на новое рассмотрение. Кассационная инстанция указала на необоснованность вывода суда о том, что истец не является плательщиком налога на землю по предоставленному ему земельному участку и неисследованность факта исключения ФГУП "Южные культуры" из своих площадей спорного земельного участка. При новом рассмотрении дела решением арбитражного суда от 30.03.2001 признано недействительным решение Инспекции МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи N 02.121.22.106/571дпс от 28.07.2000 г. в части п. 1.1.1. - взыскания налога на землю в сумме 141 032 рублей, п. 1.1.2. взыскания пени 157 941 рубля 50 копеек, п. 1.1.3. - штрафа 28 206 рублей 40 копеек, п. 1.1.4. штрафа 14 103 рублей 20 копеек на том основании, что оспариваемый акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "Тоннельный отряд - 44", оснований для взимания с истца земельного налога, пени и штрафа за неуплату налога и за непредставление деклараций по земельному налогу не имеется, так как земельный участок использовался им не в собственных предпринимательских целях, а как объект строительных работ, вещные права на этот участок ему не передавались. В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Адлерскому району г. Сочи просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение - об отказе в иске.
По мнению налогового органа, основанием для отмены судебного акта является нарушение судом норм статьи 47 Земельного кодекса Российской Федерации. Использование земельного участка предприятием в предпринимательской деятельности в соответствии с указанным Законом не может являться предметом доказывания, так как налог платится не с полученного от использования земли дохода, а по фактическому владению земельным участком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение - отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИМНС РФ по Адлерскому району г. Сочи была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Тоннельный отряд - 44" по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления и полноты уплаты налогов за период с 01.01.1997 по 01.01.2000.
В ходе проверки было установлено, что истец в 1997 году не стал на налоговый учет как плательщик земельного налога, не представил ответчику расчет земельного налога по установленной форме и не произвел уплату налога, что получило отражение в Акте N 02.12.106 от 16.05.2000 выездной налоговой проверки ОАО "Тоннельный отряд-44". По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 28.07.2000 N 02.12.22.106/571дсп о привлечении к налоговой ответственности истца за совершение налогового правонарушения и о взыскании с него на основании ст. 45 Налогового кодекса РФ суммы неуплаченного налога на землю за 1997 год - 141032 рубля, на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней за задержку уплаты налога за период с 15.10.1997 по 17.04.2000 - 142 738 рублей 50 копеек, за период с 18.04.2000 по 27.07.2000 - 15203 рубля, на основании статьи 122 Налогового кодекса РФ штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в результате неправомерных действий, выразившихся в неначислении налога - 28206 рублей 40 копеек, на основании пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона от 31.07.98 N 147-ф3) и статьи 13 пункта 1 п. п. "Б" Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "О налоговых органах" штрафа в размере 10% от суммы налога на землю за непредставление налоговой декларации за 1997 год - 14103 рубля 20 копеек, всего по налогу на землю 341283 рубля 10 копеек.
19.09.1994 Администрация г. Сочи вынесла Постановление N 823 "О разрешении акционерному обществу Тоннельный отряд N 44" производства берегозащитных работ на Константиновском мысе в Адлерском районе". Предметом доказывания по настоящему делу является установление факта пользования ОАО "Тоннельный отряд N 44" спорным земельным участком, а также исключен ли данный земельный участок, из площадей облагаемых земельным налогом ФГУП "Южные культуры".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Тоннельный отряд N 44" не был включен в список плательщиков земельного налога, не имел правоустанавливающих документов, на основании которых устанавливаются земельный налог или арендная плата. Предоставленный земельный участок не использовался им в предпринимательской деятельности для получении дохода, указание в Постановлении Администрации г. Сочи N 823 от 19.04.1994 на передачу спорного участка во временное пользование на 3 года означало предоставление участка для выполнения на нем работ в интересах города Сочи - реконструкции участка маршрута автобуса N 57, строительства дамбы, неоформление подрядных работ в установленном порядке не может служить основанием для взыскания земельного налога и штрафных санкций. Кроме того, собственник земельного участка ФГУП "Южные культуры" обратился с иском о признании ничтожным пункта 2 Постановления N 823 администрации г. Сочи от 19.04.1994 и постановления администрации г. Сочи N 34/4 от 21.01.1998 и возврате имущества - земельного участка 3,4 гектара из чужого незаконного владения.
Данные выводы суда являются ошибочными. Согласно Постановлению Администрации г. Сочи N 823 от 19.09.1994 истцу был предоставлен земельный участок площадью 3,4 гектара (выгон 1,7 гектара, прочие земли 1,7 гектара), изъятый из землепользования ФГУП "Южные культуры", во временное пользование на три года с разрешением использовать выбранный из котлована грунт в объеме до 50 тысяч кубических метров на строительство инженерных сооружений при реконструкции дороги Адлер - Красная Поляна. Этим же Постановлением истец был обязан своевременно оформить договор о праве временного пользования землей в администрации города, компенсировать ФГУП "Южные культуры" ущерб, связанный с изъятием земель, производить рекультивацию земель поэтапно и после завершения работ произвести полную рекультивацию земель с восстановлением площадей сельскохозяйственных угодий, а также истец обязан был в течение трех лет с момента начала производства работ перечислить Администрации Адлерского района 150000000 рублей и выполнить дополнительно за счет своих средств берегоукрепительные работы на мысе Константиновский на сумму 30000000 рублей. Постановлением Администрации г. Сочи N 34/4 от 21.01.1998 продлен срок действия Постановления Администрации от 19.04.1994 N 823 с принятием к сведению выполнения истцом пункта 4.6 этого постановления и частичной выплаты компенсации потерь, связанных с передачей сельскохозяйственных угодий для нужд строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец не оформил, предусмотренный пунктом 4.1 вышеназванного постановления, договор о праве временного пользования землей в администрации города, однако, фактически занимал спорный участок в 1997 году в размере 3,4 гектара, осуществляя производство берегоукрепительных работ и добычу песка для собственных нужд. В соответствии со статьей 12 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. В соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края N 140-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" исчисление земельного налога производится на основании документов, удостоверяющих пользование земельным участком.
При отсутствии вышеназванных документов исчисление земельного налога может производиться в соответствии с данными по фактически занимаемым землям, согласованными с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов края. В соответствии с пунктом 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются только государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у истца обязанности по уплате земельного налога не соответствует действующему законодательству.
Основанием для уплаты земельного налога является фактическое пользование истцом спорного земельного участка. Невнесение ответчиком ОАО "Тоннельный отряд - 44" в список плательщиков земельного налога не освобождает последнего от обязанности по уплате налогов.
Ссылка суда первой инстанции на предъявление ФГУП "Южные культуры" иска о признании недействительным пункта 2 Постановления N 823 от 19.04.1994 и Постановления N 34/4 от 21.01.1998 и возврате имущества - земельного участка 3,4 гектара из чужого незаконного владения необоснованна для рассмотрения настоящего спора, вытекающего из налоговых правоотношений, поскольку не влияет на обязанность истца по уплате земельного налога за рассматриваемый период. Следовательно, у суда не имелось законных оснований для признания решения налогового органа о доначислении истцу земельного налога и пени недействительным, а потому ввиду неправильного применения норм материального права решение суда подлежит отмене. В удовлетворении исковых требованиях следует отказать.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы налогового органа и отменой решения суда с истца на основании статей 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ в доход федерального бюджета подлежат взысканию расходы по госпошлине по делу в сумме 2504 руб. 70 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2001 по делу N А-32-13176/2000-19/447-25/19 отменить, в иске отказать.
Взыскать с ОАО "Тоннельный отряд - 44", г. Сочи в доход федерального бюджета расходы по госпошлине по делу в сумме 2504 руб. 70 коп.
Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
В.А.БОБРОВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Э.В.БОРОВОК
В.А.БОБРОВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Э.В.БОРОВОК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)