Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 апреля 2005 г. Дело N А41-К2-16628/03
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р.А., протокол судебного заседания вела судья Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "Барьер" к ИФНС РФ по г. Лыткарино, третье лицо: КУИ по г. Лыткарино, о признании решения недействительным, при участии в заседании: от истца - К., директор, паспорт N 46 99 312204; Т., доверенность б/N от 25.01.05; Р.Е., доверенность N 9 от 19.11.04, от ответчика - Щ., доверенность N 121 от 24.01.05, от третьего лица - В., доверенность от 12.01.04, уд. N 53
рассматривается дело, направленное на новое рассмотрение постановлением ФАСМО N К-А41-/472-05 от 21.02.05.
ООО "Барьер" обратилось в Арбитражный суд МО с заявлением к ИФНС РФ по г. Лыткарино МО о признании недействительным решения ИФНС N 22/06 от 12.09.2004 в части доначисления земельного налога по лицевому счету в сумме 732689 руб. 02 коп., признании незаконным отказа ИФНС в возврате указанной суммы и обязании ИФНС РФ по г. Лыткарино возвратить заявителю излишне уплаченный земельный налог в сумме 732869 руб.
Заявитель судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель КУИ по г. Лыткарино в судебном заседании поддержал позицию ИФНС и представил письменное объяснение, в котором указывает что требование заявителя о признании незаконным решения ИМНС РФ по г. Лыткарино Московской области N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления и отражения в карточке лицевого счета ООО "Барьер" как суммы земельного налога, подлежащего уплате: за 2000 г. - 36560,2 руб., за 2001 г. - 232211,02 руб., за 2002 г. - 464097,02 руб., а всего - 732869,02 руб. не может быть удовлетворено по причинам: карточки лицевого счета являются внутренними документами налоговой инспекции и отраженная в них информация не порождает никаких правовых последствий для заявителя, что подтверждается правоприменительной практикой. Нормами НК РФ не предусмотрено возникновение правовых последствий для налогоплательщика при ведении налоговой инспекцией карточки лицевого счета,
Требование заявителя о признании незаконным отказа ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за период с 01 ноября 2000 г. по 31.12.2002 в размере 732868 руб. 97 коп. не может быть удовлетворено, так как заявитель не доказал факта излишней уплаты земельного налога и своего права на возврат суммы земельного налога, не представив в ИФНС РФ по г. Лыткарино доказательств фактической переплаты. ИФНС РФ по г. Лыткарино не отказывало заявителю в возврате данной суммы. Ссылки заявителя в ИФНС РФ по г. Лыткарино на нормы ФЗ РФ и Закона Московской области не являются доказательствами в смысле п. 1 ст. 64 АПК РФ, в соответствии с которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, заявителем при исчислении и уплате земельного налога в 2000 - 2002 годах подавались налоговые декларации в ИФНС РФ по г. Лыткарино, которые не признаны незаконными в установленном законом порядке, а нормами п. 1 ст. 81 НК РФ вносить какие-либо изменения в сторону уменьшения налога не допускается.
Требование заявителя о признании незаконным отказа ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за период с 01 ноября 2000 г. по 31.12.2002 в размере 732868 руб. 97 коп. не может быть удовлетворено, так как ИФНС РФ по г. Лыткарино не является собственником ни федерального бюджета, ни бюджета Московской области, ни бюджета муниципального образования г. Лыткарино (п. 3 ст. 2 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.1997), так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ в соответствии со ст. 12 Конституции РФ).
ИФНС РФ по г. Лыткарино не обладает правом распоряжаться муниципальной собственностью (п. 3 ст. 2 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.1997), так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ (ст. 12 Конституции РФ), а значит, не может принять решение в принципе о возврате из бюджета муниципального образования "Г. Лыткарино" суммы земельного налога в размере 50% от суммы, требуемой заявителем. Пока нормы федеральных законов и законов Московской области не будут признаны не подлежащими применению в установленном законом порядке они должны соблюдаться всеми. Данное правило установлено нормами п. 3 ст. 3, п. 5 ст. 27 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ от 06.10.1999, п. 5 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003. Нормы федерального законодательства и Закон Московской области, устанавливающие порядок расчета суммы земельного налога, не являются предметом спора по данному делу, а значит, нормы п. 2 ст. 13 АПК РФ применению в данном деле не подлежат. Требование заявителя о понуждении ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Барьер" излишне уплаченную сумму земельного налога за период с 01 ноября 2000 г. по 31.12.2002 в размере 732868 руб. 97 коп. также не может быть удовлетворено, поскольку ИФНС РФ по г. Лыткарино не является собственником ни федерального бюджета, ни бюджета Московской области, ни тем более бюджета муниципального образования "Г. Лыткарино", в силу чего не обладает правом распоряжаться указанными видами собственности. ООО "Барьер" не признало в установленном законом порядке недействительными собственные налоговые декларации, и ИФНС РФ по г. Лыткарино не отказывало заявителю в возврате суммы земельного налога в размере 732868 руб. 97 коп. Требуемая ООО "Барьер" сумма в размере 732868 руб. 97 коп. не является собственностью ООО "Барьер". Заявитель не доказал факта излишней уплаты земельного налога и своего права на возврат суммы земельного налога.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил следующее:
Заявитель представил в ИФНС уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, которой задекларирован объект налогообложения - земельный участок площадью 25280 кв. м и налоговой ставки: за 2000 г. (2 месяца) - 0,51 руб./кв. м; за 2001 г. - 0,0017 руб./кв. м; за 2002 г. - 0,0017 руб./кв. м.
Вместе с уточненной налоговой декларацией ООО "Барьер" направило в адрес ИФНС заявление о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога.
ИФНС г. Лыткарино на основании камеральной проверки приняло решение N 22/06 от 12.09.2003 в связи с полной уплатой сумм земельного налога за указанные периоды об отказе в привлечении ООО "Барьер" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате суммы налога в результате занижения налоговой ставки, которая, по мнению ИФНС должна составлять в 2000 и 2001 г. - 9,18 руб./кв. м, а в 2002 г. - 18,36 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2000 г. (2 месяца) составляют 5157,12 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,224 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2001 г. составляют 30942,72 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,224 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2002 г. составляют 61885,44 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 2,448 руб./кв. м.
Земельный налог установлен следующими нормативными актами:
Законом РСФСР "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 в статье 8 установлено, что налог за городские земли исчисляется в соответствии с утверждаемыми Верховным Советом РСФСР средними ставками по экономическим районам РСФСР, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории согласно приложению 2. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городскими Советами народных депутатов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Поскольку, органами местного самоуправления ставки земельного налога в 1991 году не были дифференцированы, то применяется ставка налога, установленная федеральным законодательством. Таблицей 1 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" для земель центрального экономического района ставка земельного налога составляла 1,7 руб./кв. м в городах с численностью населения от 50 тыс. до 1000 тыс. человек, так как на 01.01.2001 население г. Лыткарино составляло 50,0 тыс. человек, на 01.01.2002 49,9 тыс. чел., что подтверждается справкой Московского областного комитета государственной статистики от 07.08.2003 N 1198/11-4.
Законом РФ "О федеральном бюджете на 1994 год" от 01.07.1994 N 9-ФЗ в статье 12 установлено, что ставки земельного налога, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1994 году для земель сельскохозяйственного пользования с коэффициентом 20, во всех остальных случаях - с коэффициентом 50. Поскольку земельный участок, которым пользуется заявитель, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 21.11.2000 относится к категории "земли населенных пунктов", то при исчислении налога в 1994 году следует применять коэффициент равный 50.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1994 году, составляет 85 руб./кв. м (1,7 руб. x 50).
Постановлением Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" от 07.06.1995 N 562 в пункте 1 установлено, что необходимо применять в 1995 году, установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов - с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", - с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1995 году, составляет 170 руб./кв. м (85 руб. x 2).
Постановлением Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" от 03.04.1996 N 378 в пункте 1 установлено, что необходимо в 1996 году применять ставки земельного налога, установленные в 1995 году с коэффициентом 1,5.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1996 году, составляет 255 руб./кв. м (170 руб. x 1,5).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 1997 год" от 26.02.1997 N 29-ФЗ в статье 13 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1997 году, составляет 510 руб./кв. м (255 руб. x 2).
Законом РФ "О ставках земельного налога в 1998 году" от 28.10.1998 N 162-ФЗ в статье 1 установлено, что до 1 января 1999 года сохранить размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год. Следовательно, размер ставки налога на землю в 1998 году составлял 510 руб. Однако, Постановлением Правительства РФ "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" в пункте 7 установлено, что все платежи по налогам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен, который определяется исходя из того, что к 1000 рублей в деньгах старого образца приравнивается один рубль нового образца - п. 1 Постановления Правительства РФ.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1998 году, составляет 0,51 руб./кв. м (510 руб. / 1000).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999 N 36-ФЗ в статье 15 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1999 году, составляет 1,02 руб./кв. м (0,51 руб. x 2).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ в статье 18 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 2000 году, составляет 1,22 руб./кв. м (1,02 руб. x 1,2).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" в статье 12 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 2001 году, составляет 1,22 руб.
Законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ в статье 1 установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 2002 году, составляет 2,44 руб./кв. м (1,22 руб. x 2).
Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2, 5 и 3, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ, как противоречащие Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
Коэффициент 2,5 к ставке земельного налога введен статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", как предусмотренный Приложением 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю". Приложение 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введения повышающего коэффициента к ставке земельного налога в отношении земель, находящихся в курортных зонах.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со статьей 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Лыткарино в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Лыткарино Московской области.
Коэффициент 3 при исчислении земельного налога введен статьей 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", как учитывающий статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. Однако изменение ставок местных налогов может производиться в размерах и на условиях, установленных федеральным законодательством. Закон РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за счет статуса города развития социально-культурного потенциала, но при этом в качестве городов, в отношении которых может вводиться повышающий коэффициент, могут выступать города с населением не менее 100 тыс. человек.
В 2000 - 2002 г.г. население г. Лыткарино составляло примерно 50 тыс. человек, т.е. при исчислении земельного налога не может учитываться его статус и развитие социально-культурного потенциала, а, следовательно, устанавливаться соответствующий повышающий коэффициент при исчислении земельного налога.
Таким образом, обязательства общества по уплате земельного налога за 2000 г. (2 месяца) составляют 5140,27 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,22 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2001 г. составляют 30841,60 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,22 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2002 г. составляют 61683,20 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 2,44 руб./кв. м.
Всего за период с ноября 2000 г. по 2002 г. включительно обязательства заявителя по уплате земельного налога составляют 97665,07 рублей. Земельный налог исчислен по вышеуказанным ставкам за 1 квадратный метр.
Согласно платежным поручениям, не оспариваемыми сторонами, земельный налог был уплачен обществом в следующих размерах: 2000 г. (2 месяца) - 38709 рублей; 2001 г. - 232254 рубля; 2002 г. - 464140 рублей 80 копеек.
Всего общество уплатило земельный налог в сумме 735103 руб. 80 копеек.
Таким образом, суммы земельного налога 637438,73 руб. подлежат возврату обществу как излишне уплаченные.
В соответствии с п. п. 7 - 10 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Учитывая указанное, возражения третьего лица в части отражения в карточке лицевого счета суммы земельного налога, подлежащего уплате, являются обоснованными, так как указанные карточки являются внутренними документами ИФНС и отраженная в них информация не порождает правовых последствий для заявителя, следовательно, требования заявителя в части доначисления земельного налога по лицевому счету в сумме 732689 руб. 02 коп. следует отклонить.
По возражениям третьего лица о том, что заявитель не доказал факт излишней уплаты налога и своего права на возврат, суд считает обоснованными требования заявителя, так как уплата земельного налога, в том числе и оспариваемой суммы подтверждается платежными поручениями, имеющимися в деле. Собственные налоговые декларации заявителя, которые были поданы заявителем до представления уточненной налоговой декларации не должны оспариваться заявителем в суде. В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Однако, при выявлении суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком, он вправе по письменному заявлению требовать возврата излишне уплаченной суммы налога, и подача уточненной декларации в связи с уточнением суммы налога не противоречит Налоговому кодексу РФ.
Возражения третьего лица о том, что ИФНС не вправе распоряжаться муниципальной собственностью не может быть принято судом, так как правоотношения по уплате и возврату налогов являются налоговыми правоотношениями, регулируются налоговым законодательством России, в том числе НК РФ, и в соответствии со ст. 2 НК РФ обжалуются акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В части применения законодательства по земельному налогу указания третьего лица на то, что законы Московской области и органов местного самоуправления не отменены в надлежащем порядке а потому должны применяться судом, так как в случае противоречия законов субъектов Федерации и нормативных актов муниципальных органов федеральным законам, суд обязан применять закон, имеющий большую юридическую силу, то есть федеральный закон.
В ходе рассмотрения дела Инспекция Министерства по налогам и сборам по г. Лыткарино МО была заменена правопреемником Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по г. Лыткарино Московской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
признать недействительным решение ИФНС по г. Лыткарино Московской области N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 в сумме 33547 руб. 80 коп., за 2001 г. в сумме 201286 руб. 80 коп. руб.; за 2002 г. в сумме 402255 руб. 36 коп.
Обязать ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области возвратить ООО "Барьер" излишне уплаченный земельный налог в общей сумме 637089 руб. 97 коп. за 2000 г., 2001 г., 2002 г.
В остальной части иска отказать.
Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 230 от 22.09.03.
Выдать исполнительный лист и справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.04.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-16628/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2005 г. Дело N А41-К2-16628/03
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р.А., протокол судебного заседания вела судья Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "Барьер" к ИФНС РФ по г. Лыткарино, третье лицо: КУИ по г. Лыткарино, о признании решения недействительным, при участии в заседании: от истца - К., директор, паспорт N 46 99 312204; Т., доверенность б/N от 25.01.05; Р.Е., доверенность N 9 от 19.11.04, от ответчика - Щ., доверенность N 121 от 24.01.05, от третьего лица - В., доверенность от 12.01.04, уд. N 53
УСТАНОВИЛ:
рассматривается дело, направленное на новое рассмотрение постановлением ФАСМО N К-А41-/472-05 от 21.02.05.
ООО "Барьер" обратилось в Арбитражный суд МО с заявлением к ИФНС РФ по г. Лыткарино МО о признании недействительным решения ИФНС N 22/06 от 12.09.2004 в части доначисления земельного налога по лицевому счету в сумме 732689 руб. 02 коп., признании незаконным отказа ИФНС в возврате указанной суммы и обязании ИФНС РФ по г. Лыткарино возвратить заявителю излишне уплаченный земельный налог в сумме 732869 руб.
Заявитель судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель КУИ по г. Лыткарино в судебном заседании поддержал позицию ИФНС и представил письменное объяснение, в котором указывает что требование заявителя о признании незаконным решения ИМНС РФ по г. Лыткарино Московской области N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления и отражения в карточке лицевого счета ООО "Барьер" как суммы земельного налога, подлежащего уплате: за 2000 г. - 36560,2 руб., за 2001 г. - 232211,02 руб., за 2002 г. - 464097,02 руб., а всего - 732869,02 руб. не может быть удовлетворено по причинам: карточки лицевого счета являются внутренними документами налоговой инспекции и отраженная в них информация не порождает никаких правовых последствий для заявителя, что подтверждается правоприменительной практикой. Нормами НК РФ не предусмотрено возникновение правовых последствий для налогоплательщика при ведении налоговой инспекцией карточки лицевого счета,
Требование заявителя о признании незаконным отказа ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за период с 01 ноября 2000 г. по 31.12.2002 в размере 732868 руб. 97 коп. не может быть удовлетворено, так как заявитель не доказал факта излишней уплаты земельного налога и своего права на возврат суммы земельного налога, не представив в ИФНС РФ по г. Лыткарино доказательств фактической переплаты. ИФНС РФ по г. Лыткарино не отказывало заявителю в возврате данной суммы. Ссылки заявителя в ИФНС РФ по г. Лыткарино на нормы ФЗ РФ и Закона Московской области не являются доказательствами в смысле п. 1 ст. 64 АПК РФ, в соответствии с которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, заявителем при исчислении и уплате земельного налога в 2000 - 2002 годах подавались налоговые декларации в ИФНС РФ по г. Лыткарино, которые не признаны незаконными в установленном законом порядке, а нормами п. 1 ст. 81 НК РФ вносить какие-либо изменения в сторону уменьшения налога не допускается.
Требование заявителя о признании незаконным отказа ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за период с 01 ноября 2000 г. по 31.12.2002 в размере 732868 руб. 97 коп. не может быть удовлетворено, так как ИФНС РФ по г. Лыткарино не является собственником ни федерального бюджета, ни бюджета Московской области, ни бюджета муниципального образования г. Лыткарино (п. 3 ст. 2 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.1997), так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ в соответствии со ст. 12 Конституции РФ).
ИФНС РФ по г. Лыткарино не обладает правом распоряжаться муниципальной собственностью (п. 3 ст. 2 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.1997), так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ (ст. 12 Конституции РФ), а значит, не может принять решение в принципе о возврате из бюджета муниципального образования "Г. Лыткарино" суммы земельного налога в размере 50% от суммы, требуемой заявителем. Пока нормы федеральных законов и законов Московской области не будут признаны не подлежащими применению в установленном законом порядке они должны соблюдаться всеми. Данное правило установлено нормами п. 3 ст. 3, п. 5 ст. 27 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ от 06.10.1999, п. 5 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003. Нормы федерального законодательства и Закон Московской области, устанавливающие порядок расчета суммы земельного налога, не являются предметом спора по данному делу, а значит, нормы п. 2 ст. 13 АПК РФ применению в данном деле не подлежат. Требование заявителя о понуждении ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Барьер" излишне уплаченную сумму земельного налога за период с 01 ноября 2000 г. по 31.12.2002 в размере 732868 руб. 97 коп. также не может быть удовлетворено, поскольку ИФНС РФ по г. Лыткарино не является собственником ни федерального бюджета, ни бюджета Московской области, ни тем более бюджета муниципального образования "Г. Лыткарино", в силу чего не обладает правом распоряжаться указанными видами собственности. ООО "Барьер" не признало в установленном законом порядке недействительными собственные налоговые декларации, и ИФНС РФ по г. Лыткарино не отказывало заявителю в возврате суммы земельного налога в размере 732868 руб. 97 коп. Требуемая ООО "Барьер" сумма в размере 732868 руб. 97 коп. не является собственностью ООО "Барьер". Заявитель не доказал факта излишней уплаты земельного налога и своего права на возврат суммы земельного налога.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил следующее:
Заявитель представил в ИФНС уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, которой задекларирован объект налогообложения - земельный участок площадью 25280 кв. м и налоговой ставки: за 2000 г. (2 месяца) - 0,51 руб./кв. м; за 2001 г. - 0,0017 руб./кв. м; за 2002 г. - 0,0017 руб./кв. м.
Вместе с уточненной налоговой декларацией ООО "Барьер" направило в адрес ИФНС заявление о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога.
ИФНС г. Лыткарино на основании камеральной проверки приняло решение N 22/06 от 12.09.2003 в связи с полной уплатой сумм земельного налога за указанные периоды об отказе в привлечении ООО "Барьер" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате суммы налога в результате занижения налоговой ставки, которая, по мнению ИФНС должна составлять в 2000 и 2001 г. - 9,18 руб./кв. м, а в 2002 г. - 18,36 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2000 г. (2 месяца) составляют 5157,12 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,224 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2001 г. составляют 30942,72 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,224 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2002 г. составляют 61885,44 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 2,448 руб./кв. м.
Земельный налог установлен следующими нормативными актами:
Законом РСФСР "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 в статье 8 установлено, что налог за городские земли исчисляется в соответствии с утверждаемыми Верховным Советом РСФСР средними ставками по экономическим районам РСФСР, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории согласно приложению 2. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городскими Советами народных депутатов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Поскольку, органами местного самоуправления ставки земельного налога в 1991 году не были дифференцированы, то применяется ставка налога, установленная федеральным законодательством. Таблицей 1 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" для земель центрального экономического района ставка земельного налога составляла 1,7 руб./кв. м в городах с численностью населения от 50 тыс. до 1000 тыс. человек, так как на 01.01.2001 население г. Лыткарино составляло 50,0 тыс. человек, на 01.01.2002 49,9 тыс. чел., что подтверждается справкой Московского областного комитета государственной статистики от 07.08.2003 N 1198/11-4.
Законом РФ "О федеральном бюджете на 1994 год" от 01.07.1994 N 9-ФЗ в статье 12 установлено, что ставки земельного налога, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1994 году для земель сельскохозяйственного пользования с коэффициентом 20, во всех остальных случаях - с коэффициентом 50. Поскольку земельный участок, которым пользуется заявитель, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 21.11.2000 относится к категории "земли населенных пунктов", то при исчислении налога в 1994 году следует применять коэффициент равный 50.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1994 году, составляет 85 руб./кв. м (1,7 руб. x 50).
Постановлением Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" от 07.06.1995 N 562 в пункте 1 установлено, что необходимо применять в 1995 году, установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов - с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", - с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1995 году, составляет 170 руб./кв. м (85 руб. x 2).
Постановлением Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" от 03.04.1996 N 378 в пункте 1 установлено, что необходимо в 1996 году применять ставки земельного налога, установленные в 1995 году с коэффициентом 1,5.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1996 году, составляет 255 руб./кв. м (170 руб. x 1,5).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 1997 год" от 26.02.1997 N 29-ФЗ в статье 13 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1997 году, составляет 510 руб./кв. м (255 руб. x 2).
Законом РФ "О ставках земельного налога в 1998 году" от 28.10.1998 N 162-ФЗ в статье 1 установлено, что до 1 января 1999 года сохранить размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год. Следовательно, размер ставки налога на землю в 1998 году составлял 510 руб. Однако, Постановлением Правительства РФ "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" в пункте 7 установлено, что все платежи по налогам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен, который определяется исходя из того, что к 1000 рублей в деньгах старого образца приравнивается один рубль нового образца - п. 1 Постановления Правительства РФ.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1998 году, составляет 0,51 руб./кв. м (510 руб. / 1000).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999 N 36-ФЗ в статье 15 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 1999 году, составляет 1,02 руб./кв. м (0,51 руб. x 2).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ в статье 18 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 2000 году, составляет 1,22 руб./кв. м (1,02 руб. x 1,2).
Законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" в статье 12 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 2001 году, составляет 1,22 руб.
Законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ в статье 1 установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2.
Таким образом, земельный налог по земельному участку, используемому заявителем в 2002 году, составляет 2,44 руб./кв. м (1,22 руб. x 2).
Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2, 5 и 3, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ, как противоречащие Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
Коэффициент 2,5 к ставке земельного налога введен статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", как предусмотренный Приложением 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю". Приложение 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введения повышающего коэффициента к ставке земельного налога в отношении земель, находящихся в курортных зонах.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со статьей 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Лыткарино в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Лыткарино Московской области.
Коэффициент 3 при исчислении земельного налога введен статьей 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", как учитывающий статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. Однако изменение ставок местных налогов может производиться в размерах и на условиях, установленных федеральным законодательством. Закон РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за счет статуса города развития социально-культурного потенциала, но при этом в качестве городов, в отношении которых может вводиться повышающий коэффициент, могут выступать города с населением не менее 100 тыс. человек.
В 2000 - 2002 г.г. население г. Лыткарино составляло примерно 50 тыс. человек, т.е. при исчислении земельного налога не может учитываться его статус и развитие социально-культурного потенциала, а, следовательно, устанавливаться соответствующий повышающий коэффициент при исчислении земельного налога.
Таким образом, обязательства общества по уплате земельного налога за 2000 г. (2 месяца) составляют 5140,27 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,22 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2001 г. составляют 30841,60 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 1,22 руб./кв. м.
Обязательства заявителя по уплате земельного налога за 2002 г. составляют 61683,20 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и размера земельного налога 2,44 руб./кв. м.
Всего за период с ноября 2000 г. по 2002 г. включительно обязательства заявителя по уплате земельного налога составляют 97665,07 рублей. Земельный налог исчислен по вышеуказанным ставкам за 1 квадратный метр.
Согласно платежным поручениям, не оспариваемыми сторонами, земельный налог был уплачен обществом в следующих размерах: 2000 г. (2 месяца) - 38709 рублей; 2001 г. - 232254 рубля; 2002 г. - 464140 рублей 80 копеек.
Всего общество уплатило земельный налог в сумме 735103 руб. 80 копеек.
Таким образом, суммы земельного налога 637438,73 руб. подлежат возврату обществу как излишне уплаченные.
В соответствии с п. п. 7 - 10 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Учитывая указанное, возражения третьего лица в части отражения в карточке лицевого счета суммы земельного налога, подлежащего уплате, являются обоснованными, так как указанные карточки являются внутренними документами ИФНС и отраженная в них информация не порождает правовых последствий для заявителя, следовательно, требования заявителя в части доначисления земельного налога по лицевому счету в сумме 732689 руб. 02 коп. следует отклонить.
По возражениям третьего лица о том, что заявитель не доказал факт излишней уплаты налога и своего права на возврат, суд считает обоснованными требования заявителя, так как уплата земельного налога, в том числе и оспариваемой суммы подтверждается платежными поручениями, имеющимися в деле. Собственные налоговые декларации заявителя, которые были поданы заявителем до представления уточненной налоговой декларации не должны оспариваться заявителем в суде. В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Однако, при выявлении суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком, он вправе по письменному заявлению требовать возврата излишне уплаченной суммы налога, и подача уточненной декларации в связи с уточнением суммы налога не противоречит Налоговому кодексу РФ.
Возражения третьего лица о том, что ИФНС не вправе распоряжаться муниципальной собственностью не может быть принято судом, так как правоотношения по уплате и возврату налогов являются налоговыми правоотношениями, регулируются налоговым законодательством России, в том числе НК РФ, и в соответствии со ст. 2 НК РФ обжалуются акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В части применения законодательства по земельному налогу указания третьего лица на то, что законы Московской области и органов местного самоуправления не отменены в надлежащем порядке а потому должны применяться судом, так как в случае противоречия законов субъектов Федерации и нормативных актов муниципальных органов федеральным законам, суд обязан применять закон, имеющий большую юридическую силу, то есть федеральный закон.
В ходе рассмотрения дела Инспекция Министерства по налогам и сборам по г. Лыткарино МО была заменена правопреемником Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по г. Лыткарино Московской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИФНС по г. Лыткарино Московской области N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 в сумме 33547 руб. 80 коп., за 2001 г. в сумме 201286 руб. 80 коп. руб.; за 2002 г. в сумме 402255 руб. 36 коп.
Обязать ИФНС РФ по г. Лыткарино Московской области возвратить ООО "Барьер" излишне уплаченный земельный налог в общей сумме 637089 руб. 97 коп. за 2000 г., 2001 г., 2002 г.
В остальной части иска отказать.
Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 230 от 22.09.03.
Выдать исполнительный лист и справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)