Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 19.09.2006, 21.09.2006 ПО ДЕЛУ N А40-9136/06-129-59

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


19 сентября 2006 г. Дело N А40-9136/06-129-59


Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2006.
Полный текст решения изготовлен 21.09.2006.
Арбитражный суд в составе председательствующего Ф., с участием: от заявителя - К. (дов. N 43 от 04.08.2006, паспорт 45 98 535806); С.П.Б. (дов. N 33 от 01.06.06, паспорт 45 04 924473); Т. (дов. N 16 от 13.03.06, 97 01 342774); С.С.К. (дов. N 110 от 28.06.06, паспорт 45 04 262965), от ответчика - ИФНС РФ N 17 по г. Москве - С.В.А. (дов. от 31.01.2006, удостоверение ФНС УР N 176387), рассмотрев дело по заявлению ОАО "Корпорация "Иркут", к ответчикам - 1) Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве; 2) Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 8, 3-е лицо - МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, об обязании возвратить налог, начислить и уплатить проценты,
УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения требований) об обязании Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 8 возвратить на расчетный счет ОАО "Корпорация "Иркут":
- излишне взысканный налог в размере 16657216 руб., в том числе из федерального бюджета 9847383 руб., из бюджета Иркутской области 5984398 руб., из бюджета г. Иркутска 825435 руб.,
- - излишне взысканные пени в сумме 3057608,35 руб., в том числе из федерального бюджета 524250,19 руб., из бюджета Иркутской области 2181800,34 руб., из бюджета г. Иркутска 351557,82 руб.;
- обязании Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 8 начислить и уплатить ОАО "Корпорация "Иркут" проценты в сумме 105351055,14 руб., в том числе:
- проценты в сумме 98093133,30 руб., начисленные на суммы излишне взысканных и возвращенных заявителю налога на прибыль, дополнительных платежей и пени, в том числе из федерального бюджета 23793183,76 руб., из бюджета Иркутской области 66114854,36 руб., из бюджета г. Иркутска 8185095,17 руб.;
- проценты в сумме 7257921,84 руб., начисленные на излишне взысканные и не возвращенные заявителю суммы налога на прибыль и пени, в том числе из федерального бюджета 3758661,49 руб., из бюджета Иркутской области 3056789,77 руб., из бюджета г. Иркутска 442470,58 руб.
Первоначально требования были заявлены к ИФНС РФ N 17 по г. Москве. Однако после подачи заявления заявитель переведен на налоговый учет в Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 8. Указанный налоговый орган привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
Ответчики возражали против удовлетворения требований заявителя.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Решения ИМНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска Иркутской области от 29.07.2003, N 05-26.3/52дсп по результатам выездной проверки заявителя, Инспекция МНС России по Ленинскому округу г. Иркутска (по месту учета заявителя в тот период) осуществила незаконное взыскание сумм налога на прибыль предприятий 243887917 руб., налога на прибыль будущих периодов (начисление по базе переходного периода) 13000590 руб., дополнительных платежей по налогу на прибыль 6325820 руб. и пени 51943689,56 руб., путем удержания денежных сумм, подлежащих перечислению заявителю из федерального бюджета.
Начисление указанных сумм подтверждается карточками лицевых счетов (список начислений-уменьшений на 31.12.2003):
ФБ (т. 2 л.д. 137) налог 61 ИЗ 984 руб. (строка 17), пени 12998827 руб. (строка 19), дополнительные платежи 1581455 руб. (строка 20), налог будущих периодов 7825212 руб. (строки 23, 33 - 51).
ОБ (т. 2 л.д. 140) налог 162970625 руб. (строка 18), пени 34663538,63 руб. (строка 20), дополнительные платежи 4217213 руб. (строка 21), налог будущих периодов 15129570 руб. (строки 24, 34 - 52).
МБ (т. 3 л.д. 1) налог 20371328 руб. (строка 18), пени 4332942,32 руб. (строка 20), дополнительные платежи 527152 руб. (строка 21), налог будущих периодов (строки 24, 34 - 52).
Начисление текущих пени подтверждается хронологией расчетов (т. 2, л.д. 14). Так, по ФБ на дату 29.07.03 в графе "сальдо пени" видно, что начислены пени 14580282 руб. (12998827 пени + 1581455 доп. платежи). На дату 07.08.2003 сумма увеличивается до 15134505,18 руб. Таким образом, сумма текущих пени с 29.07.2003 по 07.08.2003 составила 525471,18 руб. (15134505,18 - 14580282 -28752). Сумма 28752 руб. сторнируется как начисленная по другим основаниям.
По областному бюджету (т. 2 л.д. 15) аналогично на дату 29.07.03 в графе "сальдо пени" видно, что начислены пени 38880751,63 руб. (34663538,63 пени + 4217213 доп. платежи). На дату 26.08.2003 сумма увеличивается до 41076930,70 руб. Таким образом, сумма текущих пени с 29.07.2003 по 26.08.2003 составила 2186881,80 руб. (41076930,70 - 38880751,63 - 9297,27). Сумма 9297,27 руб. сторнируется как начисленная по другим основаниям.
В части местного бюджета (т. 2 л.д. 16) на дату 29.07.03 в графе "сальдо пени" видно, что начислены пени 4860094,32 руб. (4332942,32 пени + 527152 доп. платежи). На дату 26.08.2003 сумма увеличивается до 5221874,31 руб. Таким образом, сумма текущих пени с 29.07.2003 по 26,08.2003 составила 352376,60 руб. (5221874,31 4860094,32 9403,39). Сумма 9403,39 руб. сторнируется как начисленная по другим основаниям.
На доначисленные суммы по Решению было выставлено требование. Общество требование не исполнило, просило зачесть недоимку из сумм переплаты НДС.
Инспекция по Ленинскому округу провела взыскание указанных сумм по Решению путем проведения зачета из сумм НДС на товары, производимые на территории РФ и из сумм переплаты по налогу на прибыль.
Федеральный бюджет. Заключением N 592 от 07.08.2003 (копия имеется в материалах дела) осуществлен зачет с НДС (КБК 1020101) в уплату налога на прибыль 57503994,89 руб. и пени 15134505,18 руб. в федеральный бюджет (КБК 1010101). При этом в сумму пени 15134505,18 руб. включаются пени по решению 12998827 руб., дополнительные платежи 1581455 руб. и текущие пени 554223,18 руб. (в том числе 525471,18 руб. - текущие пени с даты Решения 29.07.2003 по дату зачета 07.08.2003; 28752 руб. - пени, начисленные по другим основаниям). Остаток 3609989,62 руб. налога на прибыль зачтен 07.08.2003 с текущей переплаты по налогу на прибыль.
Итого, во исполнение Решения в федеральный бюджет взыскано 61113984 руб. налога, 12998827 руб. пени, 1581455 руб. дополнительных платежей, 525471,18 руб. текущих пени.
Областной бюджет. Заключением N 605 от 14.08.2003 проведен зачет с НДС (КБК 1020101) в уплату налога на прибыль 138228007,47 руб. в областной бюджет (КБК 1010102). Заключением N 621 от 26.08.03 проведен зачет с НДС (КБК 1020101) в счет налога на прибыль 18594523,44 руб., пени 41076930,70 руб. в областной бюджет (КБК 1010102). Сумма пени 41076930,70 руб. включает в себя пени по решению 34663538,63 руб., дополнительные платежи 4217213 руб. и текущие пени 2196179,07 руб., в том числе 2186881,80 руб. пени с даты Решения по дату зачета и 9297,27 руб. пени по иным основаниям, не связанным с рассматриваемым решением. Остаток 6148094,09 руб. налога на прибыль 07.08.2003 зачтен с текущей переплаты по налогу на прибыль.
Итого, в областной бюджет взыскано 162970625 руб. налога, 34663538,63 руб. пени, 4217213 руб. дополнительных платежей, 2186881,80 руб. текущих пени.
Местный бюджет. Заключением N 622 от 26.08.03 проведен зачет с НДС (КБК 1020101) в счет уплату налога на прибыль 18806785,32 руб., пени 5221874,31 руб. (КБК 1010110). Сумма пени 5221874,31 руб. включает в себя пени по решению 4332942,32 руб., дополнительные платежи 527152 руб. и текущие пени 361780 руб., в том числе 352376,60 руб. пени с даты Решения по дату зачета и 9403,39 руб. пени по иным основаниям, не связанным с рассматриваемым решением. Остаток 1564542,68 руб. налога на прибыль 07.08.2003 зачтен с имеющейся переплаты по налогу на прибыль.
Итого, в местный бюджет взыскано 20371328 руб. налога, 4332942,32 руб. пени, 527152 руб. дополнительных платежей, 352376,60 руб. текущих пени.
Факт того, что указанными заключениями подтверждается взыскание доначисленных сумм в форме зачета именно по данному Решению; то, что текущие пени возникают на основании недоимки именно по данному Решению; то, что остатки взыскиваются с имеющейся переплаты (т.н. автозачет) подтверждается письмом Управления ФНС РФ по Иркутской области и УО БАО N 08-28/016301 от 24.08.06 (копия имеется в материалах дела).
Из доначисленных сумм налога будущих периодов 25040675 руб. взыскано было 13000590 руб., в том числе путем зачета с переплаты по налогу на прибыль по текущим платежам 19.12.2003 9905212 руб. (уведомление N 05-23/4436), зачета с НДС (КБК 1010101) 13.07.2004 - 3095379 руб. (уведомление N 08-17/6175).
Переплата 9905212 руб. возникла в связи с уплатой налога в большем размере по платежным поручениям N 12102, 12100, 12101 от 04.11.2003 (т. 2 л.д. 17 - 20).
По заявлению ОАО "Корпорация "Иркут" решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13644/03-18-41 было признано недействительным Решение ИМНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска Иркутской области от 29 июля 2003 года N 05-26.3/52дсп в части.
Решение было отменено в части Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского Округа, с передачей дела на новое рассмотрение, в остальной части оставлено без изменения.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены, Решение налогового органа признано недействительным.
Решение арбитражного суда оставлено без изменения апелляционной и кассационной инстанциями.
Суды признали недействительным решение в части начисления заявителю 243887917 руб. налога на прибыль, 25040675 руб. налога на прибыль будущих периодов (зачисление по базе переходного периода, из которых взыскано 13000590 руб.), 6325820 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль и 51943689,56 руб. пени.
Конкретные оспоренные суммы по бюджетам приведены в расчете, представленном заявителем (т. 1 л.д. 63).
Сумма текущих пени, незаконно взысканных и невозвращенных по настоящее время, рассчитана заявителем в соответствующей пропорции к сумме оспоренного налога (расчет т. 1 л.д. 63). Так, сумма в ФБ составила 524250,19 руб., ОБ - 2181800,34 руб., МБ - 351557,81 руб., итого 3057608,35 руб.
Возврат излишне взысканных сумм осуществлялся поэтапно, следующими суммами:
ФБ: налог 57315353 руб. (платежное поручение N 672 от 22.12.2005, т. 2 л.д. 21), пени + доп. платежи 14567377,40 руб. (платежное поручение N 673 от 22.12.2005 в общей сумме платежа 22171312,72 руб., т. 2 л.д. 22),
ОБ: налог 162591945 руб. (платежное поручение N 512 от 27.12.2005, т. 2 л.д. 23), пени + доп. платежи 38846339,37 руб. (платежное поручение N 513 от 27.12.2005, т. 2 л.д. 24),
МБ: налог 20323993,68 руб. (2 платежных поручения N 514 от 28.12.2005, т. 2 л.д. 25 - 26), пени + доп. платежи 4855792,79 руб. (2 платежных поручения N 515 от 28.12.2005, 29.12.2005, т. 2 л.д. 27 - 28).
Итого, возвращено налога 240231291 руб., дополнительных платежей и пени 58269509,55 руб. Не возвращено налога на прибыль 3656626 руб., налога на прибыль будущих периодов 13000590 руб., сумма текущей пени 3057608,35 руб.
Фактические возвращенные суммы возврата, указанные в платежных поручениях соответствуют суммам по решениям (заключениям) о возврате (N 7717002672, 7717002673, 12361, 12362, 12363, 12364, т. 2 л.д. 72 - 77).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела Актом сверки дат взыскания и возврата излишне взысканных сумм, составленным и подписанным представителями заявителя и ответчика МИФНС по КН N 8.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 79 НК, сумма излишне взысканного налога и пени возвращена не полностью, в нарушение п. 4 ст. 79 НК сумма излишне взысканного налога и пени была возвращена без начисления на нее процентов.
Согласно п. 1 ст. 79 НК, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Согласно п. 4 ст. 79 НК, сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Таким образом, поскольку излишне взысканная сумма налога на прибыль 243887917 руб., налога на прибыль будущих периодов (начисление по базе переходного периода) 13000590 руб., дополнительных платежей по налогу на прибыль 6325820 руб. и пени 51943689,56 руб., возвращалась Обществу в нарушение п. 3 и п. 4 ст. 79 НК без процентов, а сумма 16657216 руб. налога, и 3057608,35 руб. текущей пени вообще возвращена не была, Общество, силу п. 2 ст. 79 НК вправе требовать возврата невозвращенных сумм налога и текущей пени, и уплаты процентов со всех излишне взысканных сумм.
Довод ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствовал факт принудительного взыскания, так как был осуществлен зачет, суд считает необоснованным.
Зачет является видом взыскания, т.е. принудительного изъятия имущества.
Возврат неправомерно взысканных сумм регулируется ст. 79 НК, которой не делает исключения для взыскания в форме зачета.
Согласно статье 45 НК, обязанность по уплате налога прекращается зачетом. Согласно п. 2 ст. 45 НК, из чужих денежных средств налоги в РФ уплате не подлежат.
Денежные средства, физически числящиеся на счете доходов по НДС, в сумме подтвержденной к возмещению, принадлежат Обществу, которое может распорядиться ими, попросив перечислить на свой расчетный счет, либо зачесть в уплату налоговых обязательств. Именно в силу данного обстоятельства, в силу принадлежности данных средств Обществу, налоговый орган может самостоятельно зачитывать их в счет недоимки, а Общество может в любой момент, безусловно, потребовать перечисления их на свой расчетный счет.
Согласно Определению Конституционного Суда N 41-О от 22 января 2004 года: "по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств."
Позиция налоговых органов противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 503-О.
Данным Определением КС разграничивает излишнюю уплату и излишнее взыскание налога, кроме того, КС разъясняет, что возврат излишне взысканного налога осуществляется только на основании статьи 79 НК, не упоминая ст. 176 НК. В пункте 2.5 Определения, КС в частности указывает: "Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (пункт 4 статьи 79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (пункты 2 и 9 статьи 78).
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О по жалобе гражданки М.).
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате з бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может)".
Применение иной правовой позиции, на которой настаивает налоговый орган, является нарушением статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно выявленному в Определении КС N 503-О от 27 декабря 2005 г. конституционно-правовому смыслу статьи 79 НК РФ, проведенный налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, зачет, является принудительным взысканием.
Арбитражная практика также оценивает зачет, проведенный по инициативе налогового органа, как принудительное взыскание (постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу N А43-32876/2004-35-1057 от 02.09.2005; постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2005 по делу N ФОЗ-А51/05-2/3295, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.11.05 N А05-7115/2005-22, от 11.01.06 N А05-8548/2005-12).
Поскольку факт излишнего взыскания установлен, взысканная сумма подтверждена документально, согласно п. 4 ст. 79 НК, сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Согласно п. 7 ст. 79 НК РФ, правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, заявитель вправе претендовать не только на возврат налога на прибыль, дополнительных платежей и пени, взысканным по признанному Арбитражным судом Иркутской области недействительным решению, но и на перечисление начисленной в соответствии со ст. 79 НК суммы процентов.
Согласно представленному заявителем и проверенном судом расчету, подлежат начислению и выплате проценты в размере 105351055,14 руб.
Контррасчет процентов ответчиком не представлен.
Отсутствие у заявителя недоимки по расчетам с бюджетом подтверждается Справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 07.08.2006, 08.09.2006.
К ИФНС РФ N 17 по г. Москве после уточнения требований какие-либо требования не предъявлены, поэтому в иске к указанному ответчику суд отказывает.
Ответчики освобождены от уплаты госпошлины. Уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 168 - 170 АПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

обязать Межрегиональную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 8 возвратить на расчетный счет ОАО "Корпорация "Иркут":
- излишне взысканный налог в размере 16657216 руб., в том числе из федерального бюджета 9847383 руб., из бюджета Иркутской области 5984398 руб., из бюджета г. Иркутска 825435 руб.,
- излишне взысканные пени в сумме 3057608,35 руб., в том числе из федерального бюджета 524250,19 руб., из бюджета Иркутской области 2181800,34 руб., из бюджета г. Иркутска 351557,82 руб.
Обязать Межрегиональную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 8 начислить и уплатить ОАО "Корпорация "Иркут" проценты в сумме 105351055,14 руб., в том числе:
- проценты в сумме 98093133,30 руб., начисленные на суммы излишне взысканных и возвращенных заявителю налога на прибыль, дополнительных платежей и пени, в том числе из федерального бюджета 23793183,76 руб., из бюджета Иркутской области 66114854,36 руб., из бюджета г. Иркутска 8185095,17 руб.;
- проценты в сумме 7257921,84 руб., начисленные на излишне взысканные и не возвращенные заявителю суммы налога на прибыль и пени, в том числе из федерального бюджета 3758661,49 руб., из бюджета Иркутской области 3056789,77 руб.,- из бюджета г. Иркутска 442470,58 руб.
В иске к ИФНС РФ N 17 по г. Москве отказать.
Возвратить ОАО "Корпорация "Иркут" из федерального бюджета госпошлину в размере 100000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)