Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2007 N 09АП-13614/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-64943/04-108-387

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2007 г. N 09АП-13614/2007-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2007.
Полный текст постановления изготовлен 17.10.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего К.Н.Н.
Судей: П.Е.А., С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.Д.П.
при участии:
- от истца (заявителя) - П.Л.В., по доверенности от 14.05.2007 N 05/07; Ф., по доверенности от 15.05.2007 N 41/07; К.Е.В., по доверенности от 15.05.2007 N 44/07;
- от ответчика (заинтересованного лица) - К.К.А., по доверенности от 04.09.2007 N 75;
- Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ по КН N 1
на решение от 09.07.2007 по делу N А40-64943/04-108-387
Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Г.
по иску (заявлению) ОАО "Томскнефть ВНК"
к МИФНС РФ по КН N 1
о признании недействительными решения и требований,
установил:

ОАО "Томскнефть ВНК" обратилось с заявлением в арбитражный суд к МИФНС России по КН N 1 о признании незаконным решения N 52/962 от 29.11.2004 в части:
- п. 22.1.1 - взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм: акциза на природный газ в размере 103304 руб. 60 коп.; платы за пользование водными объектами (далее - ППВО) в размере 581817 руб. 80 коп.; налога на добавленную стоимость в размере 73064930 руб. 30 коп.; налога на имущество организаций (далее - НИ) в размере 4820889 руб. 80 коп.; земельного налога (далее - ЗН) в размере 4203 руб. 80 коп.;
- п. 22.1.2 - взыскания штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм: НДС в размере 368733425 руб. 20 коп.; налога на прибыль (далее - НП) в размере 170230964 руб.; налога на пользователей автодорог (далее - НПАД) в размере 18436671 руб. 30 коп.;
- п. 22.2.2 "а" - доначисление налогов сборов и иных обязательных платежей: НДС в размере 1287158214 руб. 70 коп.; НП в размере 425577410 руб.; НПАД в размере 46091678 руб. 20 коп.; НИ в размере 24104449 руб.; ЗН в размере 21019 руб.; ППВО в размере 2909089 руб.; акциза на природный газ в размере 516523 руб.; регулярных платежей за право пользования недрами (далее - РППН) в сумме 3693643 руб. (полностью);
- п. 22.2.2 "б" - начисление пени по НП, НДС, НПАД, НИ, ЗН, ППВО и акцизу на природный газ.
Также ОАО "Томскнефть ВНК" просит суд признать недействительными требования Инспекции:
- от 01.12.2004 N 185 об уплате налога в части: НДС в размере 1287158214 руб. 70 коп. и пени; НП и пени; НПАД в размере 46091678 руб. 20 коп. и пени; НИ в размере 24104449 руб. и пени; ППВО в размере 2909089 руб. и пени; акциза на природный газ и пени;
- от 01.12.2004 N 185/1 об уплате налога и от 01.12.2004 N 185/2 об уплате налоговой санкции в части: НДС в размере 441798355 руб. 50 коп.; НП в размере 170230964 руб.; НПАД в размере 18436671 руб. 30 коп.; НИ в размере 4820889 руб. 80 коп.; ЗН в размере 4203 руб. 80 коп.; ППВО в размере 581817 руб. 80 коп.; акциза на природный газ в размере 103304 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2005, требования налогоплательщика были удовлетворены частично.




Постановлением ФАС МО от 28.10.2005 N КА-А40/11239-05-2 судебные акты первой и апелляционной инстанций были отменены в части:
- - налогообложения технологических потерь при производстве нефти, доначисления пени на сумму 610510 руб. 23 коп., отказа учесть НДС в размере 175199 руб., доначисления НДС, пени и налоговых санкций по технологическим потерям при производстве нефти, завышения налоговых вычетов при представлении уточненных налоговых деклараций (п. п. 10.2.1, 10.2.2, 10.2.3 решения налогового органа), НИ по СОК "Нефтяник", по льготе, установленной п. "б" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", доначисления платежей за сброс сточных вод, платежей за забор подземной воды, НПАД, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы;
- - требования налогоплательщика в отношении доначисления суммы возвращенных авансовых платежей, доначисления РППН, удовлетворены;
- - в остальной части решение и постановление судов оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции, с учетом указаний суда кассационной инстанции, а также уточнения налогоплательщиком своих требований (т. 56, л.д. 1 - 24), требования налогоплательщика были удовлетворены в части: доначисления 650510 руб. 23 коп. пени по НП; неправомерного применения вычета по НДС в 2002 г. в сумме 17531707 руб. 10 коп.; НИ по СОК "Нефтяник" в сумме 225145 руб. 46 коп.; ППВО (сброс сточных вод) в сумме 8079 руб., а также соответствующей пени и штрафных санкций; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.10.2006 решение суда от 11.07.2006 оставлено без изменения.
Постановлением ФАС МО от 20.02.2007 решение от 11.07.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 27.10.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-64943/04-108-387 в части решения от 29.11.2004 N 52/962 МИФНС России по КН N 1 и требований N 185, 185/1, 185/2 от 01.12.2004 по вопросам касающимся применения льготы, установленной п. "б" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", а также применения налоговых вычетов по НДС в размере 175199159 руб. отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением суда от 09.07.2007 требования заявителя удовлетворены, признаны недействительными решение N 52/962 от 29.11.2004, требования N 185, 185/2 от 01.12.2004 в части начисления и предложения уплатить 175199159 руб. налога на добавленную стоимость и 35039831,80 рублей соответствующего штрафа, 23653260 руб. налога на имущество и 4730652 руб. соответствующего штрафа.
При этом суд исходил из того, что правовая позиция налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика.
МИФНС России по КН N 1 не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения судом норм материального права, в удовлетворении требований ОАО "Томскнефть ВНК" отказать, утверждая о законности решения N 52/962 от 29.11.2004.
ОАО "Томскнефть ВНК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Апелляционный суд считает правовую позицию Инспекции незаконной и не принимает во внимание доводы налогового органа по следующим основаниям.
По налогу на добавленную стоимость.
В постановлении ФАС Московского округа от 20.02.2007 указано, что при новом рассмотрении дела по данному эпизоду суду следует исследовать и оценить представленные заявителем в материалы документы, в т.ч. налоговые декларации за предыдущие налоговые периоды и иные документы, подтверждающие восстановление к уплате сумм НДС, впоследствии заявленных к вычету. Следует исследовать и оценить с учетом правовой оценки заявителя довод суда о том, что счета-фактуры оформлены с нарушением ст. 169 НК РФ, поскольку в них в качестве продавца и покупателя указано одно и то же лицо - заявитель. Кроме того, следует исследовать и дать оценку всем представленным доказательствам, проверить и дать правовую оценку всем доводам сторон, в том числе доводу о том, что правомерность действий заявителя по аналогичному вопросу подтверждена вступившими в силу судебными актами по делу N А40-29736/05-90-225.
Инспекция не ссылается на документы, которые обосновывают расчет неправомерно предъявленного к вычету НДС. Расчет ни в акте проверки, ни в решении N 52/962 не приведен, что нарушает п. 2 ст. 100, п. 3 ст. 101 НК РФ, согласно которым в акте налоговой проверки и решении о привлечении к налоговой ответственности должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки. При этом, по мнению инспекции, налоговое нарушение состоит в непредставлении счетов-фактур.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ОАО "Томскнефть" ВНК осуществляло передачу материальных ресурсов Подрядчикам для выполнения строительных работ, т.е. ОАО "Томскнефть" ВНК выступало одновременно и заказчиком-застройщиком, и самостоятельно приобретало необходимые для использования в строительстве материалы.
В договорах между ОАО "Томскнефть" ВНК ("Заказчик") и Подрядчиками определялась обязанность Заказчика по предоставлению материалов подрядчику на "давальческой основе", под которой сторонами понимались материалы, передаваемые заказчиком в соответствии со ст. 713 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчику без оплаты их стоимости подрядчиком и предназначенные для дальнейшего их использования в строительном процессе, выполняемом подрядчиком на объектах Общества. При этом стоимость давальческих материалов в договорную цену не включалась и право собственности на передаваемые материальные ценности ОАО "Томскнефть" ВНК не утрачивалось. В связи с чем, согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, передача материалов подрядчику на "давальческой основе" не является реализацией.
В соответствии с п. 157 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н) аналитический учет операций по передаче материалов подрядчику и получения от него готовой строительной продукции у заказчика основывается на следующем принципе: стоимость переданных в переработку сырья и материалов до момента принятия к учету готового объекта строительства должна быть отражена на синтетическом счете учета материалов, что соответствует также требованиям п. 5 ст. 172 НК РФ, согласно которого вычеты сумм налога, указанного в абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию.
Когда на момент приобретения материально-производственных запасов не известно направление их использования (для инвестиционной или операционной деятельности) сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к налоговому вычету на общих основаниях. Однако, при направлении материально-производственных запасов для осуществления строительства объектов основных средств, сумма НДС ранее принятая к вычету подлежит восстановлению.





Согласно пояснениям налогоплательщика, для производственной деятельности ОАО "Томскнефть" ВНК необходимы скважины по добыче нефти, объекты, обеспечивающие подготовку и перекачку нефти, и строительство данных объектов занимает наибольший объем капитальных вложений заявителя. В связи с этим ОАО "Томскнефть" ВНК ведет обособленно учет передаваемых Подрядчику материалов. По материалам, использованным в капитальном строительстве, ведется отдельно книга продаж, книга покупок и счета-фактуры за определенный налоговый период.
Порядок осуществления операций по восстановлению и принятию впоследствии к налоговому вычету сумм НДС при передаче материалов на "давальческой" основе подрядчикам производился следующим образом. В качестве примера, приведена введенная в эксплуатацию скважина N 853 к. 52 Первомайского нефтяного месторождения, по которой сумма НДС принята к налоговому вычету в ноябре 2002 г. в размере 344890,73 рублей.
Заявителем для обобщения информации по первичным документам и в опровержение довода налогового органа об отсутствии документального подтверждения восстановления налога на добавленную стоимость составлена консолидированная таблица ("Расшифровка по восстановленным суммам налога на добавленную стоимость, принятые ранее к налоговому вычету, с разбивкой по объектам капитального строительства" (т. 56 л.д. 41) за налоговый период - ноябрь 2002 года. В данном расчете указана информация о номенклатуре, количестве, сумме НДС со ссылкой на номер и счета-фактуры, и период его восстановления. Указанная информация предоставлена в разрезе объектов строительства,
При передаче ОАО "Томскнефть" ВНК "давальческих" материалов, используемых для осуществления инвестиционной деятельности, составляется "Акт на списание давальческих материалов" с формой М-29 "Отчет о расходе основных материалов в строительстве". Данная форма утверждена Указанием Миннефтепрома от 29.11.1983 N 487. На основании данных Актов согласно п. 16 Положения по бухгалтерскому учету 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Учетной политике по бухгалтерскому учету ОАО "Томскнефть" ВНК на 2002 год (т. 26 л.д. 87 - 149), списание материалов на счета капитального строительства производилось по средней (средневзвешенной) себестоимости каждой единицы материально-производственных запасов. На сумму и количество материалов, принадлежащих Обществу, перечисленных в "Акте на списание давальческих материалов" и списанных на объект строительства (что подтверждается бухгалтерскими проводками - Дт 08 Кт 10), Обществом "восстанавливалась" сумма НДС и выписывался счет-фактура, который регистрировался в книге продаж (что подтверждается бухгалтерскими проводками - Дт 19 Кт 68).
Так, при строительстве скважины N 853 к. 52 Первомайского нефтяного месторождения осуществлялась передача ОАО "Томскнефть" ВНК "давальческих" материалов Подрядчику согласно договору от 01.01.2001 N 0197-д (Приложение 2 л.д. 1 - 37), СФ ЗАО "Сибирская Сервисная Компания", в ноябре 2001 года (графа 9 Расшифровки, указанной выше), при которой составлен "Акт на списание давальческих материалов" с формой М-29 "Отчет о расходе основных материалов в строительство" (Приложение 2 л.д. 40 - 43).
Согласно данному акту на строительство скважины 853 Подрядчику, СФ ЗАО "Сибирская Сервисная Компания" в соответствии с договором, переданы следующие материалы (графа 2 Расшифровки); Труба обе. 146 x 7,0 в количестве 43,784 т на сумму 689186,43 рублей, Труба обе. 146 x 7,7 в количестве 12,033 т на сумму 198799,96 рублей. Труба обе. 146 x 8,5 в количестве 6,765 т на сумму 110364,28 рублей, Труба обе. 146 x 9,5 в количестве 4,158 т на сумму 74602,00 рублей, Труба обе. 245 x 7,9 в количестве 28,608 т на сумму 417251,11 рублей, Труба 114 x 11 с/ф в количестве 21,812 т на сумму 234249,85 рублей.
В ноябре 2001 года Обществом на количество и сумму "давальческих" материалов, принадлежащих Заявителю, перечисленных в акте на списание "давальческих" материалов восстановлена сумма НДС в размере 344890,73 рублей (1724453,63 руб. (итого по графе 6 расшифровки) x 20% (налоговая ставка НДС в 2002 г.) рублей (графа 7 Расшифровки) и выписана счет-фактура ДМ-11 от 30.11.2001 (графа 10 Расшифровки), где и отражены "восстановленные" суммы НДС по каждому наименованию "давальческих" материалов (т. 14 л.д. 24 - 75). Кроме того, в ноябре 2001 года восстановлены суммы НДС на "давальческие" материалы, использованные и на других объектах строительства, которые составили 26952921, 35 рублей. Данная хозяйственная операция отражена на счетах бухгалтерского учета бухгалтерской записью Дебет 19-03 Кредит 68-03, что подтверждается журналом-ордером по счету 19-03 за ноябрь 2001 г., ведение которого установлено п. 19 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34Н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" согласно Письму Минфина СССР от 08.03.1960 N 63 (Приложение 2 л.д. 44, 52 - 73). Данная счет-фактура указана в книге продаж за ноябрь 2001 г. (т. 14 л.д. 24 - 75) и отражена в налоговой декларации в разделе "Налоговые вычеты" по листу 04 N п/п 13 за ноябрь 2001 г. в размере 28408808,00 рублей (т. 13 л.д. 101), где в т.ч. указана сумма "восстановленного" НДС в размере 26952921,35 рублей, что подтверждается сводной расшифровкой по субсчетам (т. 13 л.д. 102).
Сумма восстановленного НДС отражалась в налоговых декларациях в разделе Налоговые вычеты по странице 07 N п/п 13 код строки 450, а с июля года - на странице 06 N п/п 11 код строки 430. К каждому периоду при составлении налоговой декларации по НДС формировалась сводная расшифровка по субсчетам, из которых видно, что сумма "восстановленного" НДС включена в налоговую базу по НДС. Все суммы "восстановленного" НДС уплачены в бюджет, что подтверждается справками ответчика об отсутствии задолженности по НДС на 01.01.2003 и другими документами о перечислении налоговых платежей за 2002 - 2003 года (л.д. 1 - 69 том 11).
При окончании строительства в месяце ввода в эксплуатацию объекта, завершенного капитальным строительством, НДС со стоимости переданных на строительство объекта материалов предъявлялся к налоговому вычету в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 5 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, которым определено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
По окончании строительства скважины 853 к. 52 Первомайского нефтяного месторождения в ноябре 2002 года в месяце, следующем за месяцем, в котором данная скважина по добыче нефти была введена в эксплуатацию, сумма НДС в размере 344890,73 рублей принята к налоговому вычету. Данная хозяйственная операция подтверждается следующими документами: актом приема-передачи основных средств (унифицированная форма ОС-1), который свидетельствует о постановке на учет в октябре 2002 г. скважины 853 к. 52 Первомайского нефтяного месторождения; свидетельством о регистрации права на указанный объект; книгой покупок, где указана счет-фактура ДМ-11 от 30.11.2001, согласно которой восстановлена сумма НДС по переданным "давальческим" материалам (т. 13 л.д. 27); налоговой декларацией по НДС за ноябрь 2002 г. (т. 8 л.д. 53 - 68).
Аналогичный порядок по применению права ОАО "Томскнефть" ВНК на налоговые вычеты по НДС осуществлялся и по другим объектам строительства за налоговые периоды май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2002 г., по которым отражены доначисления сумм НДС по данному эпизоду в решении налогового органа. Заявителем представлены в материалы дела консолидированные расшифровки ("Расшифровка по восстановленным суммам налога на добавленную стоимость, принятые ранее к налоговому вычету, с разбивкой по объектам капитального строительства") по оспариваемым налоговым периодам 2002 года (т. 56 л.д. 25 - 41). В указанных расшифровках указана информация о номенклатуре, количестве, сумме НДС со ссылкой на номер и дату счета-фактуры, и период его восстановления. Данная информация предоставлена в разрезе объектов строительства с последующей консолидацией по налоговым периодам, сумму НДС по которым инспекция считает неправомерно принятой Обществом к налоговому вычету.
Доводы налогового органа о том, что счета-фактуры, где и продавцом и покупателем является ОАО "Томскнефть" ВНК, отклоняются по следующим основаниям.
При осуществлении строительно-монтажных работ ОАО "Томскнефть" ВНК одновременно выступает и поставщиком, и их потребителем, так как право собственности на данные материалы не утрачивается. Общество не переносит сумму налога на добавленную стоимость на другого потребителя, а относит ее на свой счет, составляя при этом счета-фактуры в силу аналогичной обязанности, возложенной на налогоплательщика при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации).




Кроме того, в абз. 2 п. 44.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/4470, предусмотрена возможность получения налогового вычета по товарам, приобретенным и переданным подрядным организациям на давальческих условиях для выполнения строительно-монтажных работ с учетом особенностей, установленных п. 5 ст. 172 НК РФ. При этом в связи с установлением п. 1 ст. 169 НК РФ права на получение налогового вычета только на основании счета-фактуры, у ОАО "Томскнефть" ВНК отсутствуют иные основания для получения вычета по НДС по переданным в капитальное строительство на давальческих условиях товарам, кроме как на основании счета-фактуры, в которой и продавцом и покупателем является одно лицо.
В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации какого-либо запрета на использование "давальческой схемы", определенной в ст. 713 Гражданского кодекса Российской Федерации, по передаче материалов подрядчику и установлением права на получение налогового вычета по НДС по всем товарам (работам, услугам), приобретенным согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года введен новый порядок применения налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость по объектам капитального строительства. Так, с 1 января 2001 года суммы налога по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, уплаченные подрядным организациям или уплаченные в бюджет при выполнении работ собственными силами, предъявляются к налоговому вычету в момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В Положении по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных ПБУ 5/01 определен порядок бухгалтерского учета материалов, отсутствуют специальные нормы, определяющие порядок учета давальческого материала, а нормы 21 главы НК РФ не устанавливают порядок восстановления сумм НДС по передаче подрядчикам для осуществления капитального строительства на объектах на "давальческой основе" и документального оформления указанных, хозяйственных операций. В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (Приложение 2 л.д. 74 - 77), Общество разработало свою методику восстановления НДС, применив некоторые аспекты порядка, установленного правилами главы 21 НК РФ, для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в которой он указывается и в качестве продавца и в качестве покупателя.
Таким образом, действия ОАО "Томскнефть" ВНК по оформлению передачи "давальческих" материалов соответствовали налоговому законодательству Российской Федерации, Методическим рекомендациям по применению гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03-447. При этом согласно п. 2 ст. 159 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Кроме того, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка заявителя за 2001 г., по результатам которой вынесено решение N 47/6 от 21.01.2003 (л.д. 68 - 76 т. 15), из которого следует, что при проводимом до 2002 года контроле за правильностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми органами не установлены нарушения в методике восстановления НДС по "давальческим" материалам в 2001 году. Более того, повторная выездная налоговая проверка за 2001 г., проведенная ФНС России в 2004 г., также не выявила нарушения в порядке восстановления НДС (решение ФНС России N 30-3-15/7 от 23.12.04 л.д. 24 - 30 т. 40).
Более того, постановлением ФАС Московского округа от 26.04.2006 оставлено в силе решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2005 по делу N А40-29736/05-90-225, которым признано незаконным решение инспекции, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки за 2003 год, по аналогичному спору.
Необходимо также отметить, что налоговый орган проводил выездную проверку ОАО "Томскнефть" ВНК по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период деятельности 2005 года, по результатам которой составлен акт от 04.10.2006 N 52/1512 и вынесено решение от 27.12.2006 N 52/2297. По результатам проверки налоговыми органами предъявлены претензии по операциям, связанным с применением права на налоговый вычет по НДС при осуществлении передачи "давальческих" материалов Подрядчикам для осуществления строительства объектов ОАО "Томскнефть" ВНК (п. 2.7.6 Акта проверки), то есть аналогичные претензии, оспариваемые в настоящем деле за 2002 год. После предоставленных Обществом возражений на акт налоговой проверки, доводы Общества были приняты налоговым органом, что подтверждается решением от 27.12.2006 N 52/2297 и Письмом МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 04.05.2007 N 52-23-11/09237 (Приложение 1 л.д. 11 - 13, 14 - 25). То есть налоговые органы признали правомерной методику восстановления и впоследствии применение налоговых вычетов по "давальческим" материалам, переданным Подрядчикам для осуществления строительства объектов ОАО "Томскнефть" ВНК.
Данные выводы налогового органа, изложенные в решении, являются письменными разъяснениями налогового органа, что в соответствии со статьей 111 Налогового кодекса Российской Федерации исключает привлечение ОАО "Томскнефть" ВНК к налоговой ответственности по данному основанию, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.05 N 15378/04 и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О.
Таким образом, у налогового органа не было сомнений в правомерности получения налогового вычета в 2005 г. по переданным в строительство давальческим материалам, в связи с чем налогоплательщик имеет право на их получение в установленном налоговым законодательством порядке, учитывая, что каких-либо изменений в налоговом законодательстве за этот период не произошло.
Инспекция ссылается на то обстоятельство, что счета-фактуры, отраженные в книгах покупок, не соответствуют счетам-фактурам по переданным "давальческим" материалам подрядчику, указанным в книгах продаж.
Однако, таблица, приведенная налоговым органом в приложении к письменным пояснениям от 03.04.2006, составлена неправильно, поскольку: по счету-фактуре N ДМ-11 от 30.11.2001 за июнь по разделу "по книге покупок" в графе "в т.ч. НДС" указана сумма 978248,75 руб., в то время как сумма "всего с НДС" отражена 1173898,50 руб., то есть в графе "в т.ч. НДС" указана стоимость продаж без НДС, а не сумма НДС равная 195649,75 рублей. Позиции таблицы, по которым отсутствуют данные по некоторым налоговым периодам, отраженным в книгах покупок, приведены в решении суда первой инстанции (стр. 25 решения суда).
Таким образом, налоговый орган в своих пояснениях использует неполную и недостоверную информацию.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 10865/03, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, является их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Данные условия соблюдены обществом.
Налоговым кодексом Российской Федерации не поставлено право налогоплательщика на применение налоговых вычетов в зависимость от ведения книги покупок. Установленные инспекцией нарушения правил Постановления Правительства от 02.12.2000 N 914 по порядку ведения книги покупок не влекут для налогоплательщика правовых последствий в виде невозможности применить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость.
Анализ счетов-фактур, в которых перечислены позиции по использованным "давальческим" материалам на объектах капитального строительства, введенных в эксплуатацию, и указанных расшифровок, составленных на основании актов на списание давальческих материалов, позволяет установить тот факт, что отсутствует завышение сумм НДС по счетам-фактурам, отраженным в книгах покупок над суммами НДС - в книгах продаж. Данное обстоятельство также подтверждается таблицей, составленной по данным счетам-фактурам (т. 56 л.д. 25). Из расчета следует, что отсутствует превышение сумм НДС, предъявленных к налоговому вычету по "давальческим" материалам по введенным в эксплуатацию объектам капитального строительства над суммами НДС, уплаченными в бюджет по вышеуказанным материалам,
ОАО "Томскнефть" ВНК представило в материалы дела документы, подтверждающие восстановление и уплату в бюджет НДС по приобретенным материалам, предоставленным Подрядчикам в предусмотренном ст. 713 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке, в т.ч. счета-фактуры, книги покупок и продаж по "давальческим материалам", а также документы, подтверждающие постановку на учет объектов капитального строительства и введение их в эксплуатацию (тома 7 - 10, том 11 л.д. 70 - 150, тома 12 - 14, том 15 л.д. 1 - 28).
Ссылка Инспекции на то, что заявителем не представлены указанные документы на момент рассмотрения возражений общества на акт налоговой проверки во время проверки, является несостоятельной, поскольку общество не согласилось с доводами, указанными в акте проверки, и представило свои возражения по данному вопросу. Кроме того, все подтверждающие правомерность позиции заявителя документы представлены в материалы дела. В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 арбитражный суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем представлены предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации документы (счета-фактуры, книги покупок и книги продаж по "давальческим материалам", акты на списание давальческих материалов, налоговые декларации, в т.ч. уточненные, накладные, документы, подтверждающие постановку на учет объектов капитального строительства и введение их в эксплуатацию (т.е. документы, подтверждающие производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплату давальческих материалов, предоставленным Подрядчикам в предусмотренном ст. 713 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке), а также то, что по результатам проведения выездных налоговых проверок за 2001, 2003, 2005 гг. претензии налоговых органов признаны недействительными в рассматриваемой части, инспекцией неправомерно доначислены налог на добавленную стоимость в размере 175199159 руб., пени в размере 74649570 руб. и налоговые санкции в размере 35039831,8 рублей.
По налогу на имущество.
Заявителю доначислен налог на имущество предприятий в сумме 23878405,46 руб. в связи с необоснованным применением льготы в отношении имущества предприятия, стоимость которого уменьшается на балансовую стоимость имущества объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.
В постановлении ФАС Московского округа от 20.02.2007 указано, что по данному эпизоду следует оценить все представленные в дело доказательства и доводы сторон, в том числе учесть довод заявителя относительно решения вопроса о наложении штрафных санкций о том, что в 2001 г. налоговым органом признано правомерным применение данной налоговой льготы.
ОАО "Томскнефть" ВНК руководствовалось п. "б" ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", которым предусмотрено, что стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)