Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
5 февраля 2007 г. Дело N А60-34/07-С9
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апгрейт-Инвест" к Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Савицкий А.И., доверенность от 12.12.2006, паспорт; от налогового органа - Досаева Н.Ю., доверенность от 29.12.2006 N 04-09/43355, Изметьева Е.Н., доверенность от 10.01.2007 N 04-09/258.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило. В судебном заседании, начавшемся в 10 час. 01.02.2007, был объявлен перерыв до 9 час. 30 мин. 02.02.2007, после перерыва рассмотрение дела возобновлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Апгрейт-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании решения Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от 28.08.2006 N 754 о привлечении общества к налоговой ответственности, которым обществу были доначислены налог на игорный бизнес в сумме 54500 руб., пеня в сумме 1523 руб. 26 коп., а также наложен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 10900 руб. При этом заявитель полагает неправомерными выводы налогового органа о занижении налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" он вправе уплачивать данный налог по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации, о чем и было заявлено в налоговой декларации общества.
Налоговый орган данные требования не признал, указав на отмену данной статьи Федерального закона "О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд
общество с ограниченной ответственностью "Апгрейт-Инвест" 22.05.2007 представило в Инспекцию ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга декларацию по налогу на игорный бизнес за апрель 2006 года, применив при расчете суммы налога налоговую ставку в размере 800 руб. за каждый объект налогообложения - игровые автоматы.
В ходе камеральной проверки декларации налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении данной налоговой ставки в связи с действующей в настоящее время ставкой в размере 6250 руб., вследствие чего налог обществом занижен на 54500 руб., что и послужило основанием для вынесения оспариваемого решения.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
Согласно пункту 2 статьи 370 названного Кодекса налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, именно с этого момента данное лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством.
Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" в редакции Закона Свердловской области от 21.11.2005 N 103-ОЗ с 01.01.2006 установлена ставка за каждый игровой автомат в размере 6250 руб.
Как следует из материалов дела, ООО "Апгрейт-Инвест" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 21.06.2002 (свидетельство о государственной регистрации N 005632186); 27.12.2002 организацией получена лицензия на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 27.12.2007.
19.04.2006 данная организация, находящаяся в г. Москве и состоящая там же на налоговом учете по месту своего нахождения, обратилась в Инспекцию ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, 188, объектов налогообложения - игровых автоматов в количестве двадцати штук.
03.05.2006 ООО "Апгрейт-Инвест" представило заявление о постановке организации на налоговый учет в данном налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения, и в тот же день организация была поставлена на налоговый учет в Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, куда 22.05.2006 и была представлена декларация по налогу на игорный бизнес за апрель 2006 года.
Поскольку объекты налогообложения поставлены на учет в апреле 2006 года и именно с этого момента у организации возникла обязанность по исчислению налога на игорный бизнес, при расчете налога налогоплательщик обязан был применять налоговую ставку, действующую в этот период, т.е. 6250 руб. за каждый объект налогообложения. Применение обществом заниженной ставки привело к неуплате налога в установленном размере, что образует состав налогового правонарушения, установленного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Таким образом, вывод налогового органа о занижении обществом налога на игорный бизнес вследствие его неправильного исчисления является обоснованным.
Довод заявителя о правомерности применения им налоговой ставки, действующей на момент его государственной регистрации, в связи с установлением статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантий, в соответствии с которыми в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, отклоняется судом по следующему основанию.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства заключается в возложении на них дополнительного налогового бремени, в необходимости исполнять иные ранее не предусмотренные законодательством обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленном Кодексом и введенным в действие на территории Свердловской области Законом этого субъекта Российской Федерации, которым определены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в порядке и пределах, установленных Кодексом, а также порядок и сроки уплаты налога.
Таким образом, региональный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации путем определения основных элементов налогообложения, а вводится в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации путем регламентации неурегулированных элементов налогообложения, в том числе налоговой ставки.
На дату начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса заявителю был известен установленный порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который не изменен при увеличении налоговой ставки и не возлагает на налогоплательщика каких-либо иных не предусмотренных ранее обязанностей.
Положение ООО "Апгрейт-Инвест" в связи с изменением налоговой ставки не ухудшилось и потому, что объекты налогообложения у организации возникли позже установления спорной налоговой ставки в размере 6250 руб., и оснований применять действующую ранее ставку к новым объектам налогообложения не имеется.
При этом суд исходит из того, что приобретение налогоплательщиком новых объектов налогообложения (новых игровых автоматов) порождает новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия статьи 9 Федерального закона "О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". На данный подход к содержанию объекта налогообложения налогом на игорный бизнес указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 "О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата", такой же подход содержится и в Постановлении ВАС РФ от 24.01.2006 N 8617/05.
Суд отмечает также, что заявитель, претендуя на государственные гарантии, установленные для субъектов малого предпринимательства, не доказал наличие у него этого статуса, так как обществом не представлены доказательства того, что средняя численность его работников, включая работников головной организации, не превышает 50 человек.
Те доказательства, которые заявителем представлены по требованию суда, относятся лишь к деятельности обособленных подразделений организации (6 игровых залов) в городе Екатеринбурге и в Свердловской области, вместе с тем в представленных материалах отсутствуют доказательства того, что организация не имеет обособленных подразделений в других регионах Российской Федерации.
Кроме того, организация в 2002 году была зарегистрирована на территории города Москвы и должна была применять тот режим налогообложения, который действовал на территории этого субъекта Российской Федерации, тогда как претендует на неизменность налогового режима по налогу на игорный бизнес, действующего в ином субъекте Российской Федерации.
Такие действия заявителя направлены на получение ничем не обусловленных налоговых преимуществ, так как означают не гарантию сохранения прежнего режима налогообложения в отношении ранее имеющихся объектов и осуществляемой деятельности, а фактически получение налоговых льгот в виде пониженной ставки налогообложения вновь приобретаемых мест (объектов) предпринимательской деятельности, что нарушает принципы налогообложения и фактически является попыткой получения необоснованной налоговой выгоды.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о правомерности привлечения организации к налоговой ответственности и об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч. 2 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.02.2007, 02.02.2007 ПО ДЕЛУ N А60-34/07-С9
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
5 февраля 2007 г. Дело N А60-34/07-С9
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апгрейт-Инвест" к Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Савицкий А.И., доверенность от 12.12.2006, паспорт; от налогового органа - Досаева Н.Ю., доверенность от 29.12.2006 N 04-09/43355, Изметьева Е.Н., доверенность от 10.01.2007 N 04-09/258.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило. В судебном заседании, начавшемся в 10 час. 01.02.2007, был объявлен перерыв до 9 час. 30 мин. 02.02.2007, после перерыва рассмотрение дела возобновлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Апгрейт-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании решения Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от 28.08.2006 N 754 о привлечении общества к налоговой ответственности, которым обществу были доначислены налог на игорный бизнес в сумме 54500 руб., пеня в сумме 1523 руб. 26 коп., а также наложен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 10900 руб. При этом заявитель полагает неправомерными выводы налогового органа о занижении налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" он вправе уплачивать данный налог по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации, о чем и было заявлено в налоговой декларации общества.
Налоговый орган данные требования не признал, указав на отмену данной статьи Федерального закона "О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Апгрейт-Инвест" 22.05.2007 представило в Инспекцию ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга декларацию по налогу на игорный бизнес за апрель 2006 года, применив при расчете суммы налога налоговую ставку в размере 800 руб. за каждый объект налогообложения - игровые автоматы.
В ходе камеральной проверки декларации налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении данной налоговой ставки в связи с действующей в настоящее время ставкой в размере 6250 руб., вследствие чего налог обществом занижен на 54500 руб., что и послужило основанием для вынесения оспариваемого решения.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
Согласно пункту 2 статьи 370 названного Кодекса налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, именно с этого момента данное лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством.
Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" в редакции Закона Свердловской области от 21.11.2005 N 103-ОЗ с 01.01.2006 установлена ставка за каждый игровой автомат в размере 6250 руб.
Как следует из материалов дела, ООО "Апгрейт-Инвест" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 21.06.2002 (свидетельство о государственной регистрации N 005632186); 27.12.2002 организацией получена лицензия на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 27.12.2007.
19.04.2006 данная организация, находящаяся в г. Москве и состоящая там же на налоговом учете по месту своего нахождения, обратилась в Инспекцию ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, 188, объектов налогообложения - игровых автоматов в количестве двадцати штук.
03.05.2006 ООО "Апгрейт-Инвест" представило заявление о постановке организации на налоговый учет в данном налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения, и в тот же день организация была поставлена на налоговый учет в Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, куда 22.05.2006 и была представлена декларация по налогу на игорный бизнес за апрель 2006 года.
Поскольку объекты налогообложения поставлены на учет в апреле 2006 года и именно с этого момента у организации возникла обязанность по исчислению налога на игорный бизнес, при расчете налога налогоплательщик обязан был применять налоговую ставку, действующую в этот период, т.е. 6250 руб. за каждый объект налогообложения. Применение обществом заниженной ставки привело к неуплате налога в установленном размере, что образует состав налогового правонарушения, установленного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Таким образом, вывод налогового органа о занижении обществом налога на игорный бизнес вследствие его неправильного исчисления является обоснованным.
Довод заявителя о правомерности применения им налоговой ставки, действующей на момент его государственной регистрации, в связи с установлением статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантий, в соответствии с которыми в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, отклоняется судом по следующему основанию.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства заключается в возложении на них дополнительного налогового бремени, в необходимости исполнять иные ранее не предусмотренные законодательством обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленном Кодексом и введенным в действие на территории Свердловской области Законом этого субъекта Российской Федерации, которым определены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в порядке и пределах, установленных Кодексом, а также порядок и сроки уплаты налога.
Таким образом, региональный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации путем определения основных элементов налогообложения, а вводится в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации путем регламентации неурегулированных элементов налогообложения, в том числе налоговой ставки.
На дату начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса заявителю был известен установленный порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который не изменен при увеличении налоговой ставки и не возлагает на налогоплательщика каких-либо иных не предусмотренных ранее обязанностей.
Положение ООО "Апгрейт-Инвест" в связи с изменением налоговой ставки не ухудшилось и потому, что объекты налогообложения у организации возникли позже установления спорной налоговой ставки в размере 6250 руб., и оснований применять действующую ранее ставку к новым объектам налогообложения не имеется.
При этом суд исходит из того, что приобретение налогоплательщиком новых объектов налогообложения (новых игровых автоматов) порождает новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия статьи 9 Федерального закона "О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". На данный подход к содержанию объекта налогообложения налогом на игорный бизнес указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 "О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата", такой же подход содержится и в Постановлении ВАС РФ от 24.01.2006 N 8617/05.
Суд отмечает также, что заявитель, претендуя на государственные гарантии, установленные для субъектов малого предпринимательства, не доказал наличие у него этого статуса, так как обществом не представлены доказательства того, что средняя численность его работников, включая работников головной организации, не превышает 50 человек.
Те доказательства, которые заявителем представлены по требованию суда, относятся лишь к деятельности обособленных подразделений организации (6 игровых залов) в городе Екатеринбурге и в Свердловской области, вместе с тем в представленных материалах отсутствуют доказательства того, что организация не имеет обособленных подразделений в других регионах Российской Федерации.
Кроме того, организация в 2002 году была зарегистрирована на территории города Москвы и должна была применять тот режим налогообложения, который действовал на территории этого субъекта Российской Федерации, тогда как претендует на неизменность налогового режима по налогу на игорный бизнес, действующего в ином субъекте Российской Федерации.
Такие действия заявителя направлены на получение ничем не обусловленных налоговых преимуществ, так как означают не гарантию сохранения прежнего режима налогообложения в отношении ранее имеющихся объектов и осуществляемой деятельности, а фактически получение налоговых льгот в виде пониженной ставки налогообложения вновь приобретаемых мест (объектов) предпринимательской деятельности, что нарушает принципы налогообложения и фактически является попыткой получения необоснованной налоговой выгоды.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о правомерности привлечения организации к налоговой ответственности и об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч. 2 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
ВОРОНИН С.П.
ВОРОНИН С.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)