Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.06.2003 ПО ДЕЛУ N А19-5819/03-18

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 5 июня 2003 г. Дело N А19-5819/03-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дубыниной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубыниной Т.В.,
при участии:
от истца - Кошеровой В.Е. (дов. N 47-04/173 от 23.04.2003),
от ответчика - Поповой Н.В. (дов. N 13578 от 02.08.2002),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Ангарское управление строительства" к ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области о признании недействительным письма,
УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском о признании недействительным письма ИМНС РФ по г. Ангарску от 21.03.2003 N 06-21/5477 с графиком погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что согласно письму Министерства РФ по налогам и сборам от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@ указано, что задолженность по дополнительным платежам включается в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов, поэтому графики погашения задолженности по пеням и штрафам, включающие суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, подлежат корректировке, поэтому с учетом данных требований ответчиком был составлен график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, который вместе с оспариваемым письмом, разъясняющим порядок применения графика, был направлен ответчику. Представитель ответчика полагает, что согласно пунктам 7 и 18 Правил по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом у налогового органа имеется право корректировки графиков погашения задолженности, следовательно, оспариваемое письмо с графиком, составленным налоговым органом, правомерны, поэтому в иске следует отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28.09.2001 инспекцией принято решение N 3 о проведении реструктуризации кредиторской задолженности истца по федеральным и местным налогам и сборам по состоянию на 01.09.2001 в сумме 19986000 руб. на срок до 6 лет. По пеням и штрафам - в сумме 63141000 руб.
25.03.2003 истцом было получено письмо ИМНС РФ по г. Ангарску за N 06-21/5477, в котором указано, что дополнительные платежи по налогу на прибыль подлежат исключению из состава реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам путем выделения их из графиков погашения задолженности по пеням и штрафам, включавших на момент реструктуризации суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, и составления отдельных графиков по дополнительным платежам по налогу на прибыль, поэтому истцу надлежит, начиная с 1 квартала 2003 г., производить погашение задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль согласно приложенному графику.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" реструктуризация задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, установлено, что по заявлению организации о предоставлении права на реструктуризацию в течение 30 рабочих дней со дня получения такого заявления и прилагаемых документов налоговым органом выносится соответствующие решение. В случае предоставления права на реструктуризацию в решении должны быть определены общая сумма задолженности пред федеральным бюджетом с указанием сумм задолженности по налогам и сборам, а также начисленным на них пеням и штрафам, график погашения задолженности организации, а также указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.
Как следует из вышеизложенного, в отношении истца сумма задолженности перед бюджетом с определением сумм налога и пени, штрафов, а также график ее погашения уже установлены решением налогового органа.
Пунктом 19 Порядка на налоговые органы возлагается контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательство по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности, однако не предусмотрена возможность корректировки налоговым органом графика реструктуризации путем составления дополнительного графика для организации, в отношении которой уже принято решение о реструктуризации.
Пункт 18 Правил "По применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" предусматривает конкретные случаи, при наличии которых графики погашения задолженности подлежат корректировке, однако рассматриваемая ситуация данным пунктом не предусмотрена.
Анализируя вышеупомянутые нормативные акты, суд приходит к выводу, что оспариваемое письмо с графиком погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль следует признать недействительным, так как налоговым законодательством, регулирующим порядок проведения реструктуризации, не предусмотрено право налогового органа в одностороннем порядке корректировать график погашения задолженности, который утвержден для организации решением о предоставлении права на реструктуризацию путем исключения из суммы пеней по налогу на прибыль, подлежащих реструктуризации, и выделения в отдельный график суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

признать недействительным письмо ИМНС РФ по г. Ангарску N 06-21/5477 от 21.03.2003 с графиком погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль как не соответствующее постановлению Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999.
Возвратить ОАО "Ангарское управление строительства" госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 540 от 31.03.2003.
Судья
Т.В.ДУБЫНИНА







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2003 г. Дело N А19-5819/03-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дубыниной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубыниной Т.В.,
при участии:
от истца - Кошеровой В.Е. (дов. N 47-04/173 от 23.04.2003),
от ответчика - Поповой Н.В. (дов. N 13578 от 02.08.2002),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Ангарское управление строительства" к ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области о признании недействительным письма,
УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском о признании недействительным письма ИМНС РФ по г. Ангарску от 21.03.2003 N 06-21/5477 с графиком погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что согласно письму Министерства РФ по налогам и сборам от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@ указано, что задолженность по дополнительным платежам включается в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов, поэтому графики погашения задолженности по пеням и штрафам, включающие суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, подлежат корректировке, поэтому с учетом данных требований ответчиком был составлен график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, который вместе с оспариваемым письмом, разъясняющим порядок применения графика, был направлен ответчику. Представитель ответчика полагает, что согласно пунктам 7 и 18 Правил по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом у налогового органа имеется право корректировки графиков погашения задолженности, следовательно, оспариваемое письмо с графиком, составленным налоговым органом, правомерны, поэтому в иске следует отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28.09.2001 инспекцией принято решение N 3 о проведении реструктуризации кредиторской задолженности истца по федеральным и местным налогам и сборам по состоянию на 01.09.2001 в сумме 19986000 руб. на срок до 6 лет. По пеням и штрафам - в сумме 63141000 руб.
25.03.2003 истцом было получено письмо ИМНС РФ по г. Ангарску за N 06-21/5477, в котором указано, что дополнительные платежи по налогу на прибыль подлежат исключению из состава реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам путем выделения их из графиков погашения задолженности по пеням и штрафам, включавших на момент реструктуризации суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, и составления отдельных графиков по дополнительным платежам по налогу на прибыль, поэтому истцу надлежит, начиная с 1 квартала 2003 г., производить погашение задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль согласно приложенному графику.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" реструктуризация задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, установлено, что по заявлению организации о предоставлении права на реструктуризацию в течение 30 рабочих дней со дня получения такого заявления и прилагаемых документов налоговым органом выносится соответствующие решение. В случае предоставления права на реструктуризацию в решении должны быть определены общая сумма задолженности пред федеральным бюджетом с указанием сумм задолженности по налогам и сборам, а также начисленным на них пеням и штрафам, график погашения задолженности организации, а также указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.
Как следует из вышеизложенного, в отношении истца сумма задолженности перед бюджетом с определением сумм налога и пени, штрафов, а также график ее погашения уже установлены решением налогового органа.
Пунктом 19 Порядка на налоговые органы возлагается контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательство по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности, однако не предусмотрена возможность корректировки налоговым органом графика реструктуризации путем составления дополнительного графика для организации, в отношении которой уже принято решение о реструктуризации.
Пункт 18 Правил "По применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" предусматривает конкретные случаи, при наличии которых графики погашения задолженности подлежат корректировке, однако рассматриваемая ситуация данным пунктом не предусмотрена.
Анализируя вышеупомянутые нормативные акты, суд приходит к выводу, что оспариваемое письмо с графиком погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль следует признать недействительным, так как налоговым законодательством, регулирующим порядок проведения реструктуризации, не предусмотрено право налогового органа в одностороннем порядке корректировать график погашения задолженности, который утвержден для организации решением о предоставлении права на реструктуризацию путем исключения из суммы пеней по налогу на прибыль, подлежащих реструктуризации, и выделения в отдельный график суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

признать недействительным письмо ИМНС РФ по г. Ангарску N 06-21/5477 от 21.03.2003 с графиком погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль как не соответствующее постановлению Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999.
Возвратить ОАО "Ангарское управление строительства" госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 540 от 31.03.2003.
Судья
Т.В.ДУБЫНИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)