Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартиросян К.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Филатов К.К. - доверенность N 01/01-2009 от 01.01.2009; Горошко Е.О. - доверенность N 147/08 от 19.05.2008; Захаров А.Н. - доверенность б/н от 07.11.2008;
- от ответчика: Бирюков А.В. - доверенность N 03-20-01607 от 31.12.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 10 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 г. по делу N А41-15548/08, принятое судьей Васильевой Е.В. по заявлению ООО "Игровой клуб "Ва-банк" к МРИ ФНС России N 10 по Московской области об оспаривании бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Игровой клуб "Ва-банк" (ООО "Игровой клуб "Ва-банк", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений - т. 1, л.д. 56) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области (МРИ ФНС России N 10 по МО, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия МРИ ФНС России N 10 по Московской области, выразившегося в невыдаче ООО "Игровой клуб "Ва-банк" свидетельства о государственной регистрации девяноста семи объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а; признании незаконным бездействия МРИ ФНС России N 10 по Московской области, выразившегося в невыдаче ООО "Игровой клуб "Ва-банк" свидетельства о государственной регистрации ста сорока одного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 10 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 10 по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "Игровой клуб "Ва-банк" против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Игровой клуб "Ва-банк" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений от 14.05.2003 N 001380, сроком действия с 14.05.2003 по 14.05.2008 (т. 1, л.д. 44).
02.05.2008 Обществом в адрес налогового органа направлено:
- - заявление о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а пяти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов; с учетом ранее поданных заявлений о регистрации объектов налогообложения по указанному адресу у Общества находится 98 единиц объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (т. 1, л.д. 32);
- - заявление о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь десяти игровых автоматов; с учетом ранее поданных заявлений о регистрации объектов налогообложения по указанному адресу у Общества находится 135 единиц объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (т. 1, л.д. 36 - 37); 16.06.2008 Обществом в адрес Инспекции направлено заявление о регистрации по этому же адресу в этом же игровом зале еще одного игрового автомата (т. 1, л.д. 40).
03.07.2008 соответствующим заявлением Общество дополнительно просило налоговый орган зарегистрировать по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь еще пяти игровых автоматов (т. 1, л.д. 41).
29.07.2008 заявлением о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес Обществом снят с учета один игровой автомат по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а (т. 1, л.д. 43).
Считая, что бездействие налогового органа, выражающееся в невыдаче свидетельств о регистрации объектов налогообложения, является незаконными и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Игровой клуб "Ва-банк" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решений и действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, если полагают, что оспариваемое решение, действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Формы указанных заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 при условии приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона до 01.07.2007.
Причем организаторы азартных игр вправе осуществлять мероприятия по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона исключительно в игорных заведениях, открытых до 01.01.2007.
С 01.01.2007 ООО "Игровой клуб "Ва-Банк" получило право продолжить свою деятельность до 30.06.2009 через свои обособленные подразделения, расположенные по адресам:
- - Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, дом 37а;
- - Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь, как игорное заведение по организации и проведению азартных игр исключительно только в залах игровых автоматов.
Удовлетворяя заявленные ООО "Игровая компания "Ва-банк" требования, суд первой инстанции не учел, что на территории Московской области действует Закон Московской области N 3/2006-ОЗ от 12.01.2006 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции Законов Московской области от 31.05.2006 N 86/2006-ОЗ, от 27.12.2006 N 249/2006-ОЗ, от 28.06.2007 N 93/2007-ОЗ), предусматривающий, в частности, запрещение с 01.01.2008 на территории Московской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
В связи с этим все залы игровых автоматов (в том числе и отвечающие упомянутым требованиям Федерального закона), осуществляющие до 01.01.2008 на территории Московской области деятельность по организации и проведению азартных игр, признаются с этой даты утратившими право на дальнейшее ведение на территории Московской области данной деятельности.
Как следует из материалов дела, после 01.01.2008 ООО "Игровой клуб "Ва-банк" открыло новое игорное заведение "Казино" - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного Федеральным законом игрового оборудования, что является нарушением ч. 4 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом.
Таким образом, открытие после 01.01.2008 на территории субъектов РФ "Казино" или залов игровых автоматов (в том числе и соответствующих упомянутым выше требованиям Федерального закона) на базе ранее действовавших и закрытых (в связи с утратой права на дальнейшее ведение деятельности по организации и проведению азартных игр) игорных заведений, признается открытием новых игорных заведений с нарушением указанного требования Федерального закона и, следовательно, является для налоговых органов основанием для отказа владельцам данных игорных заведений в осуществлении, начиная с 01.01.2008, процедур, предусмотренных ст. 366 НК РФ.
Так как открытие с 01.01.2008 на территории Московской области игорных заведений "Казино", отвечающих всем требованиям Федерального закона, на базе действовавших и закрытых до этой даты залов игровых автоматов, законом в силу указанных выше причин запрещено, действия МРИ ФНС России N 10 по Московской области по отказу в регистрации всех изменений, связанных с регистрацией игровых автоматов и игорных столов, как объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, выдаче свидетельств о постановке их на учет, начиная с 01.01.2008, являются правомерными.
Законом Московской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" установлены специальные требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Московской области, порядок согласования размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены объекты игорного бизнеса.
Порядком согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 31.07.2006 N 717/29, установлена процедура согласования, перечень документов, которые необходимо представить для согласования, указано о принятии решения о согласовании либо решения об отказе в согласовании.
Обращаясь в налоговый орган одновременно с заявлениями о регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов по адресу: г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19, ООО "Игровой клуб "Ва-банк" не представляло никаких документов, подтверждающих соблюдение Обществом законов Московской области, связанных с размещением объектов игорного бизнеса на территории Московской области, а также Порядка согласования размещения этих объектов.
Кроме того, регистрация игровых столов по заявлениям Общества от 01.01.2008 не могла быть осуществлена налоговым органом, поскольку на момент подачи заявлений от 01.01.2008 о регистрации игровых столов Общество еще не имело решений о согласовании мест размещения объектов игорного бизнеса - "Казино" с органами местного самоуправления.
Решения N 30 и N 31 от 28.03.2008 о согласовании размещения объектов игорного бизнеса "Казино" были выданы ООО "Игровой клуб "Ва-банк" Администрацией городского округа Орехово-Зуево Московской области в нарушение ч. 4 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2006 N 244-ФЗ.
Налоговый орган не следит за соблюдением организаторами азартных игр правил, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", однако, в силу ст. 32 НК РФ, он обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В данном случае налоговый орган не может действовать в отрыве от других законов, регламентирующих специальные правила.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.11.2008 по делу А41-7008/08.
Учитывая изложенное, налоговый орган правомерно, руководствуясь Федеральным законом и законами Московской области, отказал Обществу в регистрации объектов игорного бизнеса по заявлениям от 02.05.2008 о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а пяти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов; о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь десяти игровых автоматов; от 16.06.2008 о регистрации по этому же адресу в этом же игровом зале еще одного игрового автомата; от 03.07.2008 о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь пяти игровых автоматов (всего - 21 игровой автомат).
Как следует из материалов дела, установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается сторонами, остальные 217 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (97 + 141 - 21 = 217) были зарегистрированы налоговым органом по заявлениям Общества до 01.01.2008. Данный факт подтверждают представленные в материалы дела по запросу суда апелляционной инстанции акты сверки постановки (снятия) на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес ООО "Игровой клуб "Ва-банк" и МРИ ФНС России N 10 по Московской области на 16.01.2009 (т. 2, л.д. 53 - 77).
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 г. по делу N А41-15548/08 подлежит отмене, апелляционная жалоба МРИ ФНС России N 10 по Московской области - удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 г. по делу N А41-15548/08 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Игровой клуб "Ва-банк" - отказать.
Взыскать с ООО "Игровой клуб "Ва-банк" в доход Федерального бюджета 1000 руб. расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий
Э.П.МАКАРОВСКАЯ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2009 ПО ДЕЛУ N А41-15548/08
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2009 г. по делу N А41-15548/08
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартиросян К.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Филатов К.К. - доверенность N 01/01-2009 от 01.01.2009; Горошко Е.О. - доверенность N 147/08 от 19.05.2008; Захаров А.Н. - доверенность б/н от 07.11.2008;
- от ответчика: Бирюков А.В. - доверенность N 03-20-01607 от 31.12.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 10 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 г. по делу N А41-15548/08, принятое судьей Васильевой Е.В. по заявлению ООО "Игровой клуб "Ва-банк" к МРИ ФНС России N 10 по Московской области об оспаривании бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Игровой клуб "Ва-банк" (ООО "Игровой клуб "Ва-банк", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений - т. 1, л.д. 56) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области (МРИ ФНС России N 10 по МО, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия МРИ ФНС России N 10 по Московской области, выразившегося в невыдаче ООО "Игровой клуб "Ва-банк" свидетельства о государственной регистрации девяноста семи объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а; признании незаконным бездействия МРИ ФНС России N 10 по Московской области, выразившегося в невыдаче ООО "Игровой клуб "Ва-банк" свидетельства о государственной регистрации ста сорока одного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 10 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 10 по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "Игровой клуб "Ва-банк" против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Игровой клуб "Ва-банк" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений от 14.05.2003 N 001380, сроком действия с 14.05.2003 по 14.05.2008 (т. 1, л.д. 44).
02.05.2008 Обществом в адрес налогового органа направлено:
- - заявление о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а пяти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов; с учетом ранее поданных заявлений о регистрации объектов налогообложения по указанному адресу у Общества находится 98 единиц объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (т. 1, л.д. 32);
- - заявление о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь десяти игровых автоматов; с учетом ранее поданных заявлений о регистрации объектов налогообложения по указанному адресу у Общества находится 135 единиц объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (т. 1, л.д. 36 - 37); 16.06.2008 Обществом в адрес Инспекции направлено заявление о регистрации по этому же адресу в этом же игровом зале еще одного игрового автомата (т. 1, л.д. 40).
03.07.2008 соответствующим заявлением Общество дополнительно просило налоговый орган зарегистрировать по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь еще пяти игровых автоматов (т. 1, л.д. 41).
29.07.2008 заявлением о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес Обществом снят с учета один игровой автомат по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а (т. 1, л.д. 43).
Считая, что бездействие налогового органа, выражающееся в невыдаче свидетельств о регистрации объектов налогообложения, является незаконными и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Игровой клуб "Ва-банк" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решений и действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, если полагают, что оспариваемое решение, действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Формы указанных заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 при условии приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона до 01.07.2007.
Причем организаторы азартных игр вправе осуществлять мероприятия по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона исключительно в игорных заведениях, открытых до 01.01.2007.
С 01.01.2007 ООО "Игровой клуб "Ва-Банк" получило право продолжить свою деятельность до 30.06.2009 через свои обособленные подразделения, расположенные по адресам:
- - Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, дом 37а;
- - Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь, как игорное заведение по организации и проведению азартных игр исключительно только в залах игровых автоматов.
Удовлетворяя заявленные ООО "Игровая компания "Ва-банк" требования, суд первой инстанции не учел, что на территории Московской области действует Закон Московской области N 3/2006-ОЗ от 12.01.2006 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции Законов Московской области от 31.05.2006 N 86/2006-ОЗ, от 27.12.2006 N 249/2006-ОЗ, от 28.06.2007 N 93/2007-ОЗ), предусматривающий, в частности, запрещение с 01.01.2008 на территории Московской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
В связи с этим все залы игровых автоматов (в том числе и отвечающие упомянутым требованиям Федерального закона), осуществляющие до 01.01.2008 на территории Московской области деятельность по организации и проведению азартных игр, признаются с этой даты утратившими право на дальнейшее ведение на территории Московской области данной деятельности.
Как следует из материалов дела, после 01.01.2008 ООО "Игровой клуб "Ва-банк" открыло новое игорное заведение "Казино" - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного Федеральным законом игрового оборудования, что является нарушением ч. 4 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом.
Таким образом, открытие после 01.01.2008 на территории субъектов РФ "Казино" или залов игровых автоматов (в том числе и соответствующих упомянутым выше требованиям Федерального закона) на базе ранее действовавших и закрытых (в связи с утратой права на дальнейшее ведение деятельности по организации и проведению азартных игр) игорных заведений, признается открытием новых игорных заведений с нарушением указанного требования Федерального закона и, следовательно, является для налоговых органов основанием для отказа владельцам данных игорных заведений в осуществлении, начиная с 01.01.2008, процедур, предусмотренных ст. 366 НК РФ.
Так как открытие с 01.01.2008 на территории Московской области игорных заведений "Казино", отвечающих всем требованиям Федерального закона, на базе действовавших и закрытых до этой даты залов игровых автоматов, законом в силу указанных выше причин запрещено, действия МРИ ФНС России N 10 по Московской области по отказу в регистрации всех изменений, связанных с регистрацией игровых автоматов и игорных столов, как объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, выдаче свидетельств о постановке их на учет, начиная с 01.01.2008, являются правомерными.
Законом Московской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" установлены специальные требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Московской области, порядок согласования размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены объекты игорного бизнеса.
Порядком согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 31.07.2006 N 717/29, установлена процедура согласования, перечень документов, которые необходимо представить для согласования, указано о принятии решения о согласовании либо решения об отказе в согласовании.
Обращаясь в налоговый орган одновременно с заявлениями о регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов по адресу: г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19, ООО "Игровой клуб "Ва-банк" не представляло никаких документов, подтверждающих соблюдение Обществом законов Московской области, связанных с размещением объектов игорного бизнеса на территории Московской области, а также Порядка согласования размещения этих объектов.
Кроме того, регистрация игровых столов по заявлениям Общества от 01.01.2008 не могла быть осуществлена налоговым органом, поскольку на момент подачи заявлений от 01.01.2008 о регистрации игровых столов Общество еще не имело решений о согласовании мест размещения объектов игорного бизнеса - "Казино" с органами местного самоуправления.
Решения N 30 и N 31 от 28.03.2008 о согласовании размещения объектов игорного бизнеса "Казино" были выданы ООО "Игровой клуб "Ва-банк" Администрацией городского округа Орехово-Зуево Московской области в нарушение ч. 4 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2006 N 244-ФЗ.
Налоговый орган не следит за соблюдением организаторами азартных игр правил, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", однако, в силу ст. 32 НК РФ, он обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В данном случае налоговый орган не может действовать в отрыве от других законов, регламентирующих специальные правила.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.11.2008 по делу А41-7008/08.
Учитывая изложенное, налоговый орган правомерно, руководствуясь Федеральным законом и законами Московской области, отказал Обществу в регистрации объектов игорного бизнеса по заявлениям от 02.05.2008 о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бирюкова, д. 37а пяти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов; о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь десяти игровых автоматов; от 16.06.2008 о регистрации по этому же адресу в этом же игровом зале еще одного игрового автомата; от 03.07.2008 о регистрации по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, Привокзальная площадь пяти игровых автоматов (всего - 21 игровой автомат).
Как следует из материалов дела, установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается сторонами, остальные 217 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (97 + 141 - 21 = 217) были зарегистрированы налоговым органом по заявлениям Общества до 01.01.2008. Данный факт подтверждают представленные в материалы дела по запросу суда апелляционной инстанции акты сверки постановки (снятия) на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес ООО "Игровой клуб "Ва-банк" и МРИ ФНС России N 10 по Московской области на 16.01.2009 (т. 2, л.д. 53 - 77).
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 г. по делу N А41-15548/08 подлежит отмене, апелляционная жалоба МРИ ФНС России N 10 по Московской области - удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2008 г. по делу N А41-15548/08 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Игровой клуб "Ва-банк" - отказать.
Взыскать с ООО "Игровой клуб "Ва-банк" в доход Федерального бюджета 1000 руб. расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий
Э.П.МАКАРОВСКАЯ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)