Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2010 N 09АП-15230/2010 ПО ДЕЛУ N А40-17945/10-111-113

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2010 г. N 09АП-15230/2010

Дело N А40-17945/10-111-113

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей С.Н. Крекотнева, Н.Н. Кольцовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 22.04.2010 по делу N А40-17945/10-111-113,
принятое судьей Огородниковым М.С.
по заявлению ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от заинтересованного лица - Рожковой Д.А. дов. N б/н от 31.12.2009.

установил:

ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) от 12.10.2009 N 56-20-08/59/11-07 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В обоснование своих требований общество указало, что правомерно исчислило сумму налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2007 года, в инспекцию сдана уточненная налоговая декларация. Однако инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки неправомерно доначислен налог.
Решением арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены. при принятии решения суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону,нарушает права заявителя.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2007 года принято решение от 12.10.2009 N 56-20-08/59/11-07 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю был доначислен НДПИ за ноябрь 2007 года в общей сумме 222 306 руб.
В обоснование решения налоговый орган указал, что сумма НДПИ, начисленного в текущем налоговом периоде за предыдущий налоговый период, является обязательной составляющей расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в составе прочих расходов, связанных с производством, что прямо предусмотрено п. 4 ст. 340, ст. 264, 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Исключение из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого расходов в виде сумм налога на добычу полезных ископаемых пунктом 4 статьи 340, статьей 270 Кодекса не предусмотрено,
Суд первой инстанции правомерно посчитал данный вывод налогового органа необоснованным в силу следующего.
В спорном налоговом периоде общество добывало полезные ископаемые, не осуществляя их реализацию.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). При этом налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 340 Кодекса предусмотрено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1)исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2)исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3)исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Последний способ применяется в случае отсутствия у налогоплательщика
реализации добытого полезного ископаемого (п. 4 ст. 340 Кодекса). В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с пп. 7 п. 4 ст. 340 Кодекса при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются также расходы, предусмотренные статьями 266, 267, 270 настоящего Кодекса.
Таким образом, расходы либо деятельность заявителя, не связанные с добычей, а также осуществленные после завершения процесса добычи полезных ископаемых, не должны учитываться при формировании налоговой базы по НДПИ. Расходы, учитываемые при определении расчетной стоимости, должны относиться к затратам на добычу конкретного полезного ископаемого, должны быть связаны с такой добычей, то есть должны обуславливать добычу и быть направлены на получение полезного ископаемого, а не являться ее следствием.
В соответствии с п. 1 ст. 343 Кодекса сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, следовательно, определяется налоговая база (стоимость) добытого полезного ископаемого за налоговый период - календарный месяц, а затем исчисляется НДПИ по соответствующей ставке и уплачивается сумма налога в бюджет.
При решении вопроса о том, подлежат ли включению в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, формирующую налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, суммы налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса), необходимо принимать во внимание, что учет этого вида расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций обусловлен тем обстоятельством, что расходы, произведенные налогоплательщиком, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
При исчислении же налога на добычу полезных ископаемых расходы, предусмотренные статьей 264 Кодекса, напротив, формируют налоговую базу названного налога. В связи с этим не могут учитываться в налоговой базе денежные средства, подлежащие уплате в бюджет в целях исполнения публично-правовой обязанности.
Налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основным началам налогового законодательства (пункт 3 статьи 3 Кодекса).
Таким образом, сумма НДПИ не является расходом на добычу полезного ископаемого и не может быть включена в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого при определении налоговой базы. Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 11715/09 от 08.12.2009.
Довод инспекции о том, что исключение суммы НДПИ из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не соответствует положениям учетной политики для целей налогообложения предприятия, судом не принимается.
Согласно ст. 11 Кодекса учетная политика для целей налогообложения -выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Порядок учета прочих расходов при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого регламентирован положениями п. 4 ст. 340 Кодекса и не поставлен в зависимость от его закрепления налогоплательщиком в своей учетной политике для целей налогообложения.
Кроме того, положениями Кодекса не установлены какие-либо условия или особенности включения прочих расходов в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, зависящие от усмотрения налогоплательщика, и, в связи с этим, подлежащие закреплению в учетной политике.
Таким образом, действия налогоплательщика по определению расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, соответствующие нормам действующего законодательства, не могут быть признаны неправомерными только лишь исходя из их соответствия либо несоответствия положениям учетной политики организации.
Ссылки в апелляционной жалобе налогового органа на судебные акты Конституционного Суда РФ, не могут являться основанием для подтверждения правомерности доводов указанной жалобы налогового органа.
Конституционный Суд РФ в Определениях от 01.12.2009 г. N 1484-0-0, от 01.10.2009 г. N 1269-0-0 указал на то, что с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что основания для невключения налога на добычу полезных ископаемых в состав расчетной стоимости отсутствуют.
Вместе с тем, в ч. 3 мотивировочной части указанных Определений, Конституционный Суд РФ также отметил, что разрешение вопроса об исключении налога на добычу полезных ископаемых из состава расходов, формирующих расчетную стоимость полезного ископаемого, как и спора о том, может ли налог на добычу полезных ископаемых включаться в такие расходы в зависимости от налогового периода, по итогам которого он исчислен или уплачен, является прерогативой соответственно федерального законодателя и арбитражных судов и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Таким образом, выводы Конституционного Суда РФ, отраженные в Определениях от 01.12.2009 г. N 1484-0-0 и от 01.10.2009 г. N 1269-О-О, в полной мере соотносятся и согласуются с позицией Президиума ВАС РФ, указанной в Постановлении от 08.12.2009 г. N 11715/09, в связи с чем, какое-либо противоречие между позициями Конституционного Суда РФ и ВАС РФ отсутствует.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.12.2009 г. по делу N 11715/09 указал, что при решении вопроса о том, подлежат ли включению в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, формирующую налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, суммы налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса), необходимо принимать во внимание, что учет этого вида расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций обусловлен тем обстоятельством, что расходы, произведенные налогоплательщиком, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При исчислении же налога на добычу полезных ископаемых расходы, предусмотренные статьей 264 Кодекса, напротив, формируют налоговую базу названного налога. В связи с этим не могут учитываться в налоговой базе денежные средства, подлежащие уплате в бюджет в целях исполнения публично-правовой обязанности.
Налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основным началам налогового законодательства (пункт 3 статьи 3 Кодекса).
Таким образом, Президиум ВАС РФ, давая правовую оценку правомерности учета в составе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого сумм налога на добычу полезных ископаемых, не конкретизировал налоговый период, по итогам которого суммы исчисленного НДПИ не должны учитываться при определении налоговой базы в виде расчетной стоимости. В связи с этим, согласно позиции Президиума ВАС, суммы НДПИ не подлежат включению в состав расчетной стоимости добытого полезного ископаемого независимо от того, за какой налоговый период данный налог был исчислен - за текущий период определения налоговой базы, или же за предшествующий.
Кроме того, указание на "отсутствие экономического основания" и "противоречие основным началам налогового законодательства в отношении налогообложения денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов", может иметь правовое значение в отношении НДПИ, исчисленного как по итогам предыдущего, так и по итогам текущего налогового периода.
В связи с чем, соответствующий довод налогового органа о том, что Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 г. N 11715/09 имеет отношение только к случаям доначисления НДПИ в связи с включением в расчетную стоимость сумм НДПИ за текущий налоговый период, является необоснованным.
Необоснованным является довод налогового органа о том, что формирование Комбинатом налоговой базы по НДПИ в уточненной налоговой декларации без учета положений Учетной политики Комбината, действовавшей в 2007 г., повлекло неуплату НДПИ.
Данный довод налогового органа не учитывает тот факт, что уточненная декларация была сдана Комбинатом в 2009 г., то есть по окончании календарного года, в течение которого действовала Учетная политика для целей налогообложения - 2007 г. (ст. 313 НК РФ).
В связи с чем, внесение в 2009 г. изменений в Учетную политику для целей налогообложения на 2007 г., является нецелесообразным.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд. установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным. решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение инспекции является незаконным и необоснованным, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании статей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2010 по делу N А40-17945/10-111-113 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО

Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)