Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 ноября 1998 года Дело N 2157/98
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Клюкина С.И., Чигракова А.И., при участии ответчика от Национального банка Чувашской Республики - Нестерова А.А. (доверенность постоянная от 16.10.98) рассмотрев в заседании кассационную жалобу Национального банка Чувашской Республики на решение от 20.08.98 по делу N 2157/98 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чаваш республики (судья Трусов А.В.),
Государственная налоговая инспекция по Чувашской республике - Чаваш республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чаваш республики с иском к Центральному Банку Российской Федерации в лице Национального банка Чувашской Республики - Чаваш республики о взыскании финансовых санкций в сумме 34081 рубля 10 копеек за неуплату в бюджет земельного налога.
Решением от 20.08.1998 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции спор не рассматривался.
Национальный банк Чувашской Республики, действующий на основании генеральной доверенности Центрального банка Российской Федерации от 05.10.1998 N 77/05, не согласился с принятым решением и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что в силу осуществляемых полномочий он относится к органам государственной власти, которые на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статьи 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" освобождены от уплаты земельного налога.
Рассмотрев кассационную жалобу Национального банка Чувашской Республики, отзыв на нее со стороны Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее:
Государственными налоговыми инспекциями по Батыревскому, Вурнарскому и Ибресинскому районам, а также городам Алатырь и Шумерля, в 1998 году проведены проверки расчетно-кассовых центров Национального банка Чувашской республики по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за 1995 - 1997 годы. В ходе проверки установлено, что указанные подразделения не уплачивали в бюджет налог за земельные участки, выделенные им в бессрочное пользование.
Решениями налоговых инспекций от 10.06.1998 N 709, от 10.06.1998 б/н, от 23.04.1998 N 23, от 10.03.1998 б/н, от 16.02.1998 N 0259а расчетно-кассовым центрам на основании пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предложено перечислить в бюджет недоимки по налогу и штрафные санкции.
В связи с тем, что инкассовые распоряжения налоговых органов на бесспорное списание финансовых санкций возвращены расчетно-кассовыми центрами без исполнения, Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике, руководствуясь статьями 2, 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Национального банка Чувашской Республики Центрального банка Российской Федерации 34081 рубля 10 копеек (10693 рубля 25 копеек - недоимка по земельному налогу, 6292 рубля 50 копеек - штраф за сокрытие (неучет) объекта налогообложения, 522 рубля 95 копеек - штраф за непредставление расчетов и 16581 рубль 40 копеек - пени). При этом размер исковых требований на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличен за счет новых должников: расчетно-кассовых центров по городам Шумерля, Козловка и Цивильск.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Чувашской республики исходил из того, что Банк России не поименован в перечне лиц, указанных в статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", следовательно, он является плательщиком земельного налога.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим причинам:
в силу положений статьи 26 Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России не указан. Налоговые льготы, предоставленные банку до введения в действие основ налоговой системы, после 01.01.1992 применяться не могут. При таких обстоятельствах Национальный банк Чувашской Республики и его структурные подразделения являются плательщиками указанного налога.
Бесспорный порядок взыскания недоимки по земельному налогу и пени за просрочку его уплаты, предусмотренный пунктом 1 "г" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, нарушен по вине расчетно-кассовых центров банка, являющихся исполнителями и налогоплательщиками в одном лице. В сложившейся ситуации налоговый орган имеет право на судебную защиту в порядке, установленном статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, тем более что это не нарушает компетенцию арбитражного суда в сфере осуществления правосудия.
Поскольку факт закрепления за расчетно-кассовыми центрами земельных участков, размер их площади и величина начисленного земельного налога Национальным банком Чувашской Республики не оспаривается, решение суда первой инстанции о взыскании финансовых санкций в сумме 34081 рубля 10 копеек является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 пунктом 1, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чаваш республики от 20.08.1998 по делу N 2157/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Национального банка Чувашской Республики - Чаваш республики Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Расходы по жалобе отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 23.11.1998 N 2157/98
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 ноября 1998 года Дело N 2157/98
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Клюкина С.И., Чигракова А.И., при участии ответчика от Национального банка Чувашской Республики - Нестерова А.А. (доверенность постоянная от 16.10.98) рассмотрев в заседании кассационную жалобу Национального банка Чувашской Республики на решение от 20.08.98 по делу N 2157/98 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чаваш республики (судья Трусов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Государственная налоговая инспекция по Чувашской республике - Чаваш республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чаваш республики с иском к Центральному Банку Российской Федерации в лице Национального банка Чувашской Республики - Чаваш республики о взыскании финансовых санкций в сумме 34081 рубля 10 копеек за неуплату в бюджет земельного налога.
Решением от 20.08.1998 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции спор не рассматривался.
Национальный банк Чувашской Республики, действующий на основании генеральной доверенности Центрального банка Российской Федерации от 05.10.1998 N 77/05, не согласился с принятым решением и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что в силу осуществляемых полномочий он относится к органам государственной власти, которые на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статьи 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" освобождены от уплаты земельного налога.
Рассмотрев кассационную жалобу Национального банка Чувашской Республики, отзыв на нее со стороны Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее:
Государственными налоговыми инспекциями по Батыревскому, Вурнарскому и Ибресинскому районам, а также городам Алатырь и Шумерля, в 1998 году проведены проверки расчетно-кассовых центров Национального банка Чувашской республики по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за 1995 - 1997 годы. В ходе проверки установлено, что указанные подразделения не уплачивали в бюджет налог за земельные участки, выделенные им в бессрочное пользование.
Решениями налоговых инспекций от 10.06.1998 N 709, от 10.06.1998 б/н, от 23.04.1998 N 23, от 10.03.1998 б/н, от 16.02.1998 N 0259а расчетно-кассовым центрам на основании пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предложено перечислить в бюджет недоимки по налогу и штрафные санкции.
В связи с тем, что инкассовые распоряжения налоговых органов на бесспорное списание финансовых санкций возвращены расчетно-кассовыми центрами без исполнения, Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике, руководствуясь статьями 2, 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Национального банка Чувашской Республики Центрального банка Российской Федерации 34081 рубля 10 копеек (10693 рубля 25 копеек - недоимка по земельному налогу, 6292 рубля 50 копеек - штраф за сокрытие (неучет) объекта налогообложения, 522 рубля 95 копеек - штраф за непредставление расчетов и 16581 рубль 40 копеек - пени). При этом размер исковых требований на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличен за счет новых должников: расчетно-кассовых центров по городам Шумерля, Козловка и Цивильск.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Чувашской республики исходил из того, что Банк России не поименован в перечне лиц, указанных в статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", следовательно, он является плательщиком земельного налога.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим причинам:
в силу положений статьи 26 Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России не указан. Налоговые льготы, предоставленные банку до введения в действие основ налоговой системы, после 01.01.1992 применяться не могут. При таких обстоятельствах Национальный банк Чувашской Республики и его структурные подразделения являются плательщиками указанного налога.
Бесспорный порядок взыскания недоимки по земельному налогу и пени за просрочку его уплаты, предусмотренный пунктом 1 "г" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, нарушен по вине расчетно-кассовых центров банка, являющихся исполнителями и налогоплательщиками в одном лице. В сложившейся ситуации налоговый орган имеет право на судебную защиту в порядке, установленном статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, тем более что это не нарушает компетенцию арбитражного суда в сфере осуществления правосудия.
Поскольку факт закрепления за расчетно-кассовыми центрами земельных участков, размер их площади и величина начисленного земельного налога Национальным банком Чувашской Республики не оспаривается, решение суда первой инстанции о взыскании финансовых санкций в сумме 34081 рубля 10 копеек является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 пунктом 1, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чаваш республики от 20.08.1998 по делу N 2157/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Национального банка Чувашской Республики - Чаваш республики Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Расходы по жалобе отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
ЕВТЕЕВА М.Ю.
ЕВТЕЕВА М.Ю.
Судьи
КЛЮКИН С.И.
ЧИГРАКОВ А.И.
КЛЮКИН С.И.
ЧИГРАКОВ А.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)