Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 сентября 2005 г. Дело N А40-36790/05-90-307
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи П.И., при ведении протокола судебного заседания судьей П.И., рассмотрел дело по заявлению ОАО "Московский завод "Кристалл" к МИ ФНС России по КН N 3 о признании недействительным решения N 27 от 24.03.2005, обязании возместить из бюджета путем зачета сумму акциза в размере 9697603 руб., при участии: от заявителя - А., дов. от 29.08.2005; от МИ ФНС России по КН N 3 - П.Р., дов. от 27.06.2005,
ОАО "Московский завод "Кристалл" обратилось в суд с заявлением о признании решения МИ ФНС России по КН N 3 N 27 от 24.03.2005 недействительным, обязании МИ ФНС России по КН N 3 возместить из бюджета путем зачета сумму акциза в размере 9697603 руб.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа противоречит действующему законодательству и нарушает его права.
МИ ФНС России по КН N 3 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Московский завод "Кристалл" по налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года заявило к возмещению (зачету) сумму акциза в размере 9697603 рублей, из которых:
- - 920195 руб. - акциз, уплаченный при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве подакцизного сырья при производстве подакцизных товаров, вывезенных (реализованных) в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации;
- - 8777408 руб. - акциз, уплаченный при реализации подакцизных товаров, факт экспорта которых подтвержден в отчетном периоде.
Подакцизные товары, суммы акциза по которым были заявлены к возмещению по налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года, были вывезены ОАО "Московский завод "Кристалл" в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации в июле 2004 года.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по результатам камеральной налоговой проверки документов, представленных ОАО "Московский завод "Кристалл" с налоговой декларацией по акцизам за ноябрь 2004 года, вынесено решение от 24.03.2005 N 27. ОАО "Московский завод "Кристалл" получило это решение только 20.04.2005 (вх. N 432 от 20.04.2005).
Налоговым органом принято решение:
1. Отказать в возмещении акциза при реализации в июле 2004 года в сумме 8777408,40 руб.
2. Отказать в обоснованности применения налоговых вычетов в размере 920194,60 руб.
3. Доначислить сумму акциза по сроку уплаты 25.08.2004 в размере 460097 руб., по сроку уплаты 15.09.2004 - в размере 460097 руб. (КБК 18210302111010000110).
Суд считает, что решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 24.03.2005 N 27 не обосновано, не соответствует законодательству по следующим основаниям.
Довод налогового органа: "Организацией не представлено заявление о подтверждении суммы акциза в размере 9697603 руб.".
Данный довод противоречит требованиям НК РФ.
Сумма в размере 9697603 руб. включает в себя:
- - 8777408 руб. - акциз, уплаченный при реализации подакцизных товаров, факт экспорта которых подтвержден в отчетном периоде;
- - 920195 руб. - акциз, уплаченный при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве подакцизного сырья при производстве подакцизных товаров, вывезенных (реализованных) в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.
ОАО "Московский завод "Кристалл" уплатило эти суммы акциза:
- - 1-ую - после того, как реализовало товары на экспорт вследствие отсутствия поручительства банка (банковской гарантии). При наличии такого поручительства согласно ст. 184 НК РФ у организации вообще не возникает обязанности платить акциз;
- - 2-ую - при приобретении у поставщиков сырья для производства подакцизных товаров.
Данные суммы являются суммами налоговых вычетов согласно ст. 200 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 184 НК РФ установлено, что при уплате акциза в бюджет вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
В п. 7 ст. 198 НК РФ указано: при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган представляются следующие документы:
- контракт,
- платежные документы и выписка банка,
- ГТД,
- копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками таможенных органов.
Пунктом 4 ст. 203 НК РФ установлено, что уплаченные суммы акциза по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ.
Очевидно, что ни ст. 184, ни ст. 198, ни ст. 203 НК РФ не требуют, чтобы налогоплательщик представлял такой документ, как "заявление о подтверждении суммы акциза".
Кроме того, ОАО "Московский завод "Кристалл" представляло в налоговый орган два сопроводительных письма к налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года и прилагающимся к ней документам. В данных письмах четко было указано, для чего перечисленные в них документы представляются: "для возмещения сумм уплаченных акцизов, включенных в декларацию по акцизам за ноябрь 2004 года (исх. N 64 от 24.12.2004, вх. N 24247 от 25.12.2004) и "для возмещения сумм уплаченных акцизов по спиртосодержащему сырью, использованному для производства экспортной готовой продукции, включенных в декларацию по акцизам за ноябрь 2004 года" (исх. N 06/2297 от 24.12.2004, вх. N 24311 от 24.12.2004).
Довод налогового органа: "Организацией не представлены документы, подтверждающие получение и оплату подакцизного этилового спирта из пищевого сырья".
Данный довод противоречит действительности.
ОАО "Московский завод "Кристалл" представляло налоговому органу документы, подтверждающие получение и оплату подакцизного этилового спирта из пищевого сырья (сопроводительное письмо исх. N 06/2297 от 24.12.2004 с отметкой налогового органа о получении вх. N 24311 от 24.12.2004).
Довод налогового органа: "Организация не представила документы, подтверждающие счет налоговой базы".
Данный довод противоречит требованиям НК РФ.
Расчет налоговой базы приведен в налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года (стр. 010 декларации).
Как было указано в разделе 1-м настоящего заявления, документы, необходимые для подтверждения обоснованности заявленных к возмещению сумм акцизов, указаны в ст. ст. 184, 203 и, главное, в п. 7 ст. 198 НК РФ.
В данных статьях отсутствует такой документ, как "Документ, подтверждающий расчет налоговой базы".
Налоговому органу для того и представляются контракты, платежные документы, выписки банка, ГТД, товаросопроводительная документация, документы по уплате акцизов в бюджет по сырью, чтобы на их основании налоговый орган, зная ставки акциза и порядок их расчета, смог проверить, правильно ли налогоплательщик рассчитал сумму акциза, заявленную к вычету.
Кроме того, если в процессе проведения камеральной проверки налоговый орган видит необходимость получения каких-либо дополнительных документов, справок, сведений, он на основании ст. 88 НК РФ имеет право запросить эти документы у налогоплательщика. Однако налоговый орган в течение трех месяцев проведения камеральной проверки не запросил у ОАО "Московский завод "Кристалл" подобных документов.
Довод налогового органа: "Организация не представила документы, подтверждающие раздельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров".
Данный довод противоречит требованиям НК РФ.
Как было указано выше, документы, необходимые для подтверждения обоснованности заявленных к возмещению сумм акцизов, указаны в ст. ст. 184, 203 и, главное, в п. 7 ст. 198 НК РФ.
В данных статьях отсутствует такой документ как "Документ, подтверждающий раздельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров".
Налогоплательщик по своей инициативе не должен представлять данные документы налоговому органу.
Если в процессе проведения камеральной проверки налоговый орган видит необходимость получения каких-либо дополнительных документов, справок, сведений, он на основании ст. 88 НК РФ имеет право запросить эти документы у налогоплательщика. Однако налоговый орган в течение трех месяцев проведения камеральной проверки не запросил у ОАО "Московский завод "Кристалл" документов, подтверждающих раздельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров.
В связи с тем, что налоговый орган не затребовал документы, подтверждающие раздельный учет, ОАО "Московский завод "Кристалл" и не представляло этих документов налоговому органу. Тем более непонятно, как при обоснованном отсутствии этих документов налоговый орган мог указать в своем решении, что у организации отсутствует раздельный учет.
Налоговый орган в своем решении ссылается на п. 2 ст. 183 НК РФ.
В п. 2 ст. 183 НК РФ установлено: перечисленные в п. 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.
В п. 1 ст. 183 НК РФ указано: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ. Указанное освобождение предоставляется в соответствии со ст. 184 НК РФ.
В п. 2 ст. 184 НК РФ установлено, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ при предоставлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.
Далее указано: при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.
Очевидно, что уплату акциза (в связи с отсутствием одного из условий для освобождения) нельзя назвать освобождением от налогообложения.
В п. 3 ст. 184 НК РФ указано: при уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Возмещение сумм акцизов производится в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ.
Данный порядок возмещения установлен п. 4 ст. 203 НК РФ: возмещение производится путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ.
В п. 7 ст. 198 НК РФ отсутствует упоминание о документах, подтверждающих ведение раздельного учета.
Однако практика бухгалтерского и налогового учета налогоплательщиков, осуществляющих операции по реализации подакцизных товаров на внутренний рынок и на экспорт, сложилась таким образом, что налогоплательщики ведут отдельный учет операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.
Порядок ведения отдельного учета не установлен законодательством.
В связи с этим налогоплательщик самостоятельно определяет, как ему вести отдельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров.
ОАО "Московский завод "Кристалл" определило порядок ведения такого отдельного учета в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета (приказ N 419 от 31.12.2003). Отдельный учет ведется с использованием счетов:
- 20 "Основное производство",
- 43 "Готовая продукция",
- 90 "Выручка от реализации продукции".
В подразделе "Расходы по обычным видам деятельности" раздела 6.14 "Признание и учет расходов общества" учетной политики установлено, что в обществе обеспечивается внутреннее разделение учета затрат по следующим видам деятельности:
1) расходы по реализации на внутреннем рынке,
2) расходы по реализации готовой продукции на экспорт.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В подразделе "Учет и распределение прямых и косвенных расходов" раздела 6.14 "Признание и учет расходов Общества" учетной политики установлено, что прямые затраты, относящиеся к основному производству, учитываются на синтетическом счете 20 "Основное производство". Учет прямых производственных расходов ведется по статьям затрат в разрезе ассортимента выпускаемой продукции по субсчетам, соответствующим основным производственным цехам:
- 1. Счет 20/01-00 "Цех ректификации";
- 2. Счет 20/02-00 "Очистной цех";
- 3. Счет 20/03-00 "Расфасовочный цех N 1";
- 4. Счет 20/04-00 "Расфасовочный цех N 2".
По итогам отчетного периода (ежемесячно) расходы, аккумулированные на субсчетах 20/03-20, 20/04-20 (внутренний рынок) и 20/03-21, 20/04-21 (экспорт), списываются соответственно в дебет счетов 43/00-01 (100% акциза), 43/00-02 (20% акциза) "Готовая продукция/внутренний рынок" и 43/01 "Готовая продукция/экспорт".
Примеры ведения раздельного учета: по счету 43 (журнал-ордер по счету 43/01-00 "Экспортная ГП" и журнал-ордер по счету 43/00-01 "Готовая продукция 100%") и по счету 20 (журнал-ордер по счету 20/04-21 "РФЦ 2 розлив на экспорт", журнал-ордер по счету 20/03-21 "РФЦ 1 розлив на экспорт", журнал-ордер по счету 20/04-20 "РФЦ 2 розлив внутренний рынок", журнал-ордер по счету 20/03-20 "РФЦ 1 розлив внутр. рынок").
В подразделе 6.12 "Признание и учет доходов от обычных видов деятельности" установлено, что бухгалтерский учет от обычных видов деятельности осуществляется с использованием счета 90 "Продажи". Аналитический учет от обычных видов деятельности осуществляется по следующим направлениям:
1) выручка от реализации готовой продукции на внутреннем рынке - 90-10-10,
2) выручка от реализации готовой продукции на экспорт - 90-10-20.
Пример ведения раздельного учета по счету 90 прилагается (журнал-ордер по счету 90/10-10 "Выручка на внутренний рынок" и журнал-ордер по счету 90/10-20 "Выручка на экспорт").
Согласно разделу 7 списание реализованной готовой продукции со сч. 43 "Готовая продукция" по фактической себестоимости в конце месяца производится непосредственно на соответствующие субсчета счета 90/20-00 "Себестоимость продаж" (журнал-ордер по счету 90/20-10 "СС внутренний рынок" и журнал-ордер по счету 90/20-20 "СС экспорт").
Ведется отдельный учет выручки, поступившей на расчетные счета ОАО "Московский завод "Кристалл" в рублях и в валюте (соответственно сч. 51 - журнал-ордер по сч. 51/05-00 р/с Интерпромбанка и сч. 52 - журнал-ордер по сч. 52/60-00 вал. тек. счет МБРР-USD).
Ведется отдельный учет обязательств покупателей на внутреннем рынке и иностранных покупателей (соответственно: журнал-ордер по сч. 62/00-00 "Покупатели" и журнал-ордер по сч. 62/10-00 "Расч. покуп. экспорт" USD).
Доказательством ведения отдельного учета реализации подакцизных товаров на экспорт и на внутренний рынок являются товарно-транспортные накладные. Данные документы оформляются сотрудниками бухгалтерии и отдела продаж. ТТН на реализацию продукции на внутренний рынок отличается от накладной (наряда) на реализацию продукции на экспорт (соответственно: ТТН N 18176/112 от 19.11.2004 и наряд N 137 Э на отгрузку ликероводочных изделий на экспорт от 24.11.2004).
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что ОАО "Московский завод "Кристалл" ведет отдельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров.
Налоговый орган безосновательно отказал в возмещении акциза при реализации в июле 2004 года в сумме 8777408 руб. (п. 1 резолютивной части решения).
В мотивировочной части решения налоговый орган указал - документально подтверждена сумма в размере 8777408 руб. (последний абз. стр. 4 решения).
Налоговый орган неправомерно доначислил суммы акциза по сроку уплаты 25.08.2004 в размере 460097 руб., по сроку уплаты 15.09.2004 - в размере 460097 руб. (КБК 18210302111010000110) (п. 3 резолютивной части решения).
ОАО "Московский завод "Кристалл" ранее уже уплатило сумму акциза по сырью, использованному при производстве подакцизных товаров, реализованных на экспорт (см. бухгалтерскую справку по сумме акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, поставленных на экспорт).
ОАО "Московский завод "Кристалл" не уменьшило сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет по налоговой декларации за ноябрь 2004 года, на сумму ранее уплаченного по сырью акциза. ОАО "Московский завод "Кристалл" указало эту сумму в установленном порядке справочно в декларации и попросило у налогового органа возмещение в виде зачета в счет будущих платежей акцизов в бюджет.
Таким образом, доначислив акциз к уплате, налоговый орган повторно возложил на ОАО "Московский завод "Кристалл" обязанность заплатить уже ранее уплаченный акциз.
ОАО "Московский завод "Кристалл" выполнило решение налогового органа и уплатило повторно сумму акциза по сырью (п/п N 1599 от 25.04.2005, выписка из лицевого счет за период с 25.04.2005 по 25.04.2005).
С учетом изложенного суд считает, что решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 24.03.2005 N 27 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности. В соответствии с решением налогового органа на ОАО "Московский завод "Кристалл" неправомерно возлагается обязанность по уплате необоснованных (излишних) сумм налога (акциза), ОАО "Московский завод "Кристалл" лишается права на возмещение ранее уплаченных сумм налога, налоговые вычеты, а поэтому оснований к отказу в удовлетворении требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ суд
признать решение МИ ФНС России по КН N 3 от 24.03.2005 N 27 недействительным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Обязать МИ ФНС России по КН N 3 возместить из бюджета ОАО "Московский завод "Кристалл" путем зачета сумму акциза в размере 9697603 руб.
Решение суда в части признания недействительным решения налогового органа подлежит немедленному исполнению.
Возвратить ОАО "Московский завод "Кристалл" из федерального бюджета 61988 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1 месяца после принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО - в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 07.09.2005 ПО ДЕЛУ N А40-36790/05-90-307
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2005 г. Дело N А40-36790/05-90-307
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи П.И., при ведении протокола судебного заседания судьей П.И., рассмотрел дело по заявлению ОАО "Московский завод "Кристалл" к МИ ФНС России по КН N 3 о признании недействительным решения N 27 от 24.03.2005, обязании возместить из бюджета путем зачета сумму акциза в размере 9697603 руб., при участии: от заявителя - А., дов. от 29.08.2005; от МИ ФНС России по КН N 3 - П.Р., дов. от 27.06.2005,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московский завод "Кристалл" обратилось в суд с заявлением о признании решения МИ ФНС России по КН N 3 N 27 от 24.03.2005 недействительным, обязании МИ ФНС России по КН N 3 возместить из бюджета путем зачета сумму акциза в размере 9697603 руб.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа противоречит действующему законодательству и нарушает его права.
МИ ФНС России по КН N 3 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Московский завод "Кристалл" по налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года заявило к возмещению (зачету) сумму акциза в размере 9697603 рублей, из которых:
- - 920195 руб. - акциз, уплаченный при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве подакцизного сырья при производстве подакцизных товаров, вывезенных (реализованных) в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации;
- - 8777408 руб. - акциз, уплаченный при реализации подакцизных товаров, факт экспорта которых подтвержден в отчетном периоде.
Подакцизные товары, суммы акциза по которым были заявлены к возмещению по налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года, были вывезены ОАО "Московский завод "Кристалл" в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации в июле 2004 года.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по результатам камеральной налоговой проверки документов, представленных ОАО "Московский завод "Кристалл" с налоговой декларацией по акцизам за ноябрь 2004 года, вынесено решение от 24.03.2005 N 27. ОАО "Московский завод "Кристалл" получило это решение только 20.04.2005 (вх. N 432 от 20.04.2005).
Налоговым органом принято решение:
1. Отказать в возмещении акциза при реализации в июле 2004 года в сумме 8777408,40 руб.
2. Отказать в обоснованности применения налоговых вычетов в размере 920194,60 руб.
3. Доначислить сумму акциза по сроку уплаты 25.08.2004 в размере 460097 руб., по сроку уплаты 15.09.2004 - в размере 460097 руб. (КБК 18210302111010000110).
Суд считает, что решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 24.03.2005 N 27 не обосновано, не соответствует законодательству по следующим основаниям.
Довод налогового органа: "Организацией не представлено заявление о подтверждении суммы акциза в размере 9697603 руб.".
Данный довод противоречит требованиям НК РФ.
Сумма в размере 9697603 руб. включает в себя:
- - 8777408 руб. - акциз, уплаченный при реализации подакцизных товаров, факт экспорта которых подтвержден в отчетном периоде;
- - 920195 руб. - акциз, уплаченный при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве подакцизного сырья при производстве подакцизных товаров, вывезенных (реализованных) в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.
ОАО "Московский завод "Кристалл" уплатило эти суммы акциза:
- - 1-ую - после того, как реализовало товары на экспорт вследствие отсутствия поручительства банка (банковской гарантии). При наличии такого поручительства согласно ст. 184 НК РФ у организации вообще не возникает обязанности платить акциз;
- - 2-ую - при приобретении у поставщиков сырья для производства подакцизных товаров.
Данные суммы являются суммами налоговых вычетов согласно ст. 200 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 184 НК РФ установлено, что при уплате акциза в бюджет вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
В п. 7 ст. 198 НК РФ указано: при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган представляются следующие документы:
- контракт,
- платежные документы и выписка банка,
- ГТД,
- копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками таможенных органов.
Пунктом 4 ст. 203 НК РФ установлено, что уплаченные суммы акциза по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ.
Очевидно, что ни ст. 184, ни ст. 198, ни ст. 203 НК РФ не требуют, чтобы налогоплательщик представлял такой документ, как "заявление о подтверждении суммы акциза".
Кроме того, ОАО "Московский завод "Кристалл" представляло в налоговый орган два сопроводительных письма к налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года и прилагающимся к ней документам. В данных письмах четко было указано, для чего перечисленные в них документы представляются: "для возмещения сумм уплаченных акцизов, включенных в декларацию по акцизам за ноябрь 2004 года (исх. N 64 от 24.12.2004, вх. N 24247 от 25.12.2004) и "для возмещения сумм уплаченных акцизов по спиртосодержащему сырью, использованному для производства экспортной готовой продукции, включенных в декларацию по акцизам за ноябрь 2004 года" (исх. N 06/2297 от 24.12.2004, вх. N 24311 от 24.12.2004).
Довод налогового органа: "Организацией не представлены документы, подтверждающие получение и оплату подакцизного этилового спирта из пищевого сырья".
Данный довод противоречит действительности.
ОАО "Московский завод "Кристалл" представляло налоговому органу документы, подтверждающие получение и оплату подакцизного этилового спирта из пищевого сырья (сопроводительное письмо исх. N 06/2297 от 24.12.2004 с отметкой налогового органа о получении вх. N 24311 от 24.12.2004).
Довод налогового органа: "Организация не представила документы, подтверждающие счет налоговой базы".
Данный довод противоречит требованиям НК РФ.
Расчет налоговой базы приведен в налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2004 года (стр. 010 декларации).
Как было указано в разделе 1-м настоящего заявления, документы, необходимые для подтверждения обоснованности заявленных к возмещению сумм акцизов, указаны в ст. ст. 184, 203 и, главное, в п. 7 ст. 198 НК РФ.
В данных статьях отсутствует такой документ, как "Документ, подтверждающий расчет налоговой базы".
Налоговому органу для того и представляются контракты, платежные документы, выписки банка, ГТД, товаросопроводительная документация, документы по уплате акцизов в бюджет по сырью, чтобы на их основании налоговый орган, зная ставки акциза и порядок их расчета, смог проверить, правильно ли налогоплательщик рассчитал сумму акциза, заявленную к вычету.
Кроме того, если в процессе проведения камеральной проверки налоговый орган видит необходимость получения каких-либо дополнительных документов, справок, сведений, он на основании ст. 88 НК РФ имеет право запросить эти документы у налогоплательщика. Однако налоговый орган в течение трех месяцев проведения камеральной проверки не запросил у ОАО "Московский завод "Кристалл" подобных документов.
Довод налогового органа: "Организация не представила документы, подтверждающие раздельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров".
Данный довод противоречит требованиям НК РФ.
Как было указано выше, документы, необходимые для подтверждения обоснованности заявленных к возмещению сумм акцизов, указаны в ст. ст. 184, 203 и, главное, в п. 7 ст. 198 НК РФ.
В данных статьях отсутствует такой документ как "Документ, подтверждающий раздельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров".
Налогоплательщик по своей инициативе не должен представлять данные документы налоговому органу.
Если в процессе проведения камеральной проверки налоговый орган видит необходимость получения каких-либо дополнительных документов, справок, сведений, он на основании ст. 88 НК РФ имеет право запросить эти документы у налогоплательщика. Однако налоговый орган в течение трех месяцев проведения камеральной проверки не запросил у ОАО "Московский завод "Кристалл" документов, подтверждающих раздельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров.
В связи с тем, что налоговый орган не затребовал документы, подтверждающие раздельный учет, ОАО "Московский завод "Кристалл" и не представляло этих документов налоговому органу. Тем более непонятно, как при обоснованном отсутствии этих документов налоговый орган мог указать в своем решении, что у организации отсутствует раздельный учет.
Налоговый орган в своем решении ссылается на п. 2 ст. 183 НК РФ.
В п. 2 ст. 183 НК РФ установлено: перечисленные в п. 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.
В п. 1 ст. 183 НК РФ указано: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ. Указанное освобождение предоставляется в соответствии со ст. 184 НК РФ.
В п. 2 ст. 184 НК РФ установлено, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ при предоставлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.
Далее указано: при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.
Очевидно, что уплату акциза (в связи с отсутствием одного из условий для освобождения) нельзя назвать освобождением от налогообложения.
В п. 3 ст. 184 НК РФ указано: при уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Возмещение сумм акцизов производится в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ.
Данный порядок возмещения установлен п. 4 ст. 203 НК РФ: возмещение производится путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ.
В п. 7 ст. 198 НК РФ отсутствует упоминание о документах, подтверждающих ведение раздельного учета.
Однако практика бухгалтерского и налогового учета налогоплательщиков, осуществляющих операции по реализации подакцизных товаров на внутренний рынок и на экспорт, сложилась таким образом, что налогоплательщики ведут отдельный учет операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.
Порядок ведения отдельного учета не установлен законодательством.
В связи с этим налогоплательщик самостоятельно определяет, как ему вести отдельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров.
ОАО "Московский завод "Кристалл" определило порядок ведения такого отдельного учета в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета (приказ N 419 от 31.12.2003). Отдельный учет ведется с использованием счетов:
- 20 "Основное производство",
- 43 "Готовая продукция",
- 90 "Выручка от реализации продукции".
В подразделе "Расходы по обычным видам деятельности" раздела 6.14 "Признание и учет расходов общества" учетной политики установлено, что в обществе обеспечивается внутреннее разделение учета затрат по следующим видам деятельности:
1) расходы по реализации на внутреннем рынке,
2) расходы по реализации готовой продукции на экспорт.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В подразделе "Учет и распределение прямых и косвенных расходов" раздела 6.14 "Признание и учет расходов Общества" учетной политики установлено, что прямые затраты, относящиеся к основному производству, учитываются на синтетическом счете 20 "Основное производство". Учет прямых производственных расходов ведется по статьям затрат в разрезе ассортимента выпускаемой продукции по субсчетам, соответствующим основным производственным цехам:
- 1. Счет 20/01-00 "Цех ректификации";
- 2. Счет 20/02-00 "Очистной цех";
- 3. Счет 20/03-00 "Расфасовочный цех N 1";
- 4. Счет 20/04-00 "Расфасовочный цех N 2".
По итогам отчетного периода (ежемесячно) расходы, аккумулированные на субсчетах 20/03-20, 20/04-20 (внутренний рынок) и 20/03-21, 20/04-21 (экспорт), списываются соответственно в дебет счетов 43/00-01 (100% акциза), 43/00-02 (20% акциза) "Готовая продукция/внутренний рынок" и 43/01 "Готовая продукция/экспорт".
Примеры ведения раздельного учета: по счету 43 (журнал-ордер по счету 43/01-00 "Экспортная ГП" и журнал-ордер по счету 43/00-01 "Готовая продукция 100%") и по счету 20 (журнал-ордер по счету 20/04-21 "РФЦ 2 розлив на экспорт", журнал-ордер по счету 20/03-21 "РФЦ 1 розлив на экспорт", журнал-ордер по счету 20/04-20 "РФЦ 2 розлив внутренний рынок", журнал-ордер по счету 20/03-20 "РФЦ 1 розлив внутр. рынок").
В подразделе 6.12 "Признание и учет доходов от обычных видов деятельности" установлено, что бухгалтерский учет от обычных видов деятельности осуществляется с использованием счета 90 "Продажи". Аналитический учет от обычных видов деятельности осуществляется по следующим направлениям:
1) выручка от реализации готовой продукции на внутреннем рынке - 90-10-10,
2) выручка от реализации готовой продукции на экспорт - 90-10-20.
Пример ведения раздельного учета по счету 90 прилагается (журнал-ордер по счету 90/10-10 "Выручка на внутренний рынок" и журнал-ордер по счету 90/10-20 "Выручка на экспорт").
Согласно разделу 7 списание реализованной готовой продукции со сч. 43 "Готовая продукция" по фактической себестоимости в конце месяца производится непосредственно на соответствующие субсчета счета 90/20-00 "Себестоимость продаж" (журнал-ордер по счету 90/20-10 "СС внутренний рынок" и журнал-ордер по счету 90/20-20 "СС экспорт").
Ведется отдельный учет выручки, поступившей на расчетные счета ОАО "Московский завод "Кристалл" в рублях и в валюте (соответственно сч. 51 - журнал-ордер по сч. 51/05-00 р/с Интерпромбанка и сч. 52 - журнал-ордер по сч. 52/60-00 вал. тек. счет МБРР-USD).
Ведется отдельный учет обязательств покупателей на внутреннем рынке и иностранных покупателей (соответственно: журнал-ордер по сч. 62/00-00 "Покупатели" и журнал-ордер по сч. 62/10-00 "Расч. покуп. экспорт" USD).
Доказательством ведения отдельного учета реализации подакцизных товаров на экспорт и на внутренний рынок являются товарно-транспортные накладные. Данные документы оформляются сотрудниками бухгалтерии и отдела продаж. ТТН на реализацию продукции на внутренний рынок отличается от накладной (наряда) на реализацию продукции на экспорт (соответственно: ТТН N 18176/112 от 19.11.2004 и наряд N 137 Э на отгрузку ликероводочных изделий на экспорт от 24.11.2004).
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что ОАО "Московский завод "Кристалл" ведет отдельный учет операций по производству и реализации подакцизных товаров.
Налоговый орган безосновательно отказал в возмещении акциза при реализации в июле 2004 года в сумме 8777408 руб. (п. 1 резолютивной части решения).
В мотивировочной части решения налоговый орган указал - документально подтверждена сумма в размере 8777408 руб. (последний абз. стр. 4 решения).
Налоговый орган неправомерно доначислил суммы акциза по сроку уплаты 25.08.2004 в размере 460097 руб., по сроку уплаты 15.09.2004 - в размере 460097 руб. (КБК 18210302111010000110) (п. 3 резолютивной части решения).
ОАО "Московский завод "Кристалл" ранее уже уплатило сумму акциза по сырью, использованному при производстве подакцизных товаров, реализованных на экспорт (см. бухгалтерскую справку по сумме акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, поставленных на экспорт).
ОАО "Московский завод "Кристалл" не уменьшило сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет по налоговой декларации за ноябрь 2004 года, на сумму ранее уплаченного по сырью акциза. ОАО "Московский завод "Кристалл" указало эту сумму в установленном порядке справочно в декларации и попросило у налогового органа возмещение в виде зачета в счет будущих платежей акцизов в бюджет.
Таким образом, доначислив акциз к уплате, налоговый орган повторно возложил на ОАО "Московский завод "Кристалл" обязанность заплатить уже ранее уплаченный акциз.
ОАО "Московский завод "Кристалл" выполнило решение налогового органа и уплатило повторно сумму акциза по сырью (п/п N 1599 от 25.04.2005, выписка из лицевого счет за период с 25.04.2005 по 25.04.2005).
С учетом изложенного суд считает, что решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 24.03.2005 N 27 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности. В соответствии с решением налогового органа на ОАО "Московский завод "Кристалл" неправомерно возлагается обязанность по уплате необоснованных (излишних) сумм налога (акциза), ОАО "Московский завод "Кристалл" лишается права на возмещение ранее уплаченных сумм налога, налоговые вычеты, а поэтому оснований к отказу в удовлетворении требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
признать решение МИ ФНС России по КН N 3 от 24.03.2005 N 27 недействительным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Обязать МИ ФНС России по КН N 3 возместить из бюджета ОАО "Московский завод "Кристалл" путем зачета сумму акциза в размере 9697603 руб.
Решение суда в части признания недействительным решения налогового органа подлежит немедленному исполнению.
Возвратить ОАО "Московский завод "Кристалл" из федерального бюджета 61988 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1 месяца после принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО - в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)