Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от заявителя Воробьевой М.М. по доверенности от 30.12.2008 N 692, Николаевой Л.И. по доверенности от 30.12.2008 N 847, от налогового органа Федоровой М.С. по доверенности от 13.01.2009 N 13, Васильевой Н.П. по доверенности от 11.02.2009 N 27, Михасик Ю.В. по доверенности от 11.02.2009 N 26,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2008 года по делу N А13-3482/2008 (судья Ковшикова О.С.),
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточнив свои требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - инспекция ФНС) от 30.04.2008 N 1229 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу от 29.10.2008 требования общества удовлетворены. Признано не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и недействительным оспариваемое решение инспекции ФНС от 30.04.2008 N 1229 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд обязал инспекцию ФНС устранить допущенные нарушения прав ОАО "ОГК-6".
Расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. взысканы с инспекции ФНС в пользу общества.
Инспекция ФНС с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов не имеет полномочий по установлению лимитов водопользования.
ОАО "ОГК-6" в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители инспекции ФНС поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в 2007 году филиал ОАО "ОГК-6" Череповецкая ГРЭС осуществлял водопользование на основании лицензии на водопользование от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗ (т. 2, л. 138), выданной Двинско-Печорским бассейновым водным управлением (далее - Двинско-Печорское БВУ), в связи с этим общество в силу пункта 1 статьи 333.8 НК РФ являлось плательщиком водного налога. Общество 19.11.2007 представило в инспекцию ФНС уточненную декларацию по водному налогу за третий квартал 2007 года (т. 2, л. 76 - 79).
Налоговым органом проведена камеральная проверка ОАО "ОГК-6" на основе представленной декларации, по результатам которой принято решение от 30.04.2008 N 1229 (т. 2, л. 62 - 66) о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату водного налога в виде штрафа в сумме 3 193 394 рублей. Кроме того, указанным решением обществу предложено уплатить доначисленный водный налог в сумме 15 966 970 рублей и пени - 1 022 817 рублей 48 копеек.
Не согласившись с принятым решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в лицензии на водопользование филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 на реке Суде установлен лимит водопотребления (выработка электро- и теплоэнергии по прямоточной схеме водоснабжения) на 2007 - 2011 годы в объеме 461 614,8 тысячи кубических метров в год.
В проверяемой декларации общество отразило объем воды, фактически забранной из водного объекта в третьем квартале 2007 года, - 128 709,509 тысячи кубических метров, указав квартальный лимит водопользования в объеме 129 417,6 тысячи кубических метров.
Инспекция ФНС со ссылкой на пункт 2 статьи 333.12 НК РФ рассчитала квартальный лимит водопотребления как одна четвертая утвержденного годового лимита в объеме 115 403,7 тысячи кубических метров (461614,8: 4), в связи с чем сделала вывод о превышении обществом лимита водопотребления в третьем квартале 2007 года на 13 305,809 тысячи кубических метров (128709,509 - 115403,7), что повлекло применение к данному объему пятикратной ставки водного налога.
Согласно пункту 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
В силу статьи 333.11 данного Кодекса налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ установлены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Пунктом 2 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 333.12 названного Кодекса. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Правовое регулирование использования и охраны водных объектов осуществляется Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ).
До 01.01.2007 действовал ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
Согласно статье 2 данного Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Правоотношения, связанные с осуществлением обществом водопользования, возникли на основании лицензии, выданной 01.12.2006, то есть до введения в действие нового правого регулирования. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, к данным правоотношениям применяются положения ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
Согласно статьям 29 и 46 ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В силу статьи 92 указанного ВК РФ водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами.
В соответствии со статьей 90 ВК РФ лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лицензией от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗХ обществу установлен годовой лимит водопотребления. Пунктом 4.2 приложения N 1 к данной лицензии (т. 2, л. 5 - 14), которое является ее неотъемлемой частью, предусмотрено, что объемы водопользования по кварталам в пределах установленного годового лимита могут корректироваться в зависимости от выработки и отпуска электроэнергии.
Следовательно, обществу не вменено в обязанность равномерное поквартальное использование годового лимита, а условия пункта 4.2 приложения N 1 к лицензии свидетельствуют о возможности неравномерного водопотребления.
Между ОАО "ОГК-6" (заказчик) и открытым акционерным обществом "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.10.2006 N ОДУ-154 (т. 2, л. 22 - 56), согласно пункту 1 которого исполнитель оказывает заказчику услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, направленные на обеспечение функционирования Единой энергетической системы России в объеме, предусмотренном действующим законодательством и договором, а заказчик оплачивает эти услуги и выполняет иные принятые по договору обязательства.
Из положений раздела 2 и пункта 3.4.1.1 указанного договора, а также прямого указания в главе 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что системный оператор осуществляет выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений. Таким образом, диспетчерские команды системного оператора являются обязательными для исполнения обществом.
В связи с увеличением филиалом ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Вологодской области" выработки электроэнергии по отношению к плановой для филиала общества Череповецкой ГРЭС ОАО "ОГК-6" письмом от 28.09.2007 N 06-22/3803 (т. 2, л. 20) обратилось в адрес Двинско-Печорского бассейного водного управления с просьбой о корректировке квартальных лимитов водопотребления на третий и четвертый кварталы 2007 года по водозабору N 2 в пределах установленного годового лимита, в том числе на третий квартал 2007 года - 129 417,591 тысячи кубических метров, на четвертый квартал 2007 года - 101 389,809 тысячи кубических метров.
Двинско-Печорское БВУ письмом от 28.09.2007 N 1174/2 установило филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 заявленные обществом объемы водопотребления в пределах годового лимита согласно лицензии на водопользование и с учетом водопотребления в первом и втором кварталах 2007 года по 115403,7 тысячи кубических метров.
Таким образом, в рамках возможностей, определенных пунктом 4.2 приложения N 1 к лицензии, Двинско-Печорское БВУ произвело корректировку лимита водопотребления в пределах установленного годового лимита, поэтому обществу установлен лимит водопотребления на третий квартал 2007 года в объеме 129 417,591 тысячи кубических метров, как и отразил налогоплательщик в проверяемой декларации. Названным письмом Двинско-Печорское БВУ установило лимит водопотребления в четвертом квартале в объеме 101 389,809 тысячи кубических метров.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная инстанция считает, что вывод суда первой инстанции о том, что обществу с третьего квартала 2007 года определены квартальные лимиты водопотребления в пределах установленного ранее годового лимита, является обоснованным.
Исходя из того, что положения пункта 2 статьи 333.12 НК РФ в отношении определения расчетным путем квартальных лимитов применяются только в случае их отсутствия, а с третьего квартала 2007 года такие лимиты обществу установлены, положения пункта 2 названной нормы в данном случае к рассматриваемым правоотношениям применяться не могут.
Инспекция ФНС считает, что доведение до общества квартальных лимитов водопользования письмом лицензирующего органа без внесения изменений в лицензию является неправомерным, так как с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 с момента введения в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов утратило полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и по установлению лимитов водопользования.
Данный довод приводился налоговым органом в суде первой инстанции, исследован и обоснованно им отклонен исходя из следующего.
В период действия ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ действовали Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 (далее - Правила).
Согласно пункту 14 данных Правил лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей.
В пункте 17 названных Правил указано, что установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
Определенным периодом времени в данном случае является календарный год в силу прямого указания об этом в лицензии.
Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что в связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 Правил. При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование.
Следовательно, внесение изменений в лицензию требуется в случае изменения установленного лимита. Поскольку годовой лимит водопользования обществу не менялся, то внесение изменений в лицензию не требовалось. Внесение изменений в лицензию в связи с установлением объемов забора воды в разбивке по кварталам без изменения годового лимита не предусмотрено законодательством.
Поэтому доводы налогового органа о необходимости внесения изменений в лицензию при отсутствии изменений годового лимита не соответствуют требованиям законодательства.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами.
На основании пункта 3 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, данное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно-исследовательские учреждения и иные организации.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (далее - Положение), Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти в сфере водных ресурсов, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
До введения в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами (пункт 5.6.2 Положения), планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации по водным объектам, находящимся в федеральной собственности (пункт 5.6.6 Положения).
С введением в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ изменились основания и порядок приобретения прав пользования поверхностными водными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 данного Кодекса основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами установлены главой 3 названного Кодекса, нормы которой предусматривают заключение договора водопользования или получение решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов" в названное выше Положение внесены изменения, в частности из полномочий Федерального агентства водных ресурсов исключены полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановлению действия и аннулирование указанных лицензий, регистрации договоров пользования водными объектами (пункт 5.6.2 Положения), планированию рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации по водным объектам, находящимся в федеральной собственности (пункт 5.6.6 Положения).
Из приведенных норм следует, что до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло полномочия по установлению лимитов водопотребления для субъектов Российской Федерации, а с принятием названного постановления их утратило.
Полномочия по установлению лимитов водопотребления для водопользователей Федеральное агентство водных ресурсов не осуществляло, а делегировало их своим территориальным органам, в том числе Двинско-Печорскому БВУ, Положение о котором утверждено приказом Федерального агентства водных ресурсов от 02.09.2004 N 8.
На основании пунктов 3.6.2 и 3.6.6 названного Положения Двинско-Печорское БВУ осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности.
С принятием нового ВК РФ Двинско-Печорское БВУ не утратило данных полномочий.
Кроме того, как отмечено выше, установленный годовой лимит водопотребления обществу не менялся.
Учитывая изложенные обстоятельства, общество правомерно воспользовалось лимитами в разбивке по кварталам, определенными лицензирующим органом.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, если принять во внимание позицию инспекции ФНС о необходимости внесения изменений в лицензию в случаях корректировки квартальных лимитов при их отсутствии в данной лицензии и об отсутствии с 01.01.2007 лицензирующего органа, необходимо иметь в виду следующее.
Из пункта 1 статьи 333.12 НК РФ следует, что предусмотренные в нем однократные ставки водного налога применяются при заборе воды в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов.
Поскольку по условиям лицензии обществу не вменялось в обязанность осуществлять забор воды равномерно по кварталам в течение года, то пункт 2 статьи 333.12 НК РФ в части определения расчетным путем квартальных лимитов может быть применен только в случае превышения водопользователем установленного в лицензии годового лимита забора воды. Следовательно, к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.04.2008 N 5251/08, а также Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении от 06.03.2008 по делу N А42-4176/2007.
В лицензии на водопользование обществу установлен лимит водопотребления по спорному водозабору в объеме 461 614,8 тысячи кубических метров. Из справки о заборе водных ресурсов от 03.09.2008 (т. 2, л. 107) видно, что по итогам третьего квартала 2007 года общество не превысило годовой лимит, определенный лицензией.
Таким образом, водопользование в третьем квартале 2007 года осуществлялось обществом на основании и в пределах годового лимита водопользования, установленного в лицензии на водопользование, поэтому за рассматриваемый налоговый период у общества и у инспекции ФНС не имелось оснований применять пятикратную ставку водного налога.
ОАО "ОГК-6" с 01.12.2007 до окончания срока действия лицензии, а также до окончания календарного года, на который установлен лимит водопотребления, отказалось от лицензии и в соответствии с ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ заключило договор водопользования от 30.11.2007 N 162/ОГК6-06/07-0478 (т. 2, л. 118 - 123). Данным договором обществу установлен лимит водопотребления на декабрь 2007 года в объеме 48 814 тысяч кубических метров.
На эти обстоятельства общество сослалось при расчете установленного на 2007 год лимита.
Вместе с тем, приведенные обстоятельства не имеют значения, поскольку в третьем квартале 2007 года годовой лимит водопотребления согласно лицензии обществом не превышен, а нарушения при исчислении водного налога за четвертый квартал 2007 года обществу в оспариваемом решении не вменялось.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2008 года по делу N А13-3482/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2009 ПО ДЕЛУ N А13-3482/2008
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2009 г. по делу N А13-3482/2008
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от заявителя Воробьевой М.М. по доверенности от 30.12.2008 N 692, Николаевой Л.И. по доверенности от 30.12.2008 N 847, от налогового органа Федоровой М.С. по доверенности от 13.01.2009 N 13, Васильевой Н.П. по доверенности от 11.02.2009 N 27, Михасик Ю.В. по доверенности от 11.02.2009 N 26,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2008 года по делу N А13-3482/2008 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточнив свои требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - инспекция ФНС) от 30.04.2008 N 1229 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу от 29.10.2008 требования общества удовлетворены. Признано не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и недействительным оспариваемое решение инспекции ФНС от 30.04.2008 N 1229 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд обязал инспекцию ФНС устранить допущенные нарушения прав ОАО "ОГК-6".
Расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. взысканы с инспекции ФНС в пользу общества.
Инспекция ФНС с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов не имеет полномочий по установлению лимитов водопользования.
ОАО "ОГК-6" в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители инспекции ФНС поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в 2007 году филиал ОАО "ОГК-6" Череповецкая ГРЭС осуществлял водопользование на основании лицензии на водопользование от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗ (т. 2, л. 138), выданной Двинско-Печорским бассейновым водным управлением (далее - Двинско-Печорское БВУ), в связи с этим общество в силу пункта 1 статьи 333.8 НК РФ являлось плательщиком водного налога. Общество 19.11.2007 представило в инспекцию ФНС уточненную декларацию по водному налогу за третий квартал 2007 года (т. 2, л. 76 - 79).
Налоговым органом проведена камеральная проверка ОАО "ОГК-6" на основе представленной декларации, по результатам которой принято решение от 30.04.2008 N 1229 (т. 2, л. 62 - 66) о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату водного налога в виде штрафа в сумме 3 193 394 рублей. Кроме того, указанным решением обществу предложено уплатить доначисленный водный налог в сумме 15 966 970 рублей и пени - 1 022 817 рублей 48 копеек.
Не согласившись с принятым решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в лицензии на водопользование филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 на реке Суде установлен лимит водопотребления (выработка электро- и теплоэнергии по прямоточной схеме водоснабжения) на 2007 - 2011 годы в объеме 461 614,8 тысячи кубических метров в год.
В проверяемой декларации общество отразило объем воды, фактически забранной из водного объекта в третьем квартале 2007 года, - 128 709,509 тысячи кубических метров, указав квартальный лимит водопользования в объеме 129 417,6 тысячи кубических метров.
Инспекция ФНС со ссылкой на пункт 2 статьи 333.12 НК РФ рассчитала квартальный лимит водопотребления как одна четвертая утвержденного годового лимита в объеме 115 403,7 тысячи кубических метров (461614,8: 4), в связи с чем сделала вывод о превышении обществом лимита водопотребления в третьем квартале 2007 года на 13 305,809 тысячи кубических метров (128709,509 - 115403,7), что повлекло применение к данному объему пятикратной ставки водного налога.
Согласно пункту 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
В силу статьи 333.11 данного Кодекса налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ установлены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Пунктом 2 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 333.12 названного Кодекса. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Правовое регулирование использования и охраны водных объектов осуществляется Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ).
До 01.01.2007 действовал ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
Согласно статье 2 данного Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Правоотношения, связанные с осуществлением обществом водопользования, возникли на основании лицензии, выданной 01.12.2006, то есть до введения в действие нового правого регулирования. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, к данным правоотношениям применяются положения ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
Согласно статьям 29 и 46 ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В силу статьи 92 указанного ВК РФ водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами.
В соответствии со статьей 90 ВК РФ лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лицензией от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗХ обществу установлен годовой лимит водопотребления. Пунктом 4.2 приложения N 1 к данной лицензии (т. 2, л. 5 - 14), которое является ее неотъемлемой частью, предусмотрено, что объемы водопользования по кварталам в пределах установленного годового лимита могут корректироваться в зависимости от выработки и отпуска электроэнергии.
Следовательно, обществу не вменено в обязанность равномерное поквартальное использование годового лимита, а условия пункта 4.2 приложения N 1 к лицензии свидетельствуют о возможности неравномерного водопотребления.
Между ОАО "ОГК-6" (заказчик) и открытым акционерным обществом "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.10.2006 N ОДУ-154 (т. 2, л. 22 - 56), согласно пункту 1 которого исполнитель оказывает заказчику услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, направленные на обеспечение функционирования Единой энергетической системы России в объеме, предусмотренном действующим законодательством и договором, а заказчик оплачивает эти услуги и выполняет иные принятые по договору обязательства.
Из положений раздела 2 и пункта 3.4.1.1 указанного договора, а также прямого указания в главе 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что системный оператор осуществляет выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений. Таким образом, диспетчерские команды системного оператора являются обязательными для исполнения обществом.
В связи с увеличением филиалом ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Вологодской области" выработки электроэнергии по отношению к плановой для филиала общества Череповецкой ГРЭС ОАО "ОГК-6" письмом от 28.09.2007 N 06-22/3803 (т. 2, л. 20) обратилось в адрес Двинско-Печорского бассейного водного управления с просьбой о корректировке квартальных лимитов водопотребления на третий и четвертый кварталы 2007 года по водозабору N 2 в пределах установленного годового лимита, в том числе на третий квартал 2007 года - 129 417,591 тысячи кубических метров, на четвертый квартал 2007 года - 101 389,809 тысячи кубических метров.
Двинско-Печорское БВУ письмом от 28.09.2007 N 1174/2 установило филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 заявленные обществом объемы водопотребления в пределах годового лимита согласно лицензии на водопользование и с учетом водопотребления в первом и втором кварталах 2007 года по 115403,7 тысячи кубических метров.
Таким образом, в рамках возможностей, определенных пунктом 4.2 приложения N 1 к лицензии, Двинско-Печорское БВУ произвело корректировку лимита водопотребления в пределах установленного годового лимита, поэтому обществу установлен лимит водопотребления на третий квартал 2007 года в объеме 129 417,591 тысячи кубических метров, как и отразил налогоплательщик в проверяемой декларации. Названным письмом Двинско-Печорское БВУ установило лимит водопотребления в четвертом квартале в объеме 101 389,809 тысячи кубических метров.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная инстанция считает, что вывод суда первой инстанции о том, что обществу с третьего квартала 2007 года определены квартальные лимиты водопотребления в пределах установленного ранее годового лимита, является обоснованным.
Исходя из того, что положения пункта 2 статьи 333.12 НК РФ в отношении определения расчетным путем квартальных лимитов применяются только в случае их отсутствия, а с третьего квартала 2007 года такие лимиты обществу установлены, положения пункта 2 названной нормы в данном случае к рассматриваемым правоотношениям применяться не могут.
Инспекция ФНС считает, что доведение до общества квартальных лимитов водопользования письмом лицензирующего органа без внесения изменений в лицензию является неправомерным, так как с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 с момента введения в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов утратило полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и по установлению лимитов водопользования.
Данный довод приводился налоговым органом в суде первой инстанции, исследован и обоснованно им отклонен исходя из следующего.
В период действия ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ действовали Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 (далее - Правила).
Согласно пункту 14 данных Правил лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей.
В пункте 17 названных Правил указано, что установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
Определенным периодом времени в данном случае является календарный год в силу прямого указания об этом в лицензии.
Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что в связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 Правил. При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование.
Следовательно, внесение изменений в лицензию требуется в случае изменения установленного лимита. Поскольку годовой лимит водопользования обществу не менялся, то внесение изменений в лицензию не требовалось. Внесение изменений в лицензию в связи с установлением объемов забора воды в разбивке по кварталам без изменения годового лимита не предусмотрено законодательством.
Поэтому доводы налогового органа о необходимости внесения изменений в лицензию при отсутствии изменений годового лимита не соответствуют требованиям законодательства.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами.
На основании пункта 3 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, данное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно-исследовательские учреждения и иные организации.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (далее - Положение), Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти в сфере водных ресурсов, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
До введения в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами (пункт 5.6.2 Положения), планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации по водным объектам, находящимся в федеральной собственности (пункт 5.6.6 Положения).
С введением в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ изменились основания и порядок приобретения прав пользования поверхностными водными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 данного Кодекса основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами установлены главой 3 названного Кодекса, нормы которой предусматривают заключение договора водопользования или получение решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов" в названное выше Положение внесены изменения, в частности из полномочий Федерального агентства водных ресурсов исключены полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановлению действия и аннулирование указанных лицензий, регистрации договоров пользования водными объектами (пункт 5.6.2 Положения), планированию рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации по водным объектам, находящимся в федеральной собственности (пункт 5.6.6 Положения).
Из приведенных норм следует, что до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло полномочия по установлению лимитов водопотребления для субъектов Российской Федерации, а с принятием названного постановления их утратило.
Полномочия по установлению лимитов водопотребления для водопользователей Федеральное агентство водных ресурсов не осуществляло, а делегировало их своим территориальным органам, в том числе Двинско-Печорскому БВУ, Положение о котором утверждено приказом Федерального агентства водных ресурсов от 02.09.2004 N 8.
На основании пунктов 3.6.2 и 3.6.6 названного Положения Двинско-Печорское БВУ осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности.
С принятием нового ВК РФ Двинско-Печорское БВУ не утратило данных полномочий.
Кроме того, как отмечено выше, установленный годовой лимит водопотребления обществу не менялся.
Учитывая изложенные обстоятельства, общество правомерно воспользовалось лимитами в разбивке по кварталам, определенными лицензирующим органом.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, если принять во внимание позицию инспекции ФНС о необходимости внесения изменений в лицензию в случаях корректировки квартальных лимитов при их отсутствии в данной лицензии и об отсутствии с 01.01.2007 лицензирующего органа, необходимо иметь в виду следующее.
Из пункта 1 статьи 333.12 НК РФ следует, что предусмотренные в нем однократные ставки водного налога применяются при заборе воды в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов.
Поскольку по условиям лицензии обществу не вменялось в обязанность осуществлять забор воды равномерно по кварталам в течение года, то пункт 2 статьи 333.12 НК РФ в части определения расчетным путем квартальных лимитов может быть применен только в случае превышения водопользователем установленного в лицензии годового лимита забора воды. Следовательно, к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.04.2008 N 5251/08, а также Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении от 06.03.2008 по делу N А42-4176/2007.
В лицензии на водопользование обществу установлен лимит водопотребления по спорному водозабору в объеме 461 614,8 тысячи кубических метров. Из справки о заборе водных ресурсов от 03.09.2008 (т. 2, л. 107) видно, что по итогам третьего квартала 2007 года общество не превысило годовой лимит, определенный лицензией.
Таким образом, водопользование в третьем квартале 2007 года осуществлялось обществом на основании и в пределах годового лимита водопользования, установленного в лицензии на водопользование, поэтому за рассматриваемый налоговый период у общества и у инспекции ФНС не имелось оснований применять пятикратную ставку водного налога.
ОАО "ОГК-6" с 01.12.2007 до окончания срока действия лицензии, а также до окончания календарного года, на который установлен лимит водопотребления, отказалось от лицензии и в соответствии с ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ заключило договор водопользования от 30.11.2007 N 162/ОГК6-06/07-0478 (т. 2, л. 118 - 123). Данным договором обществу установлен лимит водопотребления на декабрь 2007 года в объеме 48 814 тысяч кубических метров.
На эти обстоятельства общество сослалось при расчете установленного на 2007 год лимита.
Вместе с тем, приведенные обстоятельства не имеют значения, поскольку в третьем квартале 2007 года годовой лимит водопотребления согласно лицензии обществом не превышен, а нарушения при исчислении водного налога за четвертый квартал 2007 года обществу в оспариваемом решении не вменялось.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2008 года по делу N А13-3482/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А.БОГАТЫРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
В.А.БОГАТЫРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)