Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2007 N 09АП-13359/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-24729/07-35-129

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2007 г. N 09АП-13359/2007-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2007.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего Я.
Судей: П.П.А., К.
при ведении протокола судебного заседания судьей Я.
при участии:
от истца (заявителя) - Р. паспорт 45 03 346759 выдан 12.06.2002 по доверенности N 11 от 02.10.2007
от ответчика (заинтересованного лица) - С. удостоверение УР N 176387 выдано 23.01.2006 по доверенности N 01-20/21678 от 29.12.2006
Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 17 по г. Москве
на решение от 03.08.2007 по делу N А40-24729/07-35-129
Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей П.Г.Е.
по иску (заявлению) ООО "ПМД Сервис"
к ИФНС России N 17 по г. Москве
о признании незаконным решения в части
установил:

в Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "ПМД Сервис" о признании недействительным решения ИФНС России N 17 по г. Москве N 38 от 05.04.2007 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания штрафа по налогу на прибыль в размере 406349 руб. и доначисления налога на прибыль в сумме 2031745 руб.
Решением суда от 03.08.2007 требования ООО "ПМД Сервис" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из того, что решение инспекции в оспариваемой части не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика уплачивать налоги в порядке, установленном законом.
ИФНС России N 17 по г. Москве не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его необоснованности, нарушения судом норм материального права, в удовлетворении требований ООО "ПМД Сервис" отказать, ссылаясь на то, что обществом в нарушение абз. 7, 8 статьи 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов" применена пониженная ставка 13,5% при налогообложении прибыли, полученной от операций по реализации ценных бумаг, что привело к занижению и неуплате налога в бюджет субъекта Российской Федерации.
ООО "ПМД Сервис" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ИФНС России N 17 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО "ПМД Сервис" по вопросу соблюдения обществом налогового и валютного законодательства РФ за 2005 г. по утвержденному перечню вопросов, полноты и правильности исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога за период 2003 - 2005 гг.
05.04.2007 по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 023 от 13.02.2007 ИФНС России N 17 по г. Москве вынесено решение N 38 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Оспариваемой частью решения общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за совершение налогового правонарушения, выразившегося в виде неуплаты (неполной уплаты) суммы налога на прибыль в виде штрафа в размере 406349 руб., обществу предложено уплатить налог на прибыль в сумме 2031745 руб.
Апелляционный суд считает решение инспекции в оспариваемой части незаконным и не принимает во внимание доводы налогового органа по следующим основаниям.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ООО "ПМД Сервис" в 2005 г. осуществляло деятельность, связанную, в том числе, с реализацией ценных бумаг, привлекая при этом труд инвалидов.
В налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 г. организацией на листе 06 отражена налоговая база по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами в размере 113745039 руб.
В соответствии с со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" государством гарантируется система экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процентов.
При исчислении налога обществом была использована пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5% в соответствии с Законом города Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов".
При этом, размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль организации, включающей в себя, в том числе и налоговую базу по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отражен на листе 02 налоговой декларации с указанием применения 13,5-процентной ставки налога, установленной Законом г. Москвы.
Довод налогового органа о неправомерном применении заявителем пониженной ставки на прибыль обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку нормативное регулирование применения пониженной ставки налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, для общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и организаций, использующих труд инвалидов, в период 2005 г. осуществлялось в соответствии с Законом г. Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов", принятым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12 ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы, в размере 13,5 процентов установлена для: общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) в течение отчетного (налогового) периода составляют не менее 80 процентов; организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; организаций, использующих труд инвалидов.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы, нормы, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении: прибыли, полученной от производства и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по Перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также от оказания посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых; доходов в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования.
Данный перечень товаров, прибыль от производства и реализации которых не подлежит обложению по пониженной ставке по налогу на прибыль, Правительством РФ не утвержден.
Ссылка налогового органа на Перечень товаров, производимых и (или) реализуемых общественными организациями инвалидов, учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, и организациями, использующими труд инвалидов (в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов общего числа работников и доля их заработной платы в расходах на оплату труда - не менее 25 процентов), в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 920, является несостоятельной, поскольку в соответствии с действующим налоговым законодательством объектом налогообложения по налогу на прибыль выступает прибыль, определяемая как доход организации за вычетом произведенных расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на два типа: расходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные расходы.
Согласно п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ в зависимости от целевого характера расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на следующие группы: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, при определении налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заявитель отразил расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением) ценных бумаг, что отражено в строке 030, лист 06 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 г.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что налоговым органом неправильно квалифицированы расходы налогоплательщика, поскольку заявителем отражены в налоговой декларации фактически понесенные расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в то время, как Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 920 от 29.12.2001, относится к иным правоотношениям, поскольку содержит в себе наименования товаров, производимых и (или) реализуемых организациями, использующими труд инвалидов, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов.
Применение данного Перечня недопустимо, т.к. при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль заявитель в расходы на производство и (или) реализацию ценных бумаг не включал средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов.
Кроме того, указанный Перечень принят в соответствии с пп. 38 и 39 п. 1 ст. 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией".
В соответствии с Законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 к расходам на социальную защиту инвалидов, работающих в организации, относятся: оказание медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; социально-бытовое, транспортное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание специальных рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
Таким образом, заявителем правомерно применена пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5 процентов, установленная Законом г. Москвы от 05.03.2003 N 12, а инспекцией необоснованно произведено доначисление в сумме 1781090 руб.
Кроме того, решение налогового органа принято с нарушением требований ст. 101 НК РФ, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 в решении о привлечении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 НК РФ.
Инспекция не доказала обоснованность доначисления заявителю налога на прибыль в сумме 1044397 руб. Документов, подтверждающих обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения в данной части инспекцией в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании ст. 110 АПК РФ с ИФНС России N 17 по г. Москве подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина по апелляционной жалобе, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовые образование выступали в качестве ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2007 по делу N А40-24729/07-35-129 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 17 по г. Москве госпошлину в доход федерального бюджета по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)