Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 июля 2005 г. Дело N А19-31630/04-36
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Буяновера П.И.,
судей: Архипенко А.А., Белоножко Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буяновером П.И.,
при участии:
от заявителя: Кореневой Ю.С., представителя (по доверенности от 29.03.2005 б/н),
от ответчика: Собенникова Э.В., представителя (по доверенности от 07.02.2005 N 08-190/1и),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.04.2005 по делу N А19-26923/04-36, принятое Самойловой О.И. по заявлению ЗАО "Диас" к Иркутскому региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам о признании незаконным отказа в государственной регистрации выпуска акций,
ЗАО "Диас" обратилось в суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 3 распоряжения от 18.11.2004 N 46-р Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам от отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "Диас".
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Иркутское региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, так как полагает, что оно принято с нарушением норм материального права.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации серии 38 N 001686138 от 05.07.2004, выданному Инспекцией ФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска, ЗАО "Диас" является юридическим лицом.
Единственным учредителем общества в соответствии с пунктом 1.4 Устава является Шемазашвили Коба Давидович.
Решением единственного учредителя ЗАО "Диас" от 01.07.2004 N 1 утвержден уставный капитал общества в размере 10000 руб. путем размещения 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей.
Решением единственного акционера ЗАО "Диас" от 07.07.2004 N 1 утверждено решение о выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "Диас" в количестве 100 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения - приобретение акций единственным учредителем при учреждении акционерного общества.
Решением от 26.10.2004 N 2 в решение от 07.07.2004 N 1 и в отчет об итогах выпуска акций ЗАО "Диас" от 07.07.2004 внесены исправления путем их переоформления и утверждены переоформленные решение о выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "Диас" в количестве 100 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения - приобретение акций единственным учредителем при учреждении акционерного общества, и отчет об итогах выпуска акций ЗАО "Диас".
02.11.2004 ЗАО "Диас" представило в Иркутское региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам документы для государственной регистрации выпуска акций и государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций ЗАО "Диас".
18.11.2004 Иркутское региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам распоряжением N 46-р (пункт 3) отказало в государственной регистрации выпуска именных бездокументарных акций ЗАО "Диас", способ размещения - приобретение акций единственным учредителем при учреждении акционерного общества, известив его об отказе в государственной регистрации выпуска акций уведомлением от 19.11.2004 N 07-3321/24.
Основанием отказа послужило нарушение требований пункта 2 статьи 17 ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктов 2.3.2, 2.6.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ от 18.06.2003 N 03-30/пс. По мнению Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам, решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций утверждены неуполномоченным органом управления общества.
Полагая, что оспариваемое распоряжение ответчика вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, ЗАО "Диас" обратилось в арбитражный суд.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что вывод ответчика об отсутствии у общего собрания акционеров ЗАО "Диас" полномочий на утверждение решения о выпуске акций и отчета об итогах выпуска акций не соответствует действующему законодательству, что влечет незаконность пункта 3 оспариваемого распоряжения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими материалам дела и действующему законодательству в связи со следующим.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагается перечень документов, определенный нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно статье 42 вышеназванного Закона утверждение стандарта эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг относится к функциям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 N 03-30/пс, решение о выпуске ценных бумаг, если иное не предусмотрено данными Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Размещение акций при учреждении осуществляется на основании решения об учреждении акционерного общества (пункт 3.1.2 Стандартов).
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества (пункт 2.3.2 Стандартов).
В соответствии с пунктом 2.6.2 Стандартов отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг утверждается уполномоченным лицом (органом эмитента), утвердившим решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Согласно пункту 3 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку данным Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (пункт 2 статьи 2 ФЗ "Об акционерных обществах").
В соответствии со статьей 64 ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных названным Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
Согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения главы VII данного Закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Диас" является акционерным обществом, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости указания в уставе общества информации об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
В соответствии с пунктом 4 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений определяются в соответствии с данным Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
Ни в Федеральном законе "Об акционерных обществах", ни в Уставе ЗАО "Диас" не указано, к компетенции какого органа управления отнесен вопрос об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг общества.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об акционерных обществах" размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.
Пунктом 7.3.21 Устава ЗАО "Диас" определено, что размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах", относится к компетенции общего собрания акционеров общества.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом, осуществляющим функции Совета директоров ЗАО "Диас", является общее собрание акционеров, а следовательно, в силу вышеуказанного положения пункта 3 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций утверждены уполномоченным органом управления общества.
Принимая во внимание, что пункт 3 оспариваемого распоряжения Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам не соответствует статье 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", статьям 47, 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" и нарушает права заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом указанных выше обстоятельств суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение от 19.04.2005 по делу N А19-31630/04-36 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.07.2005 ПО ДЕЛУ N А19-31630/04-36
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 14 июля 2005 г. Дело N А19-31630/04-36
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Буяновера П.И.,
судей: Архипенко А.А., Белоножко Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буяновером П.И.,
при участии:
от заявителя: Кореневой Ю.С., представителя (по доверенности от 29.03.2005 б/н),
от ответчика: Собенникова Э.В., представителя (по доверенности от 07.02.2005 N 08-190/1и),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.04.2005 по делу N А19-26923/04-36, принятое Самойловой О.И. по заявлению ЗАО "Диас" к Иркутскому региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам о признании незаконным отказа в государственной регистрации выпуска акций,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Диас" обратилось в суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 3 распоряжения от 18.11.2004 N 46-р Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам от отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "Диас".
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Иркутское региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, так как полагает, что оно принято с нарушением норм материального права.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации серии 38 N 001686138 от 05.07.2004, выданному Инспекцией ФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска, ЗАО "Диас" является юридическим лицом.
Единственным учредителем общества в соответствии с пунктом 1.4 Устава является Шемазашвили Коба Давидович.
Решением единственного учредителя ЗАО "Диас" от 01.07.2004 N 1 утвержден уставный капитал общества в размере 10000 руб. путем размещения 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей.
Решением единственного акционера ЗАО "Диас" от 07.07.2004 N 1 утверждено решение о выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "Диас" в количестве 100 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения - приобретение акций единственным учредителем при учреждении акционерного общества.
Решением от 26.10.2004 N 2 в решение от 07.07.2004 N 1 и в отчет об итогах выпуска акций ЗАО "Диас" от 07.07.2004 внесены исправления путем их переоформления и утверждены переоформленные решение о выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "Диас" в количестве 100 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения - приобретение акций единственным учредителем при учреждении акционерного общества, и отчет об итогах выпуска акций ЗАО "Диас".
02.11.2004 ЗАО "Диас" представило в Иркутское региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам документы для государственной регистрации выпуска акций и государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций ЗАО "Диас".
18.11.2004 Иркутское региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам распоряжением N 46-р (пункт 3) отказало в государственной регистрации выпуска именных бездокументарных акций ЗАО "Диас", способ размещения - приобретение акций единственным учредителем при учреждении акционерного общества, известив его об отказе в государственной регистрации выпуска акций уведомлением от 19.11.2004 N 07-3321/24.
Основанием отказа послужило нарушение требований пункта 2 статьи 17 ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктов 2.3.2, 2.6.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ от 18.06.2003 N 03-30/пс. По мнению Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам, решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций утверждены неуполномоченным органом управления общества.
Полагая, что оспариваемое распоряжение ответчика вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, ЗАО "Диас" обратилось в арбитражный суд.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что вывод ответчика об отсутствии у общего собрания акционеров ЗАО "Диас" полномочий на утверждение решения о выпуске акций и отчета об итогах выпуска акций не соответствует действующему законодательству, что влечет незаконность пункта 3 оспариваемого распоряжения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими материалам дела и действующему законодательству в связи со следующим.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагается перечень документов, определенный нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно статье 42 вышеназванного Закона утверждение стандарта эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг относится к функциям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 N 03-30/пс, решение о выпуске ценных бумаг, если иное не предусмотрено данными Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Размещение акций при учреждении осуществляется на основании решения об учреждении акционерного общества (пункт 3.1.2 Стандартов).
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества (пункт 2.3.2 Стандартов).
В соответствии с пунктом 2.6.2 Стандартов отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг утверждается уполномоченным лицом (органом эмитента), утвердившим решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Согласно пункту 3 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку данным Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (пункт 2 статьи 2 ФЗ "Об акционерных обществах").
В соответствии со статьей 64 ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных названным Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
Согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения главы VII данного Закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Диас" является акционерным обществом, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости указания в уставе общества информации об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
В соответствии с пунктом 4 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений определяются в соответствии с данным Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
Ни в Федеральном законе "Об акционерных обществах", ни в Уставе ЗАО "Диас" не указано, к компетенции какого органа управления отнесен вопрос об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг общества.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об акционерных обществах" размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.
Пунктом 7.3.21 Устава ЗАО "Диас" определено, что размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах", относится к компетенции общего собрания акционеров общества.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом, осуществляющим функции Совета директоров ЗАО "Диас", является общее собрание акционеров, а следовательно, в силу вышеуказанного положения пункта 3 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций утверждены уполномоченным органом управления общества.
Принимая во внимание, что пункт 3 оспариваемого распоряжения Иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам не соответствует статье 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", статьям 47, 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" и нарушает права заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом указанных выше обстоятельств суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2005 по делу N А19-31630/04-36 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
П.И.БУЯНОВЕР
Судьи:
А.А.АРХИПЕНКО
Т.В.БЕЛОНОЖКО
П.И.БУЯНОВЕР
Судьи:
А.А.АРХИПЕНКО
Т.В.БЕЛОНОЖКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)