Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2009 N 15АП-3752/2009 ПО ДЕЛУ N А32-4889/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. N 15АП-3752/2009

Дело N А32-4889/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Е.В. Андреевой, Л.А. Захаровой
при ведении протокола судебного заседания
председательствующим Шимбаревой Н.В.
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 г. по делу N А32-4889/2009
по заявлению ООО "Спейс"
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа
принятое в составе судьи Егорова А.Е.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Спейс", г. Краснодар (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, (далее - налоговый орган) с требованием признать отказ зам. начальника МРИФНС России N 7 по Краснодарскому краю в регистрации ООО "Спейс" объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: г. Сочи, ул. Донская, 51 от 13.03.2009 г. N 07-22/2312 незаконным. Кроме того, обязать МРИФНС России N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес по месту нахождения обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью "Спейс": г. Сочи, ул. Донская, 51, указанных в заявлении от 21.12.2008 г., в соответствии с п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 31 марта 2009 г. требования заявителя удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не нарушило порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленный статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд указал, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и согласно статье 2 Кодекса не распространяется на налоговые правоотношения.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. Заявитель жалобы полагает, что обществу правомерно отказано в регистрации объектов налогообложения ввиду того, что с 01.07.2007 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ открытие игорных заведений возможно только в игорных зонах. Право на дальнейшее ведение предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр предоставляется только тем ранее действовавшим игорным заведениям, которые по состоянию на эту дату и далее отвечают всем требованиям Федерального закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр. По мнению налогового органа, отказ налоговой инспекции осуществлять после 30.06.2007 процедуры, предусмотренные статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ. Налоговая инспекция указала, что до 01.01.2007 общество не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, 51.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Спейс" в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.08.2004 (л.д. 26) является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Общество имеет лицензию на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений N 005671 от 12.10.2004 со сроком действия до 12.10.2009.
29.10.2008 г. обособленное подразделение общества, расположенное по адресу г. Сочи, ул. Донская, 51, поставлено на налоговый учет в налоговом органе - деятельность по организации азартных игр, о чем обществу выдано уведомление о постановке на учет от 03.12.2008 N 1069500 (л.д. 14).
21.12.2008 г. общество направило в налоговый орган почтовым отправлением заявление о регистрации по месту нахождения обособленного подразделения объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 59 единиц.
Указанные заявления были оставлены без исполнения налоговым органом. В связи с чем налоговый орган направил обществу уведомление от 13.02.2009 г. N 07-22/2312.
Не согласившись с указанным отказом налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес не предусмотрен действующим законодательством. Нормами главы 29 НК РФ установлен заявительный (уведомительный) порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, предусматривающий, с одной стороны, обязанность налогоплательщика подать в налоговый заявление о регистрации объектов не позднее, чем за два рабочих дня до даты их установки, а с другой стороны, императивную обязанность налоговых органов в пятидневный срок выдать соответствующее свидетельство. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и не относится к актам налогового законодательства.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. При принятии обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции не учел следующего.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным части 6 статьи 6 указанного Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2, 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 названного закона.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что до 01.01.2007, то есть до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, обособленное подразделение по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, 51, образовано не было, деятельность по организации и проведению азартных игр в указанном месте обществом не осуществлялась. Заявление N 332 о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения подано 27.11.2008 г. (л.д. 14). В связи с чем у налоговой инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон, определенных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где эта деятельность уже осуществлялась.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении ВАС РФ от 18 сентября 2008 г. N 12156/08, Определении ВАС РФ от 27 января 2009 г. N ВАС-307/09, Постановлении ФАС СКО от 21 августа 2008 г. N Ф08-4854/2008, Постановлении ФАС СКО от 02 декабря 2008 г. N Ф08-7223/2008, Постановлении ФАС СКО от 10 марта 2009 г. по делу N А32-2843/2008-45/52.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемый отказ в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (путем направления уведомления от 13.03.2009 г. N 07-22/2312), не нарушает права и законные интересы общества, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 г. по делу N А32-4889/2009 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Спейс" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
Л.А.ЗАХАРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)