Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2003 N А05-14334/02-368/26

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 5 мая 2003 года Дело N А05-14334/02-368/26

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Корпусовой О.А., Ветошкиной О.В., рассмотрев 28.04.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.12.02 по делу N А05-14334/02-368/26 (судья Ипаев С.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Отделстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 24.10.2002 N 17-23/13-8766 о взыскании 277069 руб. 33 коп. недоимки по земельному налогу за 2000 - 2002 годы и об обязании возвратить 167476 руб. излишне уплаченного земельного налога на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 30.12.02 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Податель жалобы полагает, что суд неправильно определил средние ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению инспекции, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, а следовательно, коэффициенты ежегодно увеличивают налоговую ставку по земельному налогу с учетом ранее установленных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.09.02 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 167476 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы, одновременно представив уточненные налоговые декларации по названному налогу за тот же период.
Инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций общества, по результатам которой составлен акт от 19.09.2002 и принято решение от 24.10.2002 N 17-23/13-8766 о взыскании недоимки по земельному налогу: за 2000 год - 81795 руб. 60 коп., за 2001 год - 65091 руб. 29 коп., за 2002 год - 130182 руб. 44 коп.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" и введены в действие с 01.01.99 (далее - Решение, листы дела 32 - 33). Какие-либо изменения в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Элементы налогообложения установлены статьей 17 НК РФ. При этом "коэффициент" не указан в качестве элемента налогообложения.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а значит и его ставок, не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 НК РФ. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 НК РФ. Ставка земельного налога в проверенном инспекцией периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, ввел новый повышающий ставку налога коэффициент - 1,2.
Применяя при рассмотрении данного дела законодательство о налогах и сборах к последующим налоговым периодам, следует руководствоваться аналогичным толкованием норм.
Процессуальные основания к отмене обжалуемого решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.12.2002 по делу N А05-14334/02-368/26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ВЕТОШКИНА О.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)