Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2003 N А65-462/2003-СА

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 8 июля 2003 года Дело N А 65-462/2003-СА


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение от 15.04.2003 по делу N А 65-462/2003-СА Арбитражного суда Республики Татарстан
по иску Закрытого акционерного общества "Татойлгаз", г. Альметьевск, к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 22 по Республике Татарстан, г. Казань, о возврате излишне уплаченного акциза на нефть,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Татойлгаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 22 по Республике Татарстан о возврате излишне уплаченного акциза на нефть с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 30872610,16 руб.
Решением от 15.04.2003 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ответчика возвратить истцу за счет средств бюджета РФ излишне уплаченные в 1999 - 2000 гг. таможенным органам РФ акцизы на нефть, экспортированную за пределы РФ, в сумме 24635895,1 руб. В части взыскания акцизов за экспортированную нефть в сумме 62193,03 руб. производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит изменить решение суда первой инстанции, в иске ЗАО "Татойлгаз" отказать.
По мнению заявителя жалобы, указанное решение является незаконным, так как вынесено с нарушением норм материального права. Исходя из положений Законов Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1999 г." и "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 г." и ст. 2 Соглашения от 15.02.94 между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан зачисление акциза на нефть в бюджет Республики Татарстан осуществляется в полном объеме независимо от того, экспортируется она либо направляется на внутренний рынок. В связи с этим лицевые счета ЗАО "Татойлгаз" в Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 22 по Республике Татарстан были открыты только для зачисления акцизов в бюджет Республики Татарстан.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что она подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что заявлением N 04/370 от 27.03.2000 ЗАО "Татойлгаз" обратилось в ОГНИ по Альметьевскому району с просьбой возвратить или зачесть в счет недоимки суммы акциза в размере 8740696,87 руб., излишне взысканных с заявителя в бюджет Республики Татарстан.
ЗАО "Татойлгаз" в обоснование своих требований указало, что с 01.01.99 по 31.12.99 в соответствии с Временной Инструкцией ГТК РФ, Госналогслужбы РФ от 9, 12 августа 1996 г. N N 01-23/14267, ВЗ6-04/572 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат" оно уплатило акциз в бюджет РФ. Всего за указанный период, по утверждению заявителя, им в бюджет РФ было уплачено сумм акциза в размере 10300065,68 руб.
Однако, как следует из заявления, налоговые органы Республики Татарстан, ссылаясь на Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан" и Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Татарстан от 18.03.99 "О бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан" обязывали ЗАО "Татойлгаз" уплачивать суммы акциза в бюджет Республики Татарстан. Всего за указанный период в бюджет Республики Татарстан им была уплачена сумма акциза за экспортированную нефть в размере 2542866,87 руб.
Кроме того, инкассовыми поручениями N 11322 от 23.07.99 и N 11348 от 28.07.99 были взысканы в бюджет Республики Татарстан суммы акцизов в размере 6197839 руб.
Следовательно, ЗАО "Татойлгаз", уплатив акциз с экспортированной нефти таможенным органам в составе таможенных платежей, исполнило свои налоговые обязательства, так как в соответствии со ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и сбора прекращается с уплатой налога и сбора налогоплательщиком и плательщиком сбора.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Татарстан от 18.03.99 официально не опубликовано, следовательно, согласно ст. 15 Конституции РФ не может применяться. Кроме того, оно не является нормативным актом.
Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1999 г." от 22.12.99 N 1924 не содержит норм, согласно которым акциз при экспорте нефти уплачивался бы в бюджет Республики Татарстан (л. д. 12 - 14, т. 1).
В письме N 04-2/1477 от 05.11.2002 в адрес МИ МНС РФ N 22 по Республике Татарстан ЗАО "Татойлгаз" указывает, что дважды уплатило акциз за экспортированную нефть за период с 1999 по 2000 гг. Излишне уплаченной является сумма акциза в размере 2469813 руб., которую заявитель просит возвратить.
Налоговый орган оставил заявление ЗАО "Татойлгаз" без удовлетворения. В судебном заседании представитель истца также утверждал о двойной уплате акциза и в бюджет РФ, и в бюджет Республики Татарстан.
Суд, удовлетворив требование истца, сослался на Временную Инструкцию ГТК РФ, Госналогслужбы РФ от 9, 12 августа 1996 г. N N 01-23/14267, ВЗ-6-04/572 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.07.96 N 908 в спорном периоде данная Инструкция регулировала порядок зачета налоговыми органами акциза, уплаченного таможенным органом при экспорте нефти, включая газовый конденсат.
В решении суда отражен данный порядок и указано, что в судебном заседании исследованы реестры, подтверждающие уплату ЗАО "Татойлгаз" в бюджет РФ в размере 24635895,1 руб. за экспортированную нефть и отказ произвести возврат данной суммы противоречит ст. 5 Закона РФ "Об акцизах", Постановлению Правительства РФ от 27.07.96 N 908, утвердившему Временную Инструкцию ГТК РФ и Госналогслужбы РФ.
Однако судебное коллегия считает, что судом не исследованы обстоятельства, на которые ЗАО "Татойлгаз" ссылается в своих заявлениях в налоговые органы о возврате излишне уплаченного акциза.
Указанные обстоятельства подлежат проверке и исследованию в судебном заседании, так как согласно ст. ст. 78, 79 НК РФ зачет или возврат излишне уплаченного и взысканного налога производится по заявлению налогоплательщика, следовательно, все обстоятельства, изложенные в заявлении, должны быть проверены судом.
Как отмечалось выше, заявитель дважды уплатил акциз в указанном заявлении N 04/370 от 27.03.2000 периоде и, кроме того, налоговый орган также взыскал с него акциз в бюджет Республики Татарстан в безакцептном порядке, что не предусмотрено Законом. Однако доводы ЗАО "Татойлгаз" в этой части судом не проверялись.
Выводы суда об имеющейся переплате акциза в бюджет РФ не основаны на достоверных доказательствах.
Исследованные судом реестры таможенных органов отчасти подтверждают довод заявителя об исполнении им обязанности по уплате акциза в бюджет РФ и не подтверждают его доводы, изложенные в заявлениях в налоговые органы о возврате излишне уплаченного и взысканного акциза в бюджет Республики Татарстан.
Таким образом, судом вынесено решение по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения спора, тем самым нарушены положения ст. 71 НК РФ, что является основанием для отмены принятого судебного акта.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить доводы, изложенные в заявлениях ЗАО "Татойлгаз" (л. д. 12 - 16, т. 1), для этого следует истребовать и исследовать платежные поручения, инкассовые поручения, банковские документы (выписки счетов), подтверждающие уплату и взимание акциза с заявителя в бюджет Республики Татарстан в период 1999 - 2000 гг.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 (ч. 1 п. 3), 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.04.2003 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-462/2003-СА отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Направить дело на новое рассмотрение в ином коллегиальном составе судей в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)