Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление в полном объеме изготовлено 9 ноября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Кузнецова Ю.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 июля 2009 года по делу N А76-9650/2009 (судья Потапова Т.Г.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" - Юшты И.А. (доверенность от 20.02.2009 N 20-02/2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области - Краснова Е.В. (доверенность от 08.06.2009 N 06-32823), от Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Попова А.В. (доверенность от 11.01.2009 N 06-31/7),
общество с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "ВЭКО") обратилося в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными: 1) решения от 04.03.2009 N 14-23/5, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области (далее - налоговый орган, Межрайонная инспекция), в части пп. 1.1 п. 1 - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафу 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; пп. 1.2 п. 1 - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, штрафам в сумме 136546 руб. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц; п. 3 - начисления пеней по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 13981 руб.; п. 3 - начисления пеней по НДФЛ - 56505 руб. 26 коп.; пп. 3.1 п. 3 - предложения уплаты доначисленного единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в сумме 103605 руб. 00 коп.; 2) решения от 24.04.2009 N 16-07/0011358, вынесенного Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - вышестоящий налоговый орган, Управление ФНС России по Челябинской области) об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика в соответствующей части (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1, л.д. 127 - 133).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 (т. 3, л.д. 13 - 20), требования, заявленные ООО "ВЭКО", удовлетворены частично. Признаны недействительными:
1) решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области от 14.03.2009 N 14-23/5, в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в сумме 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; п. 3.1 - предложения обществу с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в сумме 103605 руб. 00 коп.;
2) решение Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.04.2009 N 16-07/0011358 в части утверждения решения от 14.03.2009 N 14-23/5, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области, касающегося привлечения общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в сумме 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; п. 3.1 - предложения обществу с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в сумме 103605 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику решением Арбитражного суда Челябинской области от 22 июля 2009 года по настоящему делу, было отказано.
В апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований, заявленных ООО "ВЭКО", - ссылаясь на имеющее место быть, по мнению Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, Управление ФНС России по Челябинской области указывает на то, что налог на добавленную стоимость, полученный обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" в результате выставления контрагентам счетов-фактур с выделением отдельной строкой сумм налога на добавленную стоимость, - является доходом данного налогоплательщика, который (доход) должен быть учтен при исчислении обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", налоговых обязательств по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - чего в спорной ситуации, ООО "ВЭКО" сделано не было. В обоснование позиции, изложенной в апелляционной жалобе, вышестоящий налоговый орган ссылается на нормы, закрепленные в п. 5 ст. 173, п. 1 ст. 346.11, ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе вышестоящего налогового органа.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ВЭКО" в частности, указывает на то, что, в рассматриваемой ситуации, правовые основания для включения сумм налога на добавленную стоимость в состав доходов общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", в целях исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - отсутствуют.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009, и от 13.10.2009, рассмотрение апелляционной жалобы Управления ФНС России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 по делу N А76-9650/2009, откладывалось, в целях предоставления вышестоящему налоговому органу, возможности подачи апелляционной жалобы на дополнительное решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2009 по делу N А76-9650/2009 (учитывая, что, ранее представленное Управлением ФНС России по Челябинской области, "дополнение к апелляционной жалобе" (т. 3, л.д. 66, 67), - которым вышестоящий налоговый орган, в "дополнение" к ранее поданной апелляционной жалобе, также просил отменить, и, дополнительное решение, принятое Арбитражным судом Челябинской области по настоящему делу, - что противоречит норме, закрепленной в ч. 5 ст. 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Последним определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрение апелляционной жалобы Управления ФНС России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 по делу N А76-9650/2009 было отложено на 03.11.2009, на 11 час. 40 мин.
Поданная в последующем Управлением ФНС России по Челябинской области, апелляционная жалоба на дополнительное решение от 18.08.2009 по делу N А76-9650/2009 Арбитражного суда Челябинской области, принята к производству Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, определением от 15.10.2009. Рассмотрение апелляционной жалобы вышестоящего налогового органа на указанный судебный акт назначено в судебном заседании суда апелляционной инстанции, также на 03.11.2009, на 11 час. 50 мин.
В отсутствие возражений представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области, части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка"; по результатам проверки составлен акт от 09.02.2009 N 5 (т. 1, л.д. 91 - 110).
Возражения, представленные налогоплательщиком на акт выездной налоговой проверки, были частично учтены Межрайонной инспекцией при вынесении решения о привлечении ООО "ВЭКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым органом вынесено решение от 04.03.2009 N 14-23/5 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 34 - 47), которым ООО "ВЭКО" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в сумме 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пп. 1.1 п. 1); ст. 123 НК РФ, штрафам в сумме 136546 руб. 090 коп. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (п. 1.2 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 16 руб. 00 коп. за неполную уплату транспортного налога (пп. 1.3 п. 1). Также ООО "ВЭКО" предложено уплатить начисленные согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени, составившие: по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 13981 руб. 00 коп. (пп. 1 п. 3); по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 1131 руб. 00 коп. (пп. 2 п. 3); по налогу на доходы физических лиц - 56505 руб. 26 коп. (пп. 3 п. 3); по транспортному налогу - 15 руб. 00 коп. (пп. 4 п. 3). Обществу с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" предложено уплатить доначисленные суммы: единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 103605 руб. 00 коп. (пп. 1 п. 3.1); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3746 руб. 00 коп. (пп. 2 п. 3.1); налога на доходы физических лиц - 682729 руб. 00 коп. (пп. 3 п. 3.1); транспортного налога - 80 руб. 00 коп. (нумерация пунктов резолютивной части решения Межрайонной инспекции, приведена исходя из фактических данных указанного ненормативного правового акта).
Налогоплательщик обжаловал решение Межрайонной инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (т. 1, л.д. 53 - 56).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.04.2009 N 16-07/001358 (т. 1, л.д. 57 - 61), решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области от 04.03.2009 N 14-23/5 изменено путем отмены в резолютивной части решения: пп. 3 п. 3 в части начисления пени за неправомерное неперечисление (неполное) перечисление НДФЛ в сумме 151,64 руб.; п. 3 в части начисления пени "Итого" в сумме 151,64 руб. В остальной части решение нижестоящего налогового органа утверждено, а апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя требования, заявленные ООО "ВЭКО", в части признания недействительными решения Межрайонной инспекции от 04.03.2009 N 14-23/5, в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату данного налога, а также решения вышестоящего налогового органа в соответствующей части, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, у общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" отсутствовали правовые основания для включения в состав доходов в целях налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на исследовании имеющихся в материалах дела, доказательств, а потому, оснований для переоценки соответствующих выводов арбитражного суда первой инстанции, у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Как установлено Межрайонной инспекцией в ходе проведенных в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", мероприятий налогового контроля, данный налогоплательщик, применяющий специальный режим налогообложения в виде единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в связи с чем, за изъятием, не признаваемый налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в силу условий п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации), в ряде случаев, при осуществлении финансово-хозяйственных операций, ООО "ВЭКО" при выставлении счетов-фактур организациям-контрагентам, выделяло отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость, и, соответственно, получало от организаций-контрагентов платежи, с учетом НДС. Налоговый орган при этом, не отрицая тот факт, что ООО "ВЭКО", полученные от организаций-контрагентов, суммы налога на добавленную стоимость, перечислило в бюджет, равно как, никогда не претендовало на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при уплате данного налога иным субъектам предпринимательской деятельности в составе цены товаров (работ, услуг), все же, пришло к выводу о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", норм ст. 346.15 Кодекса. Мотивация доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисления пеней и привлечения ООО "ВЭКО" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, сведена Межрайонной инспекцией к следующему: "В силу п. 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Подпунктом 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг) (абз. 2 пп. 2 п. 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ) Таким образом, полученная от покупателей суммы НДС, у общества возникла обязанность по перечислению их в бюджет как незаконно полученных, но при этом он не является ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом. Налогоплательщиком обязанность по перечислению уплаченного покупателями НДС выполнена. Так как организация находится на упрощенной системе налогообложения, и в силу подпункта 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги...".
Из системного анализа норм, закрепленных в п. 1 ст. 346.15 и в подпункте 8 пункта 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также, в п. 5 ст. 173 Кодекса, при этом следует, что, поскольку налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения), не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, соответственно, при выставлении организациям-контрагентам счетов-фактур с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, и при получении от контрагентов оплаты за реализованные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), обязан совершить, конкретно определенное Налоговым кодексом Российской Федерации, действие, а именно, уплату налога в бюджет в соответствии с требованиями пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, - что и было совершено в данном случае, обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка".
Такого действия, как включения сумм налога на добавленную стоимость в состав доходов при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Кроме того, в данном случае, доначисление заявителю сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на доход, определенный Межрайонной инспекцией суммы налога на добавленную стоимость, - фактически приведет к двойному налогообложению, что является недопустимым.
Иных доводов апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области не содержит.
Помимо изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что, ни акт выездной налоговой проверки, ни частично оспариваемое налогоплательщиком, решение налогового органа, в нарушение подпункта 12 п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ не содержит описания обстоятельств установления конкретной суммы налога на добавленную стоимость, являющейся, по мнению налоговых органов, налогооблагаемым доходом общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Управления налоговой службы по Челябинской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 июля 2009 года по делу N А76-9650/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2009 N 18АП-7960/2009 ПО ДЕЛУ N А76-9650/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2009 г. N 18АП-7960/2009
Дело N А76-9650/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2009 г.Постановление в полном объеме изготовлено 9 ноября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Кузнецова Ю.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 июля 2009 года по делу N А76-9650/2009 (судья Потапова Т.Г.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" - Юшты И.А. (доверенность от 20.02.2009 N 20-02/2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области - Краснова Е.В. (доверенность от 08.06.2009 N 06-32823), от Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Попова А.В. (доверенность от 11.01.2009 N 06-31/7),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "ВЭКО") обратилося в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными: 1) решения от 04.03.2009 N 14-23/5, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области (далее - налоговый орган, Межрайонная инспекция), в части пп. 1.1 п. 1 - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафу 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; пп. 1.2 п. 1 - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, штрафам в сумме 136546 руб. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц; п. 3 - начисления пеней по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 13981 руб.; п. 3 - начисления пеней по НДФЛ - 56505 руб. 26 коп.; пп. 3.1 п. 3 - предложения уплаты доначисленного единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в сумме 103605 руб. 00 коп.; 2) решения от 24.04.2009 N 16-07/0011358, вынесенного Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - вышестоящий налоговый орган, Управление ФНС России по Челябинской области) об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика в соответствующей части (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1, л.д. 127 - 133).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 (т. 3, л.д. 13 - 20), требования, заявленные ООО "ВЭКО", удовлетворены частично. Признаны недействительными:
1) решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области от 14.03.2009 N 14-23/5, в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в сумме 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; п. 3.1 - предложения обществу с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в сумме 103605 руб. 00 коп.;
2) решение Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.04.2009 N 16-07/0011358 в части утверждения решения от 14.03.2009 N 14-23/5, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области, касающегося привлечения общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в сумме 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; п. 3.1 - предложения обществу с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в сумме 103605 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику решением Арбитражного суда Челябинской области от 22 июля 2009 года по настоящему делу, было отказано.
В апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований, заявленных ООО "ВЭКО", - ссылаясь на имеющее место быть, по мнению Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, Управление ФНС России по Челябинской области указывает на то, что налог на добавленную стоимость, полученный обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" в результате выставления контрагентам счетов-фактур с выделением отдельной строкой сумм налога на добавленную стоимость, - является доходом данного налогоплательщика, который (доход) должен быть учтен при исчислении обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", налоговых обязательств по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - чего в спорной ситуации, ООО "ВЭКО" сделано не было. В обоснование позиции, изложенной в апелляционной жалобе, вышестоящий налоговый орган ссылается на нормы, закрепленные в п. 5 ст. 173, п. 1 ст. 346.11, ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе вышестоящего налогового органа.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ВЭКО" в частности, указывает на то, что, в рассматриваемой ситуации, правовые основания для включения сумм налога на добавленную стоимость в состав доходов общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", в целях исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - отсутствуют.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009, и от 13.10.2009, рассмотрение апелляционной жалобы Управления ФНС России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 по делу N А76-9650/2009, откладывалось, в целях предоставления вышестоящему налоговому органу, возможности подачи апелляционной жалобы на дополнительное решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2009 по делу N А76-9650/2009 (учитывая, что, ранее представленное Управлением ФНС России по Челябинской области, "дополнение к апелляционной жалобе" (т. 3, л.д. 66, 67), - которым вышестоящий налоговый орган, в "дополнение" к ранее поданной апелляционной жалобе, также просил отменить, и, дополнительное решение, принятое Арбитражным судом Челябинской области по настоящему делу, - что противоречит норме, закрепленной в ч. 5 ст. 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Последним определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрение апелляционной жалобы Управления ФНС России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 по делу N А76-9650/2009 было отложено на 03.11.2009, на 11 час. 40 мин.
Поданная в последующем Управлением ФНС России по Челябинской области, апелляционная жалоба на дополнительное решение от 18.08.2009 по делу N А76-9650/2009 Арбитражного суда Челябинской области, принята к производству Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, определением от 15.10.2009. Рассмотрение апелляционной жалобы вышестоящего налогового органа на указанный судебный акт назначено в судебном заседании суда апелляционной инстанции, также на 03.11.2009, на 11 час. 50 мин.
В отсутствие возражений представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области, части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка"; по результатам проверки составлен акт от 09.02.2009 N 5 (т. 1, л.д. 91 - 110).
Возражения, представленные налогоплательщиком на акт выездной налоговой проверки, были частично учтены Межрайонной инспекцией при вынесении решения о привлечении ООО "ВЭКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым органом вынесено решение от 04.03.2009 N 14-23/5 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 34 - 47), которым ООО "ВЭКО" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в сумме 20721 руб. 00 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пп. 1.1 п. 1); ст. 123 НК РФ, штрафам в сумме 136546 руб. 090 коп. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (п. 1.2 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 16 руб. 00 коп. за неполную уплату транспортного налога (пп. 1.3 п. 1). Также ООО "ВЭКО" предложено уплатить начисленные согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени, составившие: по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 13981 руб. 00 коп. (пп. 1 п. 3); по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 1131 руб. 00 коп. (пп. 2 п. 3); по налогу на доходы физических лиц - 56505 руб. 26 коп. (пп. 3 п. 3); по транспортному налогу - 15 руб. 00 коп. (пп. 4 п. 3). Обществу с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" предложено уплатить доначисленные суммы: единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 103605 руб. 00 коп. (пп. 1 п. 3.1); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3746 руб. 00 коп. (пп. 2 п. 3.1); налога на доходы физических лиц - 682729 руб. 00 коп. (пп. 3 п. 3.1); транспортного налога - 80 руб. 00 коп. (нумерация пунктов резолютивной части решения Межрайонной инспекции, приведена исходя из фактических данных указанного ненормативного правового акта).
Налогоплательщик обжаловал решение Межрайонной инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (т. 1, л.д. 53 - 56).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.04.2009 N 16-07/001358 (т. 1, л.д. 57 - 61), решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области от 04.03.2009 N 14-23/5 изменено путем отмены в резолютивной части решения: пп. 3 п. 3 в части начисления пени за неправомерное неперечисление (неполное) перечисление НДФЛ в сумме 151,64 руб.; п. 3 в части начисления пени "Итого" в сумме 151,64 руб. В остальной части решение нижестоящего налогового органа утверждено, а апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя требования, заявленные ООО "ВЭКО", в части признания недействительными решения Межрайонной инспекции от 04.03.2009 N 14-23/5, в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату данного налога, а также решения вышестоящего налогового органа в соответствующей части, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, у общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" отсутствовали правовые основания для включения в состав доходов в целях налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на исследовании имеющихся в материалах дела, доказательств, а потому, оснований для переоценки соответствующих выводов арбитражного суда первой инстанции, у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Как установлено Межрайонной инспекцией в ходе проведенных в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", мероприятий налогового контроля, данный налогоплательщик, применяющий специальный режим налогообложения в виде единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в связи с чем, за изъятием, не признаваемый налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в силу условий п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации), в ряде случаев, при осуществлении финансово-хозяйственных операций, ООО "ВЭКО" при выставлении счетов-фактур организациям-контрагентам, выделяло отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость, и, соответственно, получало от организаций-контрагентов платежи, с учетом НДС. Налоговый орган при этом, не отрицая тот факт, что ООО "ВЭКО", полученные от организаций-контрагентов, суммы налога на добавленную стоимость, перечислило в бюджет, равно как, никогда не претендовало на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при уплате данного налога иным субъектам предпринимательской деятельности в составе цены товаров (работ, услуг), все же, пришло к выводу о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка", норм ст. 346.15 Кодекса. Мотивация доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисления пеней и привлечения ООО "ВЭКО" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, сведена Межрайонной инспекцией к следующему: "В силу п. 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Подпунктом 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг) (абз. 2 пп. 2 п. 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ) Таким образом, полученная от покупателей суммы НДС, у общества возникла обязанность по перечислению их в бюджет как незаконно полученных, но при этом он не является ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом. Налогоплательщиком обязанность по перечислению уплаченного покупателями НДС выполнена. Так как организация находится на упрощенной системе налогообложения, и в силу подпункта 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги...".
Из системного анализа норм, закрепленных в п. 1 ст. 346.15 и в подпункте 8 пункта 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также, в п. 5 ст. 173 Кодекса, при этом следует, что, поскольку налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения), не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, соответственно, при выставлении организациям-контрагентам счетов-фактур с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, и при получении от контрагентов оплаты за реализованные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), обязан совершить, конкретно определенное Налоговым кодексом Российской Федерации, действие, а именно, уплату налога в бюджет в соответствии с требованиями пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, - что и было совершено в данном случае, обществом с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка".
Такого действия, как включения сумм налога на добавленную стоимость в состав доходов при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Кроме того, в данном случае, доначисление заявителю сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на доход, определенный Межрайонной инспекцией суммы налога на добавленную стоимость, - фактически приведет к двойному налогообложению, что является недопустимым.
Иных доводов апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области не содержит.
Помимо изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что, ни акт выездной налоговой проверки, ни частично оспариваемое налогоплательщиком, решение налогового органа, в нарушение подпункта 12 п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ не содержит описания обстоятельств установления конкретной суммы налога на добавленную стоимость, являющейся, по мнению налоговых органов, налогооблагаемым доходом общества с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Управления налоговой службы по Челябинской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 июля 2009 года по делу N А76-9650/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи:
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА
судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи:
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)