Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2005 N Ф03-А51/05-2/1675

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 29 июня 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/1675


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрокомплекс" на решение от 24.11.2004, постановление от 10.02.2005 по делу N А51-1010/04-33-36 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидрокомплекс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю о признании недействительными решений N 187 от 16.12.2003 и N 195 от 30.12.2003 в части.
Общество с ограниченной ответственностью "Гидрокомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю, далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 187 от 16.12.2003, N 195 от 30.12.2003 в части доначисления убытка по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 полугодие 2003 года в сумме 88570 руб.
Решением суда от 24.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2005, в части требования о признании недействительным решения N 187 от 16.12.2003 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данное решение отменено инспекцией по налогам и сборам, то есть отсутствует предмет спора в данной части. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения N 195 от 30.12.2003 в части доначисления убытка по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 полугодие 2003 года в сумме 88570 руб. отказано, поскольку ООО "Гидрокомплекс" в ходе проведения гидромелиоративных работ в указанном периоде осуществляло добычу полезных ископаемых без соответствующей лицензии, следовательно, налоговым органом правомерно в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, доначислена указанная сумма исходя из ставки - 5,5% без применения понижающего коэффициента 0,7.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить как принятые по недостаточно исследованным материалам дела и дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, суд, отказывая обществу в признании недействительным решения N 195 от 30.12.2003 (в части требования о признании недействительным решения N 187 от 16.12.2003 судебные акты не обжалуются), не дал оценку представленным им документам, подтверждающим отсутствие балансовых запасов песка на участке N 11 по состоянию на 01.01.2003. Кроме того, заявитель жалобы утверждает, что с января по июнь 2003 года им реализовывался песок, добытый на указанном участке в 2002 году.
Инспекция по налогам и сборам в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу полноты и своевременности исчисления налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2001 по 01.07.2003. В ходе проверки установлено, что общество в 1 полугодии 2003 года осуществляло пользование недрами - добычу песка без соответствующей лицензии, при этом самостоятельно исчисляло и уплачивало налог на добычу полезных ископаемых исходя из выручки от реализации фактически добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации, неправомерно, по мнению налогового органа, применяя к налоговой ставке понижающий коэффициент 0,7, в результате чего обществом за указанный период внесено в различные уровни бюджетов налога на добычу полезных ископаемых 206663 руб., тогда как размер убытка, причиненного государству в результате самовольного пользования недрами, составил 295233 руб. Отсюда сумма не полностью уплаченного убытка составила 88570 руб. По результатам рассмотрения акта проверки N 548 от 29.11.2003 инспекцией по налогам и сборам было вынесено решение N 187 от 16.12.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, но с учетом возражений общества по акту проверки окончательно решением N 195 от 30.12.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неуплату налога обществу назначен штраф в сумме 5606,6 руб. Одновременно обществу предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 116603 руб., из них находящаяся в споре сумма 88570 руб., составляющая неуплаченные убытки за 2003 год, а также пени - 9373 руб.
Общество оспорило указанные решения налогового органа в арбитражный суд, который пришел к правомерному выводу о том, что решение налогового органа N 195 от 30.12.2003 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 1 полугодие 2003 года соответствует требованиям закона.
Согласно статье 11 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 N 1214-р при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, к ним применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.
При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 НК РФ предусмотрено налогообложение по налоговой ставке 5,5% при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии. При этом налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Материалами дела установлено, что в 2001, 2002 годах проверяемого периода общество согласно лицензии серии НАД N 272 ОЩ осуществляло добычу строительного песка на участке N 11 Раздольненского месторождения песков, и им, в соответствии со статьей 342 НК РФ, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применялась налоговая ставка с понижающим коэффициентом 0,7. По состоянию на 01.01.2003 балансовые запасы песка на данном участке полностью отработаны, в связи с чем указанная лицензия распоряжением главы муниципального образования "Надеждинский район" N 9-р от 16.01.2003 аннулирована. На основании распоряжения главы муниципального образования "Надеждинский район" N 422-р от 05.12.2002 в целях проведения полной рекультивации нарушенных земель ООО "Гидрокомплекс" переданы в аренду 2 земельных участка: площадью 7,73 га, расположенный в долине реки Раздольная, для строительства отстойника при промывке песков и 7,03 га, расположенный при устье реки Перевозная, для устройства соединительного канала водоем с рекой Раздольная. До начала проведения работ по строительству отстойника обществом получено заключение об отсутствии на данном земельном участке строительных песков, пригодных к разработке (т. 2 л. д. 24 - 25). При строительстве канала между выработанным карьером и рекой Раздольной заключение о наличии либо отсутствии балансовых запасов строительного песка обществом получено не было (т. 2 л. д. 22 - 23). Вместе с тем согласно представленным обществом в налоговый орган налоговым декларациям по налогу на добычу полезных ископаемых за январь - июнь 2003 года, последним в указанном периоде добыто 63,917 куб. м строительного песка, от реализации которого исчислен налог к уплате в сумме 206663 руб., при этом при его исчислении применен понижающий коэффициент 0,7.
Таким образом, правильным является вывод суда обеих инстанций, основанный на представленных в деле доказательствах, которые свидетельствуют о том, что общество в 1 квартале 2003 года осуществляло добычу песка на участке, отведенном для проведения гидромелиоративных работ, связанных с рекультивацией нарушенных при добыче песка земель, а именно строительства соединительного канала, не имея на то соответствующего разрешения, следовательно, у налогового органа имелись правовые основания для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 5,5%.
Судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий имеющемуся в материалах дела расчету налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год довод заявителя жалобы о том, что в 2003 году им не велась добыча песка, а реализовывался песок, добытый в 2002 году; согласно данному расчету объем добытого песка в 2002 году составил 138225,3 куб. м, а реализованного в том же периоде 133479,3 куб. м, то есть на начало 2003 года добытым и нереализованным оставался песок в объеме всего лишь 4746 куб. м, объем же добытого песка в 1 полугодии 2003 года, как следует из налоговых деклараций за данный период, составил 63,917 куб. м.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных обеими судебными инстанциями обстоятельств по делу, в связи с чем принятые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 10.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1010/04-33-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 июня 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/1675


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрокомплекс" на решение от 24.11.2004, постановление от 10.02.2005 по делу N А51-1010/04-33-36 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидрокомплекс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю о признании недействительными решений N 187 от 16.12.2003 и N 195 от 30.12.2003 в части.
Общество с ограниченной ответственностью "Гидрокомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю, далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 187 от 16.12.2003, N 195 от 30.12.2003 в части доначисления убытка по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 полугодие 2003 года в сумме 88570 руб.
Решением суда от 24.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2005, в части требования о признании недействительным решения N 187 от 16.12.2003 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данное решение отменено инспекцией по налогам и сборам, то есть отсутствует предмет спора в данной части. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения N 195 от 30.12.2003 в части доначисления убытка по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 полугодие 2003 года в сумме 88570 руб. отказано, поскольку ООО "Гидрокомплекс" в ходе проведения гидромелиоративных работ в указанном периоде осуществляло добычу полезных ископаемых без соответствующей лицензии, следовательно, налоговым органом правомерно в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, доначислена указанная сумма исходя из ставки - 5,5% без применения понижающего коэффициента 0,7.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить как принятые по недостаточно исследованным материалам дела и дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, суд, отказывая обществу в признании недействительным решения N 195 от 30.12.2003 (в части требования о признании недействительным решения N 187 от 16.12.2003 судебные акты не обжалуются), не дал оценку представленным им документам, подтверждающим отсутствие балансовых запасов песка на участке N 11 по состоянию на 01.01.2003. Кроме того, заявитель жалобы утверждает, что с января по июнь 2003 года им реализовывался песок, добытый на указанном участке в 2002 году.
Инспекция по налогам и сборам в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу полноты и своевременности исчисления налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2001 по 01.07.2003. В ходе проверки установлено, что общество в 1 полугодии 2003 года осуществляло пользование недрами - добычу песка без соответствующей лицензии, при этом самостоятельно исчисляло и уплачивало налог на добычу полезных ископаемых исходя из выручки от реализации фактически добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации, неправомерно, по мнению налогового органа, применяя к налоговой ставке понижающий коэффициент 0,7, в результате чего обществом за указанный период внесено в различные уровни бюджетов налога на добычу полезных ископаемых 206663 руб., тогда как размер убытка, причиненного государству в результате самовольного пользования недрами, составил 295233 руб. Отсюда сумма не полностью уплаченного убытка составила 88570 руб. По результатам рассмотрения акта проверки N 548 от 29.11.2003 инспекцией по налогам и сборам было вынесено решение N 187 от 16.12.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, но с учетом возражений общества по акту проверки окончательно решением N 195 от 30.12.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неуплату налога обществу назначен штраф в сумме 5606,6 руб. Одновременно обществу предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 116603 руб., из них находящаяся в споре сумма 88570 руб., составляющая неуплаченные убытки за 2003 год, а также пени - 9373 руб.
Общество оспорило указанные решения налогового органа в арбитражный суд, который пришел к правомерному выводу о том, что решение налогового органа N 195 от 30.12.2003 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 1 полугодие 2003 года соответствует требованиям закона.
Согласно статье 11 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 N 1214-р при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, к ним применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.
При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 НК РФ предусмотрено налогообложение по налоговой ставке 5,5% при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии. При этом налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Материалами дела установлено, что в 2001, 2002 годах проверяемого периода общество согласно лицензии серии НАД N 272 ОЩ осуществляло добычу строительного песка на участке N 11 Раздольненского месторождения песков, и им, в соответствии со статьей 342 НК РФ, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применялась налоговая ставка с понижающим коэффициентом 0,7. По состоянию на 01.01.2003 балансовые запасы песка на данном участке полностью отработаны, в связи с чем указанная лицензия распоряжением главы муниципального образования "Надеждинский район" N 9-р от 16.01.2003 аннулирована. На основании распоряжения главы муниципального образования "Надеждинский район" N 422-р от 05.12.2002 в целях проведения полной рекультивации нарушенных земель ООО "Гидрокомплекс" переданы в аренду 2 земельных участка: площадью 7,73 га, расположенный в долине реки Раздольная, для строительства отстойника при промывке песков и 7,03 га, расположенный при устье реки Перевозная, для устройства соединительного канала водоем с рекой Раздольная. До начала проведения работ по строительству отстойника обществом получено заключение об отсутствии на данном земельном участке строительных песков, пригодных к разработке (т. 2 л. д. 24 - 25). При строительстве канала между выработанным карьером и рекой Раздольной заключение о наличии либо отсутствии балансовых запасов строительного песка обществом получено не было (т. 2 л. д. 22 - 23). Вместе с тем согласно представленным обществом в налоговый орган налоговым декларациям по налогу на добычу полезных ископаемых за январь - июнь 2003 года, последним в указанном периоде добыто 63,917 куб. м строительного песка, от реализации которого исчислен налог к уплате в сумме 206663 руб., при этом при его исчислении применен понижающий коэффициент 0,7.
Таким образом, правильным является вывод суда обеих инстанций, основанный на представленных в деле доказательствах, которые свидетельствуют о том, что общество в 1 квартале 2003 года осуществляло добычу песка на участке, отведенном для проведения гидромелиоративных работ, связанных с рекультивацией нарушенных при добыче песка земель, а именно строительства соединительного канала, не имея на то соответствующего разрешения, следовательно, у налогового органа имелись правовые основания для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 5,5%.
Судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий имеющемуся в материалах дела расчету налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год довод заявителя жалобы о том, что в 2003 году им не велась добыча песка, а реализовывался песок, добытый в 2002 году; согласно данному расчету объем добытого песка в 2002 году составил 138225,3 куб. м, а реализованного в том же периоде 133479,3 куб. м, то есть на начало 2003 года добытым и нереализованным оставался песок в объеме всего лишь 4746 куб. м, объем же добытого песка в 1 полугодии 2003 года, как следует из налоговых деклараций за данный период, составил 63,917 куб. м.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных обеими судебными инстанциями обстоятельств по делу, в связи с чем принятые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 10.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1010/04-33-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)