Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 июня 2007 года Дело N Ф04-2776/2007(34024-А27-23)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на решение от 02.11.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2007 по делу N А27-14490/2006-2, А27-14491/2006-2 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Шахта Кыргайская" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области,
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта Кыргайская" (далее - ООО "Шахта Кыргайская") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - инспекция) о признании недействительными решений N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2007, требования ООО "Шахта Кыргайская" удовлетворены, решения инспекции N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006 признаны недействительными.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Шахта Кыргайская".
По мнению налогового органа, арбитражный суд сделал неправомерный вывод о том, что для целей налогообложения должно применяться количество добытого полезного ископаемого, исчисленного в "чистых угольных пачках".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Шахта Кыргайская" просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за май и июнь 2005 года вынесено решение N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006 об отказе в привлечении ООО "Шахта Кыргайская" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых за май 2005 года в сумме 245594 руб. и июнь 2005 года в сумме 299580 руб.
Основанием для принятия решений послужил вывод налогового органа о занижении ООО "Шахта Кыргайская" в проверяемом периоде налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, исчисленной с количества добытого угля в "чистых угольных пачках".
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, ООО "Шахта Кыргайская" обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.
Принимая судебные акты об удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Поскольку ООО "Шахта Кыргайская", согласно утвержденной учетной политике организации, количество добытых полезных ископаемых определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого правомерно определено с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно пункту 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого. Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996 (далее - Инструкция), определен порядок определения добытого полезного ископаемого.
Пунктом 1.12 настоящей Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции. Пунктом 1.5 Инструкции также предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.
По данным статистического учета добыча принимается только в случае невозможности установления добычи по чистым угольным пачкам на основе маркшейдерских замеров выработанного пространства (пункт 1.10 настоящей Инструкции).
Учитывая, что налогоплательщик может добыть только полезное ископаемое, числящееся на государственном балансе, то в целях налогообложения должно учитываться количество полезного ископаемого, на которое были погашены балансовые запасы, то есть уголь в чистых угольных пачках, определенное по данным геолого-маркшейдерского учета, а не вся горная масса.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Шахта Кыргайская" правильно определило налогооблагаемую базу за май и июнь 2005 года с количества добытого полезного ископаемого по "чистым угольным пачкам", то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой.
С учетом изложенного арбитражный суд правомерно признал недействительными решения инспекции N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006, которыми ООО "Шахта Кыргайская" начислен налог на добычу полезных ископаемых за май 2005 года в сумме 245594 руб. и июнь 2005 года в сумме 299580 руб.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с инспекции в доход федерального бюджета в размере 1000 руб.
Согласно статье 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается арбитражным судом, рассматривающим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 02.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14490/2006-2, А27-14491/2006-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кемеровской области N 11 в доход федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2007 N Ф04-2776/2007(34024-А27-23) ПО ДЕЛУ N А27-14490/2006-2
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2007 года Дело N Ф04-2776/2007(34024-А27-23)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на решение от 02.11.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2007 по делу N А27-14490/2006-2, А27-14491/2006-2 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Шахта Кыргайская" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта Кыргайская" (далее - ООО "Шахта Кыргайская") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - инспекция) о признании недействительными решений N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2007, требования ООО "Шахта Кыргайская" удовлетворены, решения инспекции N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006 признаны недействительными.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Шахта Кыргайская".
По мнению налогового органа, арбитражный суд сделал неправомерный вывод о том, что для целей налогообложения должно применяться количество добытого полезного ископаемого, исчисленного в "чистых угольных пачках".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Шахта Кыргайская" просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за май и июнь 2005 года вынесено решение N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006 об отказе в привлечении ООО "Шахта Кыргайская" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых за май 2005 года в сумме 245594 руб. и июнь 2005 года в сумме 299580 руб.
Основанием для принятия решений послужил вывод налогового органа о занижении ООО "Шахта Кыргайская" в проверяемом периоде налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, исчисленной с количества добытого угля в "чистых угольных пачках".
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, ООО "Шахта Кыргайская" обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.
Принимая судебные акты об удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Поскольку ООО "Шахта Кыргайская", согласно утвержденной учетной политике организации, количество добытых полезных ископаемых определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого правомерно определено с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно пункту 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого. Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996 (далее - Инструкция), определен порядок определения добытого полезного ископаемого.
Пунктом 1.12 настоящей Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции. Пунктом 1.5 Инструкции также предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.
По данным статистического учета добыча принимается только в случае невозможности установления добычи по чистым угольным пачкам на основе маркшейдерских замеров выработанного пространства (пункт 1.10 настоящей Инструкции).
Учитывая, что налогоплательщик может добыть только полезное ископаемое, числящееся на государственном балансе, то в целях налогообложения должно учитываться количество полезного ископаемого, на которое были погашены балансовые запасы, то есть уголь в чистых угольных пачках, определенное по данным геолого-маркшейдерского учета, а не вся горная масса.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Шахта Кыргайская" правильно определило налогооблагаемую базу за май и июнь 2005 года с количества добытого полезного ископаемого по "чистым угольным пачкам", то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой.
С учетом изложенного арбитражный суд правомерно признал недействительными решения инспекции N 463 от 08.06.2006 и N 464 от 08.06.2006, которыми ООО "Шахта Кыргайская" начислен налог на добычу полезных ископаемых за май 2005 года в сумме 245594 руб. и июнь 2005 года в сумме 299580 руб.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с инспекции в доход федерального бюджета в размере 1000 руб.
Согласно статье 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается арбитражным судом, рассматривающим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14490/2006-2, А27-14491/2006-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кемеровской области N 11 в доход федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)