Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 октября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" Березовской Н.Г. (доверенность от 01.09.2003 без номера),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" на решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек,
Открытое акционерное общество "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) и обязании налоговой инспекции совершить действия по возврату на расчетный счет предприятия излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек.
Решением от 15 июля 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными пункты 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 налоговой инспекции.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 15 июля 2003 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, увеличивающий ставку налога на землю коэффициент не является самой налоговой ставкой, поэтому коэффициенты, установленные ежегодно федеральным законодательством о бюджете, применяются к ставкам, установленным законодателем муниципального образования. При этом обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законодательства о федеральном бюджете коэффициент к установленным ставкам земельного налога не предусмотрена ни одним правовым актом.
Распространяя новые ставки (с учетом коэффициентов) на уже осуществленные (либо подлежащие осуществлению) платежи, начисленные исходя из ставок земельного налога, установленных на предыдущий год, федеральный законодатель, полагает предприятие, фактически придает обратную силу нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков.
В связи с тем обстоятельством, что налог на землю является местным налогом, повышение ставок названного налога, считает предприятие, вправе производить представительные органы местного самоуправления.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (извещение от 02.10.2003 N 72274), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленных 25.12.2002 предприятием измененных налоговых деклараций по налогу на землю за 1999, 2000 и 2001 годы налоговой инспекцией вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314, в том числе об увеличении подлежащего взносу предприятием в бюджет налога на землю в размере 4168691 рубля 92 копеек и отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта правомерно исходил из того обстоятельства, что предприятием изначально правильно произведен расчет земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы, поэтому излишняя уплата названного налога за указанные периоды отсутствует.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 01.01.1999 признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением его пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В статье 3 названного Закона указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Как следует из статьи 17 названного Закона, учет плательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве налогового периода установлен календарный год. Начисленные суммы земельного налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется соответствующими органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога, а соответственно, и определенные на их основе уполномоченными органами конкретные ставки названного налога применяются в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Индексация земельного налога на земельные участки в городах и других населенных пунктах производится исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, исходя из буквального толкования воли федерального законодателя, изложенной в названной норме, суд кассационной инстанции полагает, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога определяется на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов - как текущего, так и предшествующих налоговых периодов.
Размер поправочных коэффициентов по земельному налогу на 1999, 2000, 2001 годы установлен соответственно Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год относятся к актам бюджетного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, а финансовый год в соответствии со статьей 12 названного Кодекса соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку названная правовая норма устанавливает ограничения для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, к которым законы о федеральном бюджете не относятся.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 30 октября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" Березовской Н.Г. (доверенность от 01.09.2003 без номера),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" на решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек,
Открытое акционерное общество "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) и обязании налоговой инспекции совершить действия по возврату на расчетный счет предприятия излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек.
Решением от 15 июля 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными пункты 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 налоговой инспекции.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 15 июля 2003 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, увеличивающий ставку налога на землю коэффициент не является самой налоговой ставкой, поэтому коэффициенты, установленные ежегодно федеральным законодательством о бюджете, применяются к ставкам, установленным законодателем муниципального образования. При этом обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законодательства о федеральном бюджете коэффициент к установленным ставкам земельного налога не предусмотрена ни одним правовым актом.
Распространяя новые ставки (с учетом коэффициентов) на уже осуществленные (либо подлежащие осуществлению) платежи, начисленные исходя из ставок земельного налога, установленных на предыдущий год, федеральный законодатель, полагает предприятие, фактически придает обратную силу нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков.
В связи с тем обстоятельством, что налог на землю является местным налогом, повышение ставок названного налога, считает предприятие, вправе производить представительные органы местного самоуправления.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (извещение от 02.10.2003 N 72274), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленных 25.12.2002 предприятием измененных налоговых деклараций по налогу на землю за 1999, 2000 и 2001 годы налоговой инспекцией вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314, в том числе об увеличении подлежащего взносу предприятием в бюджет налога на землю в размере 4168691 рубля 92 копеек и отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта правомерно исходил из того обстоятельства, что предприятием изначально правильно произведен расчет земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы, поэтому излишняя уплата названного налога за указанные периоды отсутствует.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 01.01.1999 признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением его пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В статье 3 названного Закона указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Как следует из статьи 17 названного Закона, учет плательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве налогового периода установлен календарный год. Начисленные суммы земельного налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется соответствующими органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога, а соответственно, и определенные на их основе уполномоченными органами конкретные ставки названного налога применяются в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Индексация земельного налога на земельные участки в городах и других населенных пунктах производится исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, исходя из буквального толкования воли федерального законодателя, изложенной в названной норме, суд кассационной инстанции полагает, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога определяется на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов - как текущего, так и предшествующих налоговых периодов.
Размер поправочных коэффициентов по земельному налогу на 1999, 2000, 2001 годы установлен соответственно Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год относятся к актам бюджетного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, а финансовый год в соответствии со статьей 12 названного Кодекса соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку названная правовая норма устанавливает ограничения для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, к которым законы о федеральном бюджете не относятся.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2003 N А19-8124/03-15-Ф02-3665/03-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 октября 2003 г.
Дело N А19-8124/03-15-Ф02-3665/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" Березовской Н.Г. (доверенность от 01.09.2003 без номера),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" на решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) и обязании налоговой инспекции совершить действия по возврату на расчетный счет предприятия излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек.
Решением от 15 июля 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными пункты 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 налоговой инспекции.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 15 июля 2003 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, увеличивающий ставку налога на землю коэффициент не является самой налоговой ставкой, поэтому коэффициенты, установленные ежегодно федеральным законодательством о бюджете, применяются к ставкам, установленным законодателем муниципального образования. При этом обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законодательства о федеральном бюджете коэффициент к установленным ставкам земельного налога не предусмотрена ни одним правовым актом.
Распространяя новые ставки (с учетом коэффициентов) на уже осуществленные (либо подлежащие осуществлению) платежи, начисленные исходя из ставок земельного налога, установленных на предыдущий год, федеральный законодатель, полагает предприятие, фактически придает обратную силу нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков.
В связи с тем обстоятельством, что налог на землю является местным налогом, повышение ставок названного налога, считает предприятие, вправе производить представительные органы местного самоуправления.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (извещение от 02.10.2003 N 72274), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленных 25.12.2002 предприятием измененных налоговых деклараций по налогу на землю за 1999, 2000 и 2001 годы налоговой инспекцией вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314, в том числе об увеличении подлежащего взносу предприятием в бюджет налога на землю в размере 4168691 рубля 92 копеек и отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта правомерно исходил из того обстоятельства, что предприятием изначально правильно произведен расчет земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы, поэтому излишняя уплата названного налога за указанные периоды отсутствует.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 01.01.1999 признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением его пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В статье 3 названного Закона указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Как следует из статьи 17 названного Закона, учет плательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве налогового периода установлен календарный год. Начисленные суммы земельного налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется соответствующими органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога, а соответственно, и определенные на их основе уполномоченными органами конкретные ставки названного налога применяются в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Индексация земельного налога на земельные участки в городах и других населенных пунктах производится исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, исходя из буквального толкования воли федерального законодателя, изложенной в названной норме, суд кассационной инстанции полагает, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога определяется на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов - как текущего, так и предшествующих налоговых периодов.
Размер поправочных коэффициентов по земельному налогу на 1999, 2000, 2001 годы установлен соответственно Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год относятся к актам бюджетного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, а финансовый год в соответствии со статьей 12 названного Кодекса соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку названная правовая норма устанавливает ограничения для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, к которым законы о федеральном бюджете не относятся.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 октября 2003 г.
Дело N А19-8124/03-15-Ф02-3665/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" Березовской Н.Г. (доверенность от 01.09.2003 без номера),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" на решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет открытого акционерного общества "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) и обязании налоговой инспекции совершить действия по возврату на расчетный счет предприятия излишне уплаченного земельного налога в сумме 4168691 рубля 92 копеек.
Решением от 15 июля 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными пункты 2, 3 решения от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 налоговой инспекции.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 15 июля 2003 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, увеличивающий ставку налога на землю коэффициент не является самой налоговой ставкой, поэтому коэффициенты, установленные ежегодно федеральным законодательством о бюджете, применяются к ставкам, установленным законодателем муниципального образования. При этом обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законодательства о федеральном бюджете коэффициент к установленным ставкам земельного налога не предусмотрена ни одним правовым актом.
Распространяя новые ставки (с учетом коэффициентов) на уже осуществленные (либо подлежащие осуществлению) платежи, начисленные исходя из ставок земельного налога, установленных на предыдущий год, федеральный законодатель, полагает предприятие, фактически придает обратную силу нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков.
В связи с тем обстоятельством, что налог на землю является местным налогом, повышение ставок названного налога, считает предприятие, вправе производить представительные органы местного самоуправления.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (извещение от 02.10.2003 N 72274), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленных 25.12.2002 предприятием измененных налоговых деклараций по налогу на землю за 1999, 2000 и 2001 годы налоговой инспекцией вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314, в том числе об увеличении подлежащего взносу предприятием в бюджет налога на землю в размере 4168691 рубля 92 копеек и отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта правомерно исходил из того обстоятельства, что предприятием изначально правильно произведен расчет земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы, поэтому излишняя уплата названного налога за указанные периоды отсутствует.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 01.01.1999 признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением его пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В статье 3 названного Закона указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Как следует из статьи 17 названного Закона, учет плательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве налогового периода установлен календарный год. Начисленные суммы земельного налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется соответствующими органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога, а соответственно, и определенные на их основе уполномоченными органами конкретные ставки названного налога применяются в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Индексация земельного налога на земельные участки в городах и других населенных пунктах производится исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, исходя из буквального толкования воли федерального законодателя, изложенной в названной норме, суд кассационной инстанции полагает, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога определяется на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов - как текущего, так и предшествующих налоговых периодов.
Размер поправочных коэффициентов по земельному налогу на 1999, 2000, 2001 годы установлен соответственно Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год относятся к актам бюджетного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, а финансовый год в соответствии со статьей 12 названного Кодекса соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку названная правовая норма устанавливает ограничения для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, к которым законы о федеральном бюджете не относятся.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8124/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)